Дело № 2-194/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2017 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафонова П.П.,
при секретаре Бушуевой Н.Г.,
с участием истца помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Синельниковой М.Д., соистца Н.,
представителя ответчика Администрации Шалинского городского округа Сюкосева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд в интересах Н. с требованием к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В обоснование требований указано, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению Н. о нарушении его жилищных прав как инвалида 3 группы. В ходе проверки установлено, что Н. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно справке Врачебной Комиссии Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Свердловской области «<адрес> Центральная Городская Больница» от ДД.ММ.ГГГГ № ему поставлен диагноз <данные изъяты> Данное заболевание в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем относится к хроническим и затяжным <данные изъяты> с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Постановлением правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 указанное заболевание внесено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В связи с наличием указанного заболевания Н. бессрочно установлена 3 группа инвалидности. Постановлением администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Н. принят на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Однако, до настоящего времени Н. жильем не обеспечен, проживает в <адрес>, которая имеет значительную отдаленность от <адрес>, где последний наблюдается у врача<данные изъяты>. Исходя из этого, Н. должно быть предоставлено жилое помещение, расположенное в <адрес> <адрес>. Обеспечение Н. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям администрации Шалинского городского округа, в том числе путем обращения в органы государственной власти Свердловской области за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, в соответствии со ст.ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 статьи 55, 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Свердловской области.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Синельникова М.Д. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, при этом уточнив требования в части предоставления Н. жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. во внеочередном порядке в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Соистец Н. уточненные исковые требования прокурора, поданные в его интересах к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить не позднее ДД.ММ.ГГГГ во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма поддержал в полном объеме. Кроме того показал, что у него не имеется своего жилья, проживает в <адрес> сестрой и ее детьми. Он нуждается в постоянной медицинской помощи врача<данные изъяты>, по месту его регистрации такой врач отсутствует.
Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа Свердловской области Сюкосев А.В. не возражал против удовлетворения уточненного искового требования. Суду пояснил, что в соответствии с ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Указанной категории граждан жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке. <адрес> находится в административном ведении <адрес>, на территории которой свободных жилых помещений нет. По этой причине ответчик будет вынужден затратить значительное время на приобретение или строительство жилья. Сроки, необходимые для строительства жилого помещения составляют не менее 1,5 лет с учетом выполнения проектных и строительных работ. Ответчик объективно не сможет незамедлительно предоставить жилое помещение. Срок, установленный в уточненном исковом требовании - до ДД.ММ.ГГГГ считает разумным.
Третье лицо - Министерство финансов Свердловской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд явку своего представителя не обеспечил, отзыв не предоставил, об отложении слушания по делу или рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших рассмотреть дело при данной явке, определил рассмотреть дело в отсутствие указанного третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен произвольно жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течении которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Как установлено из представленных доказательств Н. признан малоимущим, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда в целях предоставления жилья по договору социального найма (л.д.8, 64).
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Медицинскими документами подтверждается, что Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена инвалидность, причина инвалидности – «инвалидность с детства» бессрочно, ему поставлен диагноз <данные изъяты>, хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, то есть то обстоятельство, что он страдает заболеванием, включённым в Перечень соответствующих заболеваний установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (л.д.11,12).
Указанными медицинскими документами подтверждается право Н. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, который входит в перечень утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В пункт 3 Перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, включены следующие заболевания: <данные изъяты>
Поскольку болезнь, которой страдает Н., относится к группе хронических и затяжных <данные изъяты> с тяжелыми и часто обостряющимися болезненными проявлениями, и входит в соответствии с международной классификацией болезней в перечень соответствующих заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, по мнению суда, он обладает правом состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, поскольку Перечень устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела – Н. со своей сестрой и ее двумя несовершеннолетними детьми зарегистрирован в жилом помещении – квартире, по адресу: <адрес>, общей площадью 52,0 кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи приходится менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем. Данное доказательство подтверждает то обстоятельство, что Н. проживает с другой семьёй и нуждается в получении жилого помещения.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что местом жительства Н. является <адрес> на территории которой он преимущественно проживает. При этом, согласно справок <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и Администрации <адрес> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в муниципальном жилищном фонде <адрес> нет свободных, пригодных для проживания жилых помещений (л.д.43, 67) Как отмечено выше, <адрес> относится к сельской администрации <адрес>.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст.1, п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
При обеспечении жилищных прав Н. площадь предоставления жилого помещения установлена ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно которой - инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.
Постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления жилого помещения – 18 кв.м., следовательно, Н. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 кв.м.
Поскольку общеизвестно и не требует доказывания, что муниципальное образование Шалинский городской округ Свердловской области является дотационным муниципальным образованием, что отвечающих всем требованиям свободных жилых помещений в муниципальном образовании не имеется, а также того, что исполнение решения суда будет осуществляться за счёт субвенций из государственного бюджета и при этом необходимо размещение муниципальной заявки на приобретение для соистца жилого помещения, а также оформление документации на квартиру для чего потребуется значительное время, с учётом согласия на это соистца Н. суд счёл возможным для обеспечения реальности исполнения судебного решения установить срок для его исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, уточненные исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить Н. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее 18 кв.м. нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, суд счел подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ предоставить Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее 18 (восемнадцати) кв.м. нормы предоставления жилого помещения на одного человека с учётом его права на обеспечение инвалидов жильём, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 23.06.2017 года.
Председательствующий судья П.П.Сафонов