Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-774/2020 ~ М-388/2020 от 17.03.2020

Дело № 3а-774/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 сентября 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Пархоменко Г.В.,

при ведении протокола помощником судьи Комиссаровой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску АО «< Ф.И.О. >5» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

АО «< Ф.И.О. >6» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит:

- пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..>;

- установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№..> в размере <№..> рублей 11 копеек, <№..> рубля 35 копеек, <№..> рублей 78 копеек, соответственно.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемая кадастровая стоимость участков определена на основании недостоверных сведений, что приводит к необоснованному увеличению земельного налога.

При проведении оценки кадастровой стоимости участков допущена техническая ошибка, выразившаяся в неправильном отнесении земельных участков к группе видов разрешенного использования. В свою очередь, это привело к необоснованному увеличению кадастровой стоимости земельных участков.

От представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >3 поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором выражена позиция о вынесении по делу законного и обоснованного решения.

Представитель администрации МО <Адрес...> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном возражении на административный иск представитель < Ф.И.О. >4 по существу заявленных требований привела возражения, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований и рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО <Адрес...>.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

На основании определения суда от 7 сентября 2020 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <№..>, расположенных на территории <Адрес...> Краснодарского края, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости.

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что спорные земельные участки ранее относились к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», в связи с чем их кадастровая стоимость утверждалась приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 года № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края».

Так в результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2015 года и составляет <№..> рубля 72 копейки, <№..> рублей 20 копеек, <№..> рубля 56 копеек, соответственно.

В последующем кадастровая стоимость земельных участков была изменена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю в связи с изменением категории земель земельных участков с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и составила для земельных участков с кадастровыми номерами <№..> рублей 62 копейки (по состоянию на 26 ноября 2018 года), <№..> рублей 70 копеек (по состоянию на 26 ноября 2018 года), <№..> рубля 76 копеек (по состоянию на 20 ноября 2018 года). Соответствующая кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости 28 ноября 2018 года (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№..>) и 20 ноября 2018 года (в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>).

Вместе с тем, согласно материалам дела, на момент обращения административного истца в суд с рассматриваемым административным иском в Единый государственный реестр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..>. Так 25 ноября 2019 года в отношении вышеуказанных земельных участков установлена кадастровая стоимость <№..> рублей 11 копеек, <№..> рубля 35 копеек, <№..> рублей 78 копеек, соответственно.

Таким образом, административным истцом оспаривается кадастровая стоимость, составляющая архивные сведения о земельных участках (далее – архивная кадастровая стоимость).

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

За административным истцом сохраняется право на применение результатов такого пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, поскольку АО «Белагро» не уплачен земельный налог за налоговые периоды, в которых действовала оспариваемая административным истцом архивная кадастровая стоимость земельных участков.

Из ответов Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22 июля 2019 года № 11-609/29054 и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю от 29 ноября 2019 года № 14157/01-10 следует, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..> в размере <№..> рублей 62 копейки, <№..> рублей 70 копеек, <№..> рубля 76 копеек по состоянию на 26 ноября 2018 года и 20 ноября 2018 года установлены с учетом наибольшего значения удельного показателя кадастровой стоимости (далее – УПКС) по оценочным группам видов разрешенного использования (далее – ВРИ) и наименьшего значения УПКС для граничащих кадастровых кварталов и составило 7140 рублей 82 копейки за 1 кв.м. (10я группа ВРИ, указанная в приложении № 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года №2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» - «земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов»).

На момент установления оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..> действовали Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания № 222).

Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний № 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.

В письме от <Дата><Адрес...> Министерства экономического развития Российской Федерации указано, что в целях предотвращения неправильного отнесения земельных участков при определении их кадастровой стоимости к группам видов разрешенного использования запрос дополнительных сведений о земельных участках земельными кадастровыми палатами по субъектам Российской Федерации у органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов представляется целесообразным. Тем не менее указанная мера, по мнению Департамента, не должна носить обязательный характер, а должна применяться исключительно в особо сложных случаях, связанных с недостатком информации для отнесения земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования.

Из материалов дела, включая ответы органов кадастрового учета, утвердивших оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, следует, что данными органами никакие дополнительные сведения о земельных участков с кадастровыми номерами <№..>, которые бы позволяли отнести участки к 10й группе ВРИ («земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов») не запрашивались.

В выписках из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках земельных участков не содержится сведений о том, что на данных участках размещены электростанции либо обслуживающие их сооружения и объекты.

Более того, согласно полученным по запросу суда сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования <Адрес...>, земельные участки с кадастровыми номерами <№..> расположены в территориальной зоне СХ-2 (зона объектов сельскохозяйственного назначения), которая предназначена для выращивания сельскохозяйственной продукции и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности.

Таким образом, кадастровую стоимость земельных участков необходимо устанавливать путем умножения площади участков на УПКС, предусмотренный для 15й группы ВРИ, указанных в приложении № 2 к приказу от 14 декабря 2016 года № 2640 («земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования»).

Именно так определена кадастровая стоимость земельных участков в настоящее время, в связи с изменением ВРИ участков на «предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна», и составляет, как указано выше, <№..> рублей 11 копеек, <№..> рубля 35 копеек, <№..> рублей 78 копеек.

Вместе с тем, ошибка, допущенная органом кадастрового учета в части неверного отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <№..> к группе видов разрешенного использования привела к необоснованному увеличению в разы кадастровой стоимости земельных участков.

Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах. Суд вызывал в судебное заседание представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации.

В судебное заседание представители, извещенные надлежащим образом, не являлись о причинах не явки не сообщали, ходатайств об отложении слушания дела не представляли. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административным истцом доказан факт недостоверности сведений о земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимого имущества и, соответственно, плательщика земельного налога.

Учитывая объем административных исковых требований и установленные факты суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с абз. 4 части 1.1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков внесена в реестр 28 ноября 2018 года и 20 ноября 2018 года, установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит применению именно с указанных дат, которая и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.

При этом, в настоящее время действующая кадастровая стоимость земельных участков внесена в реестр 25 ноября 2019 года.

Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению до 25 ноября 2019 года.

При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск АО «< Ф.И.О. >7»об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером <№..> в размере <№..> рублей 62 копейки по состоянию на 26 ноября 2018 года; с кадастровым номером <№..> в размере <№..> рублей 70 копеек по состоянию на 26 ноября 2018 года; с кадастровым номером <№..> по состоянию на 20 ноября 2018 года – в связи с недостоверностью сведений о земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу – <Адрес...>, <Адрес...>, кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 26 ноября 2018 года, в размере <№..> рублей 11 (одиннадцать) копеек, на период с 28 ноября 2018 года и до 25 ноября 2019 года.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу – Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, <Адрес...>, кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 26 ноября 2018 года, в размере <№..> рубля 35 (тридцать пять) копеек, на период с 28 ноября 2018 года и до 25 ноября 2019 года.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу – Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, <Адрес...>, д. б/н, кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 20 ноября 2018 года, в размере <№..> (<№..>) рублей 78 (семьдесят восемь) копеек, на период с 20 ноября 2018 года и до 25 ноября 2019 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..>.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья:

3а-774/2020 ~ М-388/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Белагро"
Ответчики
Департамент имущественных отношений Краснодасркого края
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Другие
Администрация МО Белореченского района
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Пархоменко Галина Витославовна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.04.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Предварительное судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2020Судебное заседание
25.08.2020Производство по делу возобновлено
01.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее