К делу №2-564/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2011 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Теучеж Ф.А.
с участием пом.прокурора Майкопского района Черненко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 3 о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации обратился в Майкопский районный суд с исковым заявлением к муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 3о создании предметного кабинета ОБЖ с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивного городка с элементами полосы препятствий, а также стрелкового тира или места для стрельбы согласно требованиям законодательства Российской Федерации
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения ФЗ № 53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службы». В муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3ст.Абадзехской выявлены нарушения закона, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, а также интересы Российской Федерации.
В соответствие ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального военного профессионального и среднего профессионального образования.
Согласно ст.14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы предоставляются молодежи в образовательных учреждениях, в том числе, среднего (полного) общего образования в соответствии с действующим законодательством.
Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе определен Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. № 1441.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. № 1441 Министерство обороны Российской Федерации обязано принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны, и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
При этом, проверка исполнения требований законодательства о воинской обязанности показала, что в МОУ СОШ № 3 в нарушение требований действующего законодательства отсутствует предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что исключает возможность теоретической, физической и стрелковой подготовки молодежи. Просил удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Черненко И.А. уточнил требования и просил обязать МОУ СОШ № 3 создать предметный кабинет ОБЖ с наглядными и учебными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий и место для стрельбы.
Зам.директора МОУ СОШ № 3 Журавлева Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора. Пояснила, что в школе кабинет ОБЖ есть, но он не оборудован, есть спортивная площадка, на которой имеются некоторые элементы полосы препятствий, места для стрельбы в школе нет. Привести все это в соответствие с требованиями закона не имеется возможности, поскольку на указанные цели денежные средства не выделялись и не выделяются.
Представитель Управления образования Администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности - ФИО5 возражала против удовлетворения требований в связи с тем, что денежные средства на оборудование кабинета ОБЖ и создание полосы препятствий отсутствуют.
Представитель Отдела Военного комиссариата Республики Адыгея по Майкопскому району согласно доверенности - ФИО6 согласилась с требованиями прокурора.
Представитель Администрации МО «Майкопский район» - ФИО7, по доверенности, также возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие денежных средств для оборудования кабинета ОБЖ и создания полосы препятствий.
Представитель Министерства образования и науки РА в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд отзыв, в котором указал, что организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, и полагал, что в условиях недостаточности средств в местных бюджетах целесообразно организовать обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных общеобразовательных учреждениях в форме сетевого взаимодействия.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, полагает, что заявленные исковые требования законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской.
В соответствие ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального военного профессионального и среднего профессионального образования.
Согласно ст.14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы предоставляются молодежи в образовательных учреждениях, в том числе, среднего (полного) общего образования в соответствии с действующим законодательством.
Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе определен Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. № 1441.
Пунктами 25, 26, 27 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе установлены основные полномочия Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Так, в соответствие с п.26 Положения, Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
Пунктом 27 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 Министерство обороны Российской Федерации обязано принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
Во исполнение требований вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации издан совместный приказ №96/134 от 24.02.2010г., которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В соответствии с пунктами 11, 13 и 14 Инструкции, руководители образовательных учреждений, в том числе: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны, и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Таким образом, судом установлено, что МОУ СОШ № 3 выявлены нарушения закона, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, а также интересы Российской Федерации, а именно отсутствуют надлежаще оборудованные предметный кабинет ОБЖ с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, место для стрельбы, что исключает возможность теоретической, физической и стрелковой подготовки учащихся. Отсутствие у МОУ СОШ №3 денежных средств на оборудование кабинета ОБЖ и создание полосы препятствий не является основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного, суд обязывает МОУ СОШ № 3 создать предметный кабинет ОБЖ с наглядными учебными пособиями, техническими средствами обучения по предмету ОБЖ, спортивный городок с элементами полосы препятствий и место для стрельбы.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.
Обязать МОУ СОШ № 3 создать предметный кабинет ОБЖ с наглядными и учебными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий и место для стрельбы.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в срок 10 дней через Майкопский районный суд.
Судья - подпись.
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко