Дело № 2А – 135/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 марта 2017 года город Москва
Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при секретаре Аникиной С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 135/2017 по административному иску ** Максима Юрьевича, ** Дениса Викторовича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы, председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы о признании незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы от **. № ** и № **, действий председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы выразившиеся в отказе в предоставления возможности проголосовать на выборах депутатов Государственной Думы **г.,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы, председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы о признании незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы от **г. № ** и № **, действий председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы выразившиеся в отказе в предоставления возможности проголосовать на выборах депутатов Государственной Думы **г. В обоснование требований указали, что **г. обратились в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 71 города Москвы с заявлением о включении в список избирателей для проведения выборов депутатов в Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на данном избирательном участке. Решением УИК № ** от **г. № ** и № ** в удовлетворении поданных заявлений отказано. Отказы мотивированны тем, что согласно ч. 6 ст. Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является «факт нахождения его общежития ВУЗа»; согласно информации, запрошенной избирательной комиссией у директора по управлению общежитиями, гостиницами, учебно-оздоровительными комплексами ВШЭ ** В.С., административные истцы в общежитии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» № 1 по адресу: ** не проживают.
Исходя из того, что заявления были поданы **г. не позднее ** и **, решения участковой избирательной комиссии № 71 по заявлениям должны были быть вынесены не позднее ** и ** ** года. С самим решение административные истцы были ознакомлены только **г. в **, т.е. непосредственно в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы.
При предъявлении административными истцами паспортов граждан РФ и удостоверений аспирантов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика», председатель УИК № 71 отказался рассмотреть вопрос о включении административных истцов в избирательный список, посоветовав обращаться в вышестоящую избирательную комиссию.
Требование о проживании в общежитии предъявленное участковой избирательной комиссией № 71 подразумеваемой ссылкой на циркулярное письмо Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ** № **, является незаконным, поскольку в целях применения ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О выборах в Государственную Думу» с учетом данного письма – установлению должно подлежать лишь наличие устойчивой правовой связи студента или аспиранта в соответствующим ВУЗом, которая возникает на основании приказа ректора о зачислении в студенты (аспиранты) Вуза.
Административные истцы полагают, что применение ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О выборах в Государственную Думу» в отношении общежития ВШЭ, расположенного по адресу: **, допустимо только в той мере, в какой данное общежитие рассматривается как место фактического нахождения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на территории избирательного участка.
Участковая комиссия в нарушении письма Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ** № ** запросила информацию не у руководителя образовательной организации – ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я.И. **, а директора по управлению общежитиями, гостиницами, учебно-оздоровительными комплексами ВШЭ ** В.С., который представил информацию о том, что ** М.Ю. и ** Д.В. в общежитии не проживают. При этом ** М.Ю. и ** Д.В. к заявлению, поданному **г. была приложена копия аспирантского удостоверения аспиранта НИУ ВШЭ, оригинал которого был продемонстрирован члену УИК № 71, принявшему заявление.
**г. не позднее ** в помещении территориальной избирательной комиссии Мещанского района Москвы административными истцами были поданы жалобы в территориальную избирательную комиссию Мещанского района г. Москвы на вышеуказанные отказные решения участковой комиссии № 71. Ответы по состоянию на **г. на указанные жалобы административными истцами получены не были.
Административные истцы в судебном заседании доводы иска поддержали.
Представитель административного ответчика против иска возражал.
Представитель заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Мещанского района г.Москвы против доводов иска возражал, представил отзыв на иск.
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ о распределении бремени доказывания между сторонами, суд и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании установлено, что **г. административные истцы обратились в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 71 города Москвы с заявлением о включении в список избирателей для проведения выборов депутатов в Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на данном избирательном участке.
**г. решением УИК № 71 № ** и № ** в удовлетворении заявлений о включении в список избирателей отказано, указано, что ** М.Ю. и ** Д.В. в списках студентов и аспирантов, проживающих в общежитии по адресу: ** обнаружено не было.
**г. административными истцами на вышеуказанные решения участковой комиссии № 71 поданы жалобы в территориальную избирательную комиссию Мещанского района г. Москвы территориальной избирательной комиссии Мещанского района Москвы.
Частью 6 ст. 17 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – ФЗ о выборах депутатов) предусмотрена возможность на включение в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания избирателей, находящихся в местах временного пребывания.
Согласно письму ЦИК России от ** года № ** студенты и аспиранты, находящиеся в день голосования вне места жительства, не получившие открепительные удостоверения и не включившиеся в список избирателей по личному заявлению на основании ч. 11 ст. 17 ФЗ о выборах депутатов, могут быть отнесены к лицам, находящимся в местах временного пребывания, и включены в список избирателей на избирательном участке по месту нахождения образовательной организации или общежития на основании ч. 6 ст. 17 указанного ФЗ по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 ФЗ о выборах депутатов и п.п. 2.2.10 и 2.2.11 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (постановление ЦИК от 22 июня 2016 года № 13/107-7) руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает, обязан предоставить в соответствующую участковую избирательную комиссию список таких избирателей.
Таким образом, студент или аспирант может быть включен в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания при соблюдении двух условий: наличия его в списке избирателей представленном в участковую избирательную комиссию руководителем образовательного учреждения, и поданного в порядке, установленным ФЗ о выборах депутатов, личного письменного заявления о включении в список избирателей на избирательном участке по месту нахождения образовательной организации или общежития.
По имеющейся информации в списках избирателей, представленных ректором НУИ ВШЭ в УИК № 71, заявители М.Ю. ** и Д.В. ** Д.В. отсутствовали.
Таким образом, административные истцы не могли быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ** Максима Юрьевича, ** Дениса Викторовича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы, председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы о признании незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г.Москвы от **г. № ** и № **, действий председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 71 г. Москвы выразившиеся в отказе в предоставления возможности проголосовать на выборах депутатов Государственной Думы **г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Мещанский районный суд город Москвы в течение пяти дней со дня приняти░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░