Дело № 2-850/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 30 сентября 2020 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,
с участием представителя истца Сагитова А.М. - адвоката Чепурова Д.В., представившего удостоверение <...> и ордер <...> от <...>,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау РБ Кашаповой Т.В., действующей на основании доверенности <...> от <...>,
представителя соответчика ООО «Ремэнерго» - адвоката Петрова Д.А., представившего удостоверение <...> и ордер <...> от <...>,
при секретаре судебного заседания Грачевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагитова А.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан, Обществу с ограниченной ответственностью «Ремэнерго», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр безопасности труда» о признании недействительным отчета о проведении специальной оценки условий труда, обязании предоставить корректирующие сведения о периодах работы, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Сагитов А.М. с учетом последующих уточнений обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан (далее по тексту ГУ - УПФ РФ в <...>) <...> от <...> ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по заявлению от <...> гола, как лицу мужского пола, достигшему 55 лет, осуществлявшему трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями груда не менее 12 лет 6 месяцев и имеющему страховой стаж не менее 25 лет. При оценке его трудового стажа для целей его включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, ответчик без какого-либо пояснения проигнорировал наличие у него трудового стажа в следующих должностях и организациях: мастер строительно-монтажных работ участка <...> в ООО «Строительное управление ТЭЦ» в период с <...> по <...> (2 года 5 дней); мастер строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений и старший мастер строительно-монтажных работ участка строительных и монтажных работ в ООО «Ремэнерго» в период с <...> по <...> (6 лет 9 дней). Факт его трудовой деятельности в указанных должностях подтверждаются записями в трудовой книжке и справкой ООО «Ремэнерго». За перечисленные периоды трудовой деятельности работодателями производились отчисление страховых взносов, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, представленного ответчиком. Соответственно, не включив указанные периоды его трудовой деятельности в спецстаж, ответчик отказал в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. С решением ответчика в указанной части он не согласен. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старосты назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Должность мастера строительных и монтажных работ предусмотрена под ко<...> подраздела «б» раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий и других объектов» Списка <...>. Ответчик отказал во включении в спецстаж указанных выше периодов работы в связи с отсутствием в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования кодов особых условий труда. Однако, ООО «Строительное управление ТЭЦ» прекратило свою деятельность <...> Действующим юридическим лицом в настоящее время является ООО «Ремэнерго», которое имеет возможность предоставить соответствующие корректирующие сведения. Проведенная в ООО «Ремэнерго» специальная оценка условий труда не имеет никакого значения для решения вопроса о том, должна ли относиться проверяемая профессия к профессиям, работа в которой даёт право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Об этом свидетельствуют положения Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Статьей 14 данного Закона предусмотрено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Данная классификация не содержит такого признака, как «тяжелые условия труда». Коды особых условий труда для подтверждения стажа на работах с тяжелыми условиями труда при предоставлении в УПФ сведений о его стаже не были проставлены на основании результатов специальной оценки труда, проведенной в августе 2015 года Обществом с ограниченной ответственностью «Центр безопасности труда». Считает, что результаты названой оценки являются недействительными. При осуществлении оценки условий труда мастера строительно-монтажных работ (далее - СМР) и старшего мастера СМР были допущены следующие нарушения требований Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Ответчик ООО «Ремэнерго» не поставил его в известность о предстоящей оценки условий труда, соответственно он не мог внести какие-либо предложения по оценке, его не ознакомили с результатами проведения специальной оценки условий труда, ему не разъясняли какие-либо вопросы проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в том числе - вопрос о том, что стаж работы в занимаемых им должностях не будет включаться в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. Кроме того, во всех представленных ответчиком ООО «Ремэнерго» протоколах проведения исследований (испытаний) и измерений напряженности трудового процесса, а также - проведения исследований (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса, как в отношении должности мастер СМР, так и в отношении должности старший мастер СМР, в строке 2.3 «Наименование структурного подразделения» указан «Участок по ремонту зданий и сооружений», в строке 3.1 «Номер рабочего места» для должности «Мастер СМР» указан <...>, для должности «Старший мастер СМР» указан <...>. В строке 3.2 «Наименование рабочего места» указано соответствующее наименование должности: «Мастер СМР» и «Старший мастер СМР». Из перечисленного содержания протоколов не понятно, какие конкретные «рабочие места» подвергались обследованию. При выполнении трудовых обязанностей у ответчика ООО «Ремэнерго» в спорные периоды трудовой деятельности у него не было одного и того же рабочего места. Строительные объекты, которые либо возводились, либо реконструировались, либо подвергались ремонту, находились в разных местах. Как правило, заказчиком таких работ выступало либо ООО «Башкирэнерго» - для выполнения названных работ на объектах Производственного отделения «Кумертауские электрические сети», либо - ООО «Башкирская генерирующая компания» - для выполнения работ на объектах Кумертауской ТЭЦ. Соответственно, менялись не только рабочие места, но условия, при которых производись работы. При указанных обстоятельствах, когда оценке подвергалось какое-то «условное» рабочее место, результаты оценки являются недействительными. В подпункте 1 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» сказано, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости. То есть для занимаемых им у ответчика ООО «Ремэнерго» должностей мастер и старший мастер СМР, включенных в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 года № 10, идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов вообще не должна была проводиться. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о недействительности результатов специальной оценки условий труда, проведенной ответчиком ООО «Ремэнерго» для должностей мастер и старший мастер СМР. В спецстаж с тяжелыми условиями труда, помимо вышеуказанных спорных периодов, ответчик засчитал 8 лет 8 месяцев 22 дня. Общий трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, с учетом спорных периодов, составит 14 лет 9 месяцев 6 дней. Таким образом, на момент подачи им заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда им был выработан необходимый стаж. Для подготовки и составления данного искового заявления он обратился за юридической помощью к адвокату. Затраты на оплату указанной помощи составили 15 000 руб. Также при подаче искового заявления им была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Сагитов А.М. просит признать недействительным Отчёт о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Ремэнерго», составленный <...> ООО «Центр безопасности труда», в части оценки условий труда для должностей мастер и старший мастер строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений, обязать ООО «Ремэнерго» предоставить в ГУ - УПФ РФ в <...> корректирующие сведения о периодах трудовой деятельности мастером строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений и старшим мастером строительно-монтажных работ участка строительных и монтажных работ с <...> по <...> (4 года 15 дней) и с <...> по <...> (6 лет 9 дней), как о стаже работы, дающем право на назначение досрочной пенсии по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в <...> <...> от <...> в части отказа включить в его спецстаж периоды работы: мастер строительно-монтажных работ участка <...> в ООО «Строительное управление ТЭЦ» в период с <...> по <...> (2 года 5 дней); мастер и старший мастер строительно-монтажных работ участка по ремонту и строительству зданий и сооружений и участка по ремонту зданий и сооружений в ООО «Ремэнерго» в период с <...> по <...> (4 года 15 дней) и с <...> по <...> (6 лет 9 дней), обязать ГУ - УПФ РФ в <...> включить в его трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему более 12 лет 6 месяцев трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, указанные периоды, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за ней, то есть - с <...>, взыскать с ГУ - УПФ РФ в <...> судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.
В судебное заседание истец Сагитов А.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Чепуров Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, привел доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в <...> Кашапова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что в индивидуальном лицевом счете Сагитова А.М. за спорные периоды нет кодов особых условий труда, что не подтверждает льготный характер работы истца.
Представитель соответчика ООО «Ремэнерго» Петров Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что на рабочем месте Саитова А.М. отсутствовали особые условия труда, а класс условий труда на рабочем месте Сагитова А.М. не соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, что следует из поведенной специальной оценки условий труда. Ни один работник ООО «Ремэнерго» не ушел на пенсию по п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку на предприятии не было ни вредных, ни тяжелых условий труда.
Представитель соответчика ООО «Центр безопасности труда», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Сгаитов А.М., <...> года рождения, полагая, что имеет необходимый стаж работы на работах с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», <...> обратился в ГУ - УПФ РФ в <...> с заявлением о назначении такой пенсии.
Решением ГУ - УПФ РФ в <...> <...> от <...> Сагитову А.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы не менее 12 лет 6 месяцев.
В стаж работы истца Сагитова А.М. ГУ - УПФ РФ в <...> не включены следующие периоды: с <...> по <...> - мастер строительно-монтажных работ участка <...> в ООО «Строительное управление ТЭЦ»; с <...> по <...> - мастер строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений и старший мастер строительно-монтажных работ участка строительных и монтажных работ в ООО «Ремэнерго», поскольку в представленных страхователями индивидуальных сведениях на застрахованное лицо за указанные периоды отсутствуют коды особых условий труда.
В бесспорном порядке ответчиком ГУ - УПФ РФ в <...> в льготный стаж истца Сагитова А.М. зачтено 8 лет 8 месяцев 22 дня.
Не соглашаясь с указанным решением, истец Сагитов А.М. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с <...> Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию по старости, как установлено ч.ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст. 30 ч. 1 п. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лети женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лети 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 2 ст. 30 того же Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено: «что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: … б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список <...> производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <...>».
В Списке <...> от 1956 года подпунктом «б» раздела ХХ1Х «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» была предусмотрена следующая рабочая профессия: «мастера (десятники) и прорабы».
В Списке № 2 от 1991 года в разделе ХХV11, именуемом «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрена позиция № 2290000б-23419 «Мастера строительных и монтажных работ».Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К таким документам подпунктом «а» пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктом 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из трудовой книжки истца Сагитова А.М. АТ-111 <...> следует, что в период с <...> по <...> Сагитов А.М. работал мастером строительно-монтажных работ участка <...> ООО «Строительное управление ТЭЦ»; в период с <...> по <...> и с <...> по <...> Сагитов А.М. работал соответственно мастером строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений и старшим мастером строительно-монтажных работ участка строительных и монтажных работ в ООО «Ремэнерго».
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <...> следует, что ООО «Строительное управление ТЭЦ» было создано в качестве юридического лица <...>, деятельность юридического лица прекращена <...> в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от <...>, основным видом деятельности юридического лица являлось строительство жилых и нежилых зданий.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сагитова А.М. следует, что Сагитов А.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <...>, ООО «Строительное управление ТЭЦ» не подтвердило особые условия труда Сагитова А.М. соответствующим кодом в период его работы с <...> по <...>.
Справка, уточняющая льготный характер работы истца Сагитова А.М. в спорный период работы в ООО «Строительное управление ТЭЦ», в ГУ - УПФ РФ в <...> и в суд не представлена.
Согласно ответу на запрос <...> от <...>, документы на работника Сагитова А.М., связанные с его
трудовой деятельностью, при ликвидации ООО «Строительное Управление ТЭЦ» в управу <...> не предавались. <...> не наделена полномочиями по приему и хранению указанных документов.
Согласно ответу на запрос ГБУ «Центральный государственный архив <...>» от <...>, документы ООО «Строительное управление ТЭЦ» на хранение в ГБУ «Центральный государственный архив <...>» не поступали, в связи с чем, предоставить сведения о трудовой деятельности Сагитова А.М. не представляется возможным.
В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания факта занятости на работах с особыми условиями труда возложено на истца.
В нарушение данных положений закона какого-либо документального подтверждения особых условий труда в период работы Сагитова А.М. в ООО «Строительное управление ТЭЦ» с <...> по <...>, позволяющих истцу Сагитову А.М. претендовать на досрочную страховую пенсию на льготных условиях, как лицу, осуществляющему работу с тяжелыми (вредными) условиями труда, стороной истца суду не представлено.
Каких-либо письменных доказательств, раскрывающих характер выполняемой истцом Сагитовым А.М. работы в ООО «Строительное управление ТЭЦ» в особых условиях труда, и позволяющих соотнести его трудовые функции с должностями, перечисленными в соответствующем Списке <...>, суду в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При этом суд также учитывает, что согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Справка, уточняющая льготный характер работы истца Сагитова А.М. в спорный период, и подтверждающая факт работы истца по Списку <...>, код <...> «Мастера строительных и монтажных работ», работодателем ООО «Строительное управление ТЭЦ» истцу Сагитову А.М. не выдана, суду указанная справка не представлена.
Иных достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, подтверждающих факт работы истца Сагитова А.М. в спорный период по Списку <...>, код профессии <...>б-23419 «Мастера строительных и монтажных работ», в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено.
Согласно ст. 66 ч. 4 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке Сагитова А.М. содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой Сагитовым А.М. работы в его трудовой книжке не содержится.
При таких обстоятельствах само по себе наличие соответствующих записей в трудовой книжке Сагитова А.М. при отсутствии данных персонифицированного учета о льготном характере работы истца не может являться основанием для включения спорного периода работы истца в стаж работы с тяжелыми условиями труда.
Следовательно, спорный период работы истца Сагитова А.М. мастером строительно-монтажных работ участка <...> ООО «Строительное управление ТЭЦ» с <...> по <...> не может быть зачтен в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховое пенсии по п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сагитова А.М. в указанной части.
Из трудовой книжки истца Сагитова А.М. АТ-111 <...> также следует, что в период с <...> по <...> и с <...> по <...> Сагитов А.М. работал соответственно мастером строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений и старшим мастером строительно-монтажных работ участка строительных и монтажных работ в ООО «Ремэнерго».
Указанные выше обстоятельства также подтверждаются приказом ООО «Ремэнерго» <...> от <...> о приеме работника Сагитова А.М. на работу, приказом <...>-к от <...> о прекращении (расторжении) трудового договора с работником Сагитовым А.М.
Из трудового договора <...> от <...>, заключенного между ООО «Ремэнерго» и Сагитовым А.М., и дополнительных соглашений к трудовому договору усматривается, что Сагитов А.М. принимается на работу в ООО «Ремэнерго» в участок ремонта зданий и сооружений на должность мастера с нормальными условиями труда.
Каких-либо изменений либо дополнений в трудовой договор <...> от <...> в части изменения условий труда Сагитова А.М. не вносилось.
Согласно справке ООО «Ремэнерго» <...> от <...>, Сагитов А.М. действительно работал в ООО «Ремэнерго» в период с <...> по <...> старшим мастером строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений, полный 8-часовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе.
Из приказа ООО «Ремэнерго» <...> от <...> следует, что с <...> в ООО «Ремэнерго» был создан участок по ремонту зданий и сооружений.
Согласно штатному расписанию ООО «Ремэнерго» на период 2011 год, на участке по ремонту зданий и сооружений ООО «Ремэнерго» имелись, в том числе, должность мастера участка строительных и монтажных работ (1 единица), сведения о работе с тяжелыми (вредными) условиями труда штатное расписание не содержит.
Согласно штатному расписанию ООО «Ремэнерго» на период 2012 год, на участке по ремонту зданий и сооружений ООО «Ремэнерго» имелись, в том числе, должности старшего мастера строительных и монтажных работ (1 единица) и мастера строительных и монтажных работ (1 единица), сведения о работе с тяжелыми (вредными) условиями труда штатное расписание не содержит.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <...> следует, что ООО «Ремэнерго» создано в качестве юридического лица <...>, основным видом деятельности юридического лица является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, дополнительными видами деятельности является, в том числе, строительство жилых и нежилых зданий, строительство автомобильных дорог и автомагистралей, строительство железных дорог и метро, строительство мостов и тоннелей, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, строительство местных линий электропередачи и связи.
Согласно Уставу ООО «Ремэнерго» от <...>, основными видами деятельности ООО «Ремэнерго» являются, в том числе: строительство ВЛ-0,4-6-10-35-110 и ТП-10/0,4кВ, ремонт ВЛ-0,4-6-10-35-110 и ТП-10/0,4кВ, строительство электроподстанций 35-110-220кВ и монтаж оборудования, ремонт силового оборудования подстанций 35-110-220кВ, пусконаладочные и ремонтные работы устройств РЗА на электроподстанциях и промышленных предприятиях, монтаж и ремонт кабельных линий 0,4-10кВ, монтаж внутридомовой проводки ВЛ-0,4кВ, производство, монтаж, демонтаж металлических конструкций, производство, монтаж, демонтаж деревянных конструкций, производство, монтаж, демонтаж железобетонных конструкций, производство, монтаж, демонтаж конструкций из ПВХ, производство, монтаж, демонтаж конструкций из стекла, производство электромонтажных работ и т.д.
Согласно ответу на запрос ООО «Башкирэнерго» от <...>, в период с <...> по <...> персоналом ООО «Ремэнерго» проводились следующие строительно-монтажные работы:
- Согласно договору <...> от <...> произведена реконструкция трехэтажного корпуса <...> ДОЦ «Горное Эхо»;
- Согласно договору <...> от <...> произведен ремонт ограждения, маслоприемников ПС «Давлетшино»;
- Согласно договору <...> от <...> произведен ремонт внутренних помещений корпусов ДОЦ «Горное Эхо»;
- Согласно договору № <...> от <...> произведен ремонт зданий и сооружений ПС «ВЭС», «Городская» Ермолаевского РЭС;
- Согласно договору № <...> от <...> произведен ремонт сооружений ПС «Иняк» Зианчуринского РЭС;
- Согласно договору № <...> от <...> произведен ремонт зданий и сооружений ПС «Ира», «Алексеевка» Ермолаевского РЭС;
- Согласно договору № <...> от <...> произведен ремонт внутренних помещений АБК ПО «КЭС»;
- Согласно договору № <...> от <...> произведен ремонт теплоизоляции трубопроводов ПО «КЭС»;
- Согласно договору № <...> от <...> произведен ремонт зданий и сооружений трансформаторных подстанций <...>.
Согласно ответу на запрос ООО «Башкирэнерго» от <...>, в период с 2011 по 2016 гг. между ООО «БГК» и ООО «Рэмэнерго»
заключены 13 договоров о выполнении строительно-монтажных работ на
Кумертауской ТЭЦ. Предоставить сведения по договорам, заключенным с ООО «Рэмэнерго» в период с <...> по <...> не представляется возможным, поскольку в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от <...> <...> сроки хранения запрашиваемых договоров истек.
Изложенные в ответе на запрос ООО «Башкирэнерго» обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями договоров, заключенных с ООО «Ремэнерго» о выполнении строительно-монтажных работ на Кумертауской ТЭЦ.
<...> между ООО «Ремэнерго» и ООО «Центр безопасности труда» был заключен договор <...> на проведение специальной оценки условий труда в ООО «Ремэнерго».
<...> ООО «Центр безопасности труда» совместно с работодателем ООО «Ремэнерго» была проведена специальная оценка условий труда рабочего места старшего мастера строительных и монтажных работ и мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений.
По результатам специальной оценки условий труда рабочего места старшего мастера строительных и монтажных работ и мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений ООО «Ремэнерго» определено:
- 2 класс условий труда по степени шума (допустимый), 2 класс условий труда по параметрам световой среды (допустимый), 2 класс условий труда по тяжести трудового процесса (допустимый), 2 класс условий труда по напряженности трудового процесса (допустимый), итоговый класс условий труда - 2 (допустимый);
- гарантии и компенсации, предоставляемые работнику, занятому на данном рабочем месте, отсутствуют;
- даны рекомендации по подбору работников: возможность применения труда женщин, лиц до 18 лет и инвалидов; режимы труда и отдыха в соответствии с графиком работы организации.
Результаты специальной оценки условий труда рабочего места старшего мастера строительных и монтажных работ и мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений ООО «Ремэнерго» отражены в картах №<...>, 54 специальной оценки условий труда, отчете о проведении специальной оценки условий труда, утвержденном председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сагитова А.М. следует, что Сагитов А.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <...>, ООО «Ремэнерго» не подтвердило особые условия труда Сагитова А.М. соответствующим кодом в период его работы с <...> по <...>.
Согласно ответу на запрос ООО «Ремэнерго» <...> от <...>, коды особый условий труда при подаче сведений в отношении Сагитова А.М. в ГУ - УПФ РФ в <...>, необходимые для исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были проставлены в связи с отсутствием особых условий труда на рабочем месте, а класс условий труда на рабочем месте по данной работе не соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, что подтверждено результатами специальной оценки условий труда.
Из исследованных судом расчетных листков истца Сагитова А.М. за период с января 2012 года по декабрь 2013 года усматривается отсутствие сведений об особых кодах вредности и доплат за работу с тяжелыми (вредными) условиями труда.
Справка, уточняющая льготный характер работы истца Сагитова А.М. в спорный период работы в ООО «Ремэнерго», в ГУ - УПФ РФ в <...> и в суд не представлена.
В настоящее время истцом Сагитовым А.М. оспариваются действия работодателя ООО «Ремэнерго» по предоставлению в пенсионный орган недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не подтверждающих его право на досрочную страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В обязанности работодателя также входит обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, предоставлять гарантии и компенсации работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежемесячного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Согласно ст. 3 ч.ч. 1-3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
В силу ст. 8 ч.ч. 1 - 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Из положений ст. 15 ч. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует, что по результатам проведения специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 12 и ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено суду доказательств, подтверждающих факт предоставления работодателем ООО «Ремэнерго» в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации недостоверных сведений о включаемых в стаж Сагитова А.М. периодах деятельности на соответствующих видах работ.
Как усматривается из материалов дела, Сагитов А.М. в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 04 декабря 1997 года.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы Сагитова А.М. в ООО «Ремэнерго» не отражены в системе обязательного пенсионного страхования как периоды, относящиеся к Списку <...>.
Из трудового договора <...> от <...>, заключенного между ООО «Ремэнерго» и Сагитовым А.М., и дополнительных соглашений к трудовому договору усматривается, что Сагитов А.М. принят на работу в ООО «Ремэнерго» в участок ремонта зданий и сооружений на должность мастера с нормальными условиями труда.
Трудовой договор подписан сторонами, следовательно, при поступлении на работу Сагитов А.М. был ознакомлен с тем, что условий труда по должности мастер участка ремонта зданий и сооружений ООО «Ремэнерго» являются нормальными.
Каких-либо изменений либо дополнений в трудовой договор <...> от <...> в части изменения условий труда Сагитова А.М. не вносилось.
В карте специальной оценки условий труда <...> от <...> рабочего места старшего мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений ООО «Ремэнерго» указано, что итоговый класс условий труда 2 (допустимый), гарантии и компенсации, предоставляемые работнику, занятому на данном рабочем месте, в том числе и право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку <...>, отсутствуют.
Аналогичные данные указаны и в карте специальной оценки условий труда <...> от <...> рабочего места мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений ООО «Ремэнерго».
Таким образом, проведенная работодателем ООО «Ремэнерго» специальная оценка условий труда рабочего места мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений и старшего мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений свидетельствует о том, что работа истца Сагитова А.М. по должности как старшего мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений, так и мастера строительных и монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений не может быть отнесена к Списку <...> и давать истцу Сагитову А.М. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Оснований для признания Отчета о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Ремэнерго» в части оценки условий труда для должностей мастер и старший мастер строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений не имеется, поскольку оценка специальных условий труда, проведенная ООО «Центр безопасности труда», прав истца Сагитова А.М. не нарушает, проведена в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда и включения спорных периодов работы в специальный стаж работы Сагитова А.М. не имеется.
Как уже было сказано выше, согласно ст. 66 ч. 4 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке Сагитова А.М. содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой Сагитовым А.М. работы в его трудовой книжке не содержится, как не содержится и в трудовом договоре и дополнительных соглашениях к нему, расчетных листах.
При таких обстоятельствах само по себе наличие соответствующих записей в трудовой книжке Сагитова А.М. при отсутствии данных персонифицированного учета о льготном характере работы истца не может являться основанием для включения спорного периода работы истца в стаж работы с тяжелыми условиями труда.
Справка ООО «Ремэнерго», уточняющая льготный характер работыСагитова А.М. и содержащая сведения о выполнении истцом Сагитовым А.М. в течение полного рабочего дня работы в особых условиях, не представлена. Соответствующие сведения об особых условиях труда страхователь ООО «Ремэнерго» в пенсионный орган не предоставлял.
Поскольку в силу ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного Закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении стажа Сагитова А.М. представлялись, но недостоверность их не доказана, письменных доказательств, подтверждающих выполнение Сагитовым А.М. работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сагитова А.М.
Доводы стороны истца о том, что проведенная в ООО «Ремэнерго» специальная оценка условий труда не имеет значения для решения вопроса об отнесении профессии к работе, которая дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, несостоятельны и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы стороны истца о том, что ООО «Ремэнерго» не поставил в известность Сагитова А.М. о времени и месте проведения специальной оценки условий труда, судом отклоняются, поскольку Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не предусматривает обязанность работодателя извещать работника о времени и месте проведения специальной оценки условий труда.
То обстоятельство, что работодатель ООО «Ремэнерго» не ознакомил Сагитова А.М. с результатами проведенной специальной оценки условий труда, не может служить основанием к отмене результатов проведенной специальной оценки условий труда, поскольку Сагитов А.М., не согласившись с результатами проведенной специальной оценки условий труда, воспользовался предоставленным ему правом и оспорил данные результаты в судебном порядке.
Согласно ст. 22 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что на дату обращения истца Сагитова А.М. <...> в ГУ - УПФ РФ в <...> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии у истца Сагитова А.М. не возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика ГУ - УПФ РФ в <...> обязанности назначить досрочную страховую пенсию с <...>.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В ч. 1 ст. 100 ГПК РФ закреплено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом Сагитовым А.М. были понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (подтверждено чеком-ордером от <...>), по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей (подтверждено квитанцией <...> от <...>).
Поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований Сагитова А.М. в полном объеме, понесенные истцом судебные расходы взысканию с ответчика ГУ - УПФ РФ в <...> не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сагитова А.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан, Обществу с ограниченной ответственностью «Ремэнерго», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр безопасности труда» о признании недействительным отчета о проведении специальной оценки условий труда в части оценки условий труда для должностей мастер и старший мастер строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений, обязании Общества с ограниченной ответственностью «Ремэнерго» предоставить корректирующие сведения о периодах работы мастером строительно-монтажных работ участка по ремонту зданий и сооружений и старшим мастером строительно-монтажных работ участка строительных и монтажных работ с <...> по <...> и с <...> по <...> соответственно, как о стаже работы, дающем право на назначение досрочной пенсии по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан <...> от <...> в части отказа включить в специальный стаж периоды работы: мастер строительно-монтажных работ участка <...> в ООО «Строительное управление ТЭЦ» в период с <...> по <...>; мастер и старший мастер строительно-монтажных работ участка по ремонту и строительству зданий и сооружений и участка по ремонту зданий и сооружений в ООО «Ремэнерго» в период с <...> по <...> и с <...> по <...> соответственно, включении указанных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за ней, с <...>, взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующая подпись
<...>
<...>
<...>5