Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-4893/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 14 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 июля 2015 года, по которому:
признано право Поповой В.Ю. на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» с учетом очередности умершего Попова С.А. с датой постановки на учет с 20 мая 1997 года по категории «инвалиды».
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» включить Попову В.Ю. в списки лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, с учетом очередности умершего Попова С.А. с датой постановки на учет 20 мая 1997 года по категории «инвалиды».
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Попова В.Ю. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о признании ее права на получение жилищной субсидии, восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии. В обоснование требований указала, что её супруг Попов С.А. состоял в списках очередников на переселение из районов Крайнего Севера по категории «инвалиды». Общественная комиссия по жилищным вопросам администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в связи со смертью Попова С.А. исключила его из списка очередников. Истица полагает, что имеет право на получение жилищной субсидии, поскольку в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» в случае смерти гражданина состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на получение жилищной субсидии сохраняется за членами его семьи.
Ответчик и третье лицо Минархстрой по РК своих представителей для участия в судебном заседании в судебном заседании не направили; представили письменный отзыв о несогласии с иском.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство архитектуры и строительства Республики Коми просит отменить решение суда, ссылаясь на неверное применение норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком и третьим лицом, что супруг истицы Попов С.А. состоял в очереди на переселение из районов Крайнего Севера с датой подачи заявления 20.05.1997 г. по категории «инвалиды». Согласно свидетельству о смерти Попов С.А. умер в г. Воркуте Республики Коми <Дата обезличена> г.
30.06.2010г. Попова С.А. обратилась к главе администрации муниципального образования городского округа «Воркута» с заявлением о восстановлении в списках очередности на получение социальной выплаты и переводе очереди умершего супруга на неё. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 02.03.2012г. в удовлетворении заявления Поповой С.А. о восстановлении в очереди отказано.
Разрешая спор, суд, верно, применил нормы материального права и пришел к выводу о наличии у Поповой В.Ю. права состоять в очереди с 20 мая 1997 года, то есть даты постановки на учет умершего супруга по категории «инвалиды».
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст. 1 Федерального закона от 25.10.002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же, как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции правильно исходил из того, что Попова В.Ю., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее супруга до 1 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: