РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2013 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Мухиной А. В.,
с участием помощника прокурора Лихославльского района Ушаковой С. А.,
представителей ответчиков – МО «Лихославльский район», администрации Лихославльского района Тверской области, МОУ «Кавская НОШ» Пшеничной Н.Н. и Коробчану О.В., выступающей в качестве представителя ответчика – администрации Лихославльского района Тверской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – отдела образования администрации Лихославльского района,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело № 2-415/2013 по исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц.
УСТАНОВИЛ:
В Лихославльский районный суд поступило исковое заявление прокурора Лихославльского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения.
В обоснование исковых требований, с учётом уточнений, прокурор Лихославльского района указал, что в муниципальном образовательном учреждении «Кавская НОШ» отсутствует система технического контроля за территорией (видеонаблюдения). Согласно ст. 32 и ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установка видеонаблюдения по периметру образовательного учреждения отвечает требованиям Закона "Об образовании" и направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. К одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма в соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, относятся организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствования механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В соответствии с п.п. 7 и 12 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь, речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
Законом Тверской области № 132-ЗО от 27.12.2012 года и Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2012 года № 851-пп предусмотрено выделение субсидий государственным учреждениям Тверской области на проведение комплекса мероприятий по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений Тверской области посредством установки систем видеонаблюдения.
Письмом Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 г. №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 утверждён типовой перечень мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, среди которых обязательными являются установка систем видеонаблюдения Необходимость наличия на первом этаже в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, школах-интернатах и т.п.) помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» предусмотрено п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011года №635/10, являющейся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 и СНиП31-05-2003. Согласно ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Отсутствие системы технического контроля за территорией (видеонаблюдения) образовательного учреждения и недостаточная защищенность помещений образовательного учреждения способствует нахождению на его территории посторонних лиц и совершению общественно-опасных деяний, в том числе, террористических актов. Нарушения прав несовершеннолетних обучающихся являются недопустимыми, неотвечающими требованиям законодательства Российской Федерации, не обеспечивают антитеррористическую защищенность образовательных учреждений и безопасность учащихся муниципальных образовательных учреждений в период образовательного процесса, влекут значительное снижение уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения и в случае совершения на его территории преступлений террористической направленности могут повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера материального ущерба, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном образовательном учреждении и иных лиц, что не отвечает требованиям предупреждения терроризма. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд возложить на МОУ «Кавская НОШ» и администрацию Лихославльского района обязанность по обеспечению прав воспитанников на охрану здоровья, обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно оборудовать систему технического контроля (видеонаблюдения) за территорией здания образовательного учреждения, по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.Определением суда от 25.06.2013 года (т. 1 л.д. 95) в связи с отказом прокурора от части исковых требований и принятия его судом прекращено производство по гражданскому делу в частитребований о возложении на администрацию Лихославльского района обязанности выделить денежные средства на установку системы технического контроля за территорией образовательного учреждения (видеонаблюдения) в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.
Помощник прокурора Лихославльского района Ушакова С.А в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков МО «Лихославльский район», администрации Лихославльского района Пшеничная Н.Н., выступающая также в качестве представителя ответчика образовательного учреждения, и Коробчану О.В., выступающая также в качестве представителя третьего лица отдела образования администрации Лихославльского района, в судебном заседании исковые требования прокурора Лихославльского района не признали по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснили, что во всех школах проведена большая работа по профилактике терроризма и по оснащению школ. Ссылка на акты, которые не носят обязательный характер и не имеют высшей юридической силы, нецелесообразна. Финансирование образовательных учреждение по безопасности осуществляется из местного бюджета.
Согласно представленным возражениям МО «Лихославльский район», администрации Лихославльского района и МОУ «Кавская НОШ» (т.1 л.д. 21-25), конкретные полномочия по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относятся к вопросам полномочий администрации района (исполнительно-распорядительного органа).
В целях исполнения своих полномочий и в соответствии с п.п.7 и 12 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» администрацией Лихославльского района выполняется достаточно мер профилактического характера, направленных на противодействие терроризму. В образовательном учреждении реализуются мероприятия, направленные на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а администрацией района соответственно профинансированы эти мероприятия. В учреждении разработан календарный план профилактических мероприятий по предотвращению террористических актов, изданы приказы о назначении ответственных за антитеррористическую безопасность, разработано Положение о контрольном пропускном режиме, который организован круглосуточно. МОУ в достаточной мере организовано и исполнено обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения и безопасности учащихся в период образовательного процесса. Действующим законодательством и указанными прокурором нормативными актами не предусмотрена обязанность по установке системы видеонаблюдения и контроля в образовательных учреждениях как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Положения свода правил СП 11813330.2012 «СНиП 31-06-2009» распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в связи с чем выполнение мероприятий, перечисленных в указанных прокурором нормативно-правовых актах, не является для них обязательными. Просят в иске прокурору Лихославльского района отказать.
Согласно отзыву на исковые требования прокурора Лихославльского района третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ «Отдел образования администрации Лихославльского района» (т. 1 л.д. 123-124) имущество, в том числе здания, находятся на балансе МОУ на праве оперативного управления. Школа является самостоятельным юридическим лицом и может быть ответчиком по обязательствам в данном споре. Вопрос о возложении обязанности по финансированию и выполнению спорных мероприятий мог быть решен только в том случае, если необходимость их выполнения прямо предусмотрена законом. Однако данные требования прокурора основаны на неверном толковании и применении норм права, поскольку федеральное законодательство, законы Тверской области и акты муниципального образования не содержат обязательных предписаний относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства образования Тверской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковые требования прокурора Лихославльского района (т.1 л.д. 9, 20), в соответствии с которым ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года №1047-р, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. В соответствии с п. 5.39, 6.48 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2009 года № 390, на первом этаже в учреждениях образования должны быть размещены системы видеонаблюдения.
УФСБ России по Тверской области также указало на необходимость установки системы видеонаблюдения в образовательном учреждении (т. 1 л.д.92).
Допрошенный в судебном заседании начальник ПЦО ОВО при МО МВД России «Лихославльский» ФИО8 пояснил, что по указанию ФГКУ УВО УМВД России по Тверской области при проведения проверки образовательных учреждений всем школам указано на необходимость установки системы видеонаблюдения, поскольку один охранник не может обеспечить наблюдение за целым образовательным учреждением.
Заслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. В частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с положениями статей 2, 18, 20, 37, 41, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Детство находится под защитой государства, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст. 4 и ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в общеобразовательных учебных учреждениях.
В соответствии со ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно требованиям приказа Минобрнауки Российской Федерации от 08.11.2010 года №1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации» одним из целевых показателей эффективности является обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательном учреждении, которое включает в себя следующие критерии эффективности: соблюдение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил по охране труда; проведение мероприятий и принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения.
Из приведённых положений законодательства следует, что вся деятельность по противодействию терроризму должна иметь своей главной целью именно обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых в порядке ст.2 Конституции РФ - обязанность государства.
Согласно п. 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минрегиона от 01.09.2009 года № 390, п. 6.48. СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Таким образом, анализ положений действующего законодательства, устанавливает, что в целях охраны жизни и здоровья учащихся образовательных учреждений, а также в целях осуществления мероприятий по противодействию терроризму, предусмотрено оборудования образовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МОУ «Кавская НОШ» является юридическим лицом, несет в установленном законодательством России порядке ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Учредителем школы является МО «Лихославльский район» в лице администрации Лихославльского района Тверской области. Имущество школы является собственностью Лихославльского района и закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления (т. 1 л.д. 74, 75-89, 112-113).
Здание, занимаемое школой, системой видеонаблюдения не оборудовано, что не оспаривается ответчиками, подтверждается актами обследования общеобразовательного учреждения и представленной в прокуратуру Лихославльского района информацией (т. 1 л.д. 11).
В МОУ проведен ряд мероприятий, направленных на защиту обучающихся, работников образовательного учреждения от преступных посягательств (т. 1 л.д. 26-73).
Однако, суд приходит к выводу, что имеющиеся в Учреждении средства предупреждения преступных посягательств нельзя признать достаточными.
МОУ «Кавская НОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с чем осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
Суд полагает, что это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, иных лиц, посещающих учреждение, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма.
Таким образом, заявленные требования прокурора направлены на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в данном случае путем обеспечения системой видеонаблюдения, поскольку это будет отвечать требованиям антитеррористической укрепленности, способствовать созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а также и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Установка системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является одной из мер превентивного характера, наряду с организацией пропускного режима, противопожарной безопасности и др., необходимость осуществления которой направлена для достижения конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму, на что также указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 года № 452-О-О.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что требования п.5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минрегиона от01.09.2009 года № 390, не распространяются на образовательное учреждение, поскольку требования свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», являющейся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее - общественные здания).
Требования указанных нормативных актов направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, их положения конкретизируют способ исполнения решения суда и подлежат применению при проектировании системы видеонаблюдения в школе.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.
Частью 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 32, ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Уставом муниципального образования «Лихославльский район» (т. 1 л.д. 126-135) определено, что администрация Лихославльского района организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Лихославльского района, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти Тверской области, а также организует отдых детей в каникулярное время (п.19 ч. 1 ст. 31).
Здание МОУ «Кавская НОШ» находится в оперативном управлении школы и является собственностью МО «Лихославльский район», от лица которого учредителем школы выступает администрация Лихославльского района.
Таким образом, муниципальное образование «Лихославльский район» в лице администрации Лихославльского района и образовательное учреждение на основании приведенных выше норм законов являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них, лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности здания школы.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на МОУ«Кавская НОШ» и муниципальное образование «Лихославльский район» в лице администрации Лихославльского района обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения.
Доводы представителей ответчика о необоснованности заявленных требований, поскольку приведенные прокурором нормативно-правовые акты носят рекомендательный характер, - не состоятельны, не основаны на законе. Субъектами противодействия терроризму являются не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, которые также обязаны принимать меры по противодействию терроризму.
Поскольку отсутствием в здании, занимаемом школой, системы видеонаблюдения нарушаются конституционные права учащихся школы, работников учебного заведения и других лиц, правомерно находящихся в ней, на защиту их жизни, здоровья и имущества, ответчики наделены правовыми полномочиями, а следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции, право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст.45 ГПК РФ, суд находит исковые требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Отсутствие финансирования само по себе не может служить основанием для отказа в иске, при этом необходимость учёта соответствующих расходов в бюджете учитывается судом при определении срока исполнения решения.
Устанавливая срок исполнения, суд исходит из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, и считает возможным установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение «Кавская начальная общеобразовательная школа», муниципальное образование «Лихославльский район» Тверской области в лице Администрации Лихославльского района Тверской области обязанность по обеспечению прав воспитанников на охрану здоровья, обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать систему технического контроля – видеонаблюдения в здании образовательного учреждения, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий судья: О. А. Волошкин
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2013 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Мухиной А. В.,
с участием помощника прокурора Лихославльского района Ушаковой С. А.,
представителей ответчиков – МО «Лихославльский район», администрации Лихославльского района Тверской области, МОУ «Кавская НОШ» Пшеничной Н.Н. и Коробчану О.В., выступающей в качестве представителя ответчика – администрации Лихославльского района Тверской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – отдела образования администрации Лихославльского района,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело № 2-415/2013 по исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц.
УСТАНОВИЛ:
В Лихославльский районный суд поступило исковое заявление прокурора Лихославльского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения.
В обоснование исковых требований, с учётом уточнений, прокурор Лихославльского района указал, что в муниципальном образовательном учреждении «Кавская НОШ» отсутствует система технического контроля за территорией (видеонаблюдения). Согласно ст. 32 и ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установка видеонаблюдения по периметру образовательного учреждения отвечает требованиям Закона "Об образовании" и направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. К одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма в соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, относятся организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствования механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В соответствии с п.п. 7 и 12 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь, речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
Законом Тверской области № 132-ЗО от 27.12.2012 года и Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2012 года № 851-пп предусмотрено выделение субсидий государственным учреждениям Тверской области на проведение комплекса мероприятий по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений Тверской области посредством установки систем видеонаблюдения.
Письмом Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 г. №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 утверждён типовой перечень мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, среди которых обязательными являются установка систем видеонаблюдения Необходимость наличия на первом этаже в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, школах-интернатах и т.п.) помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» предусмотрено п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011года №635/10, являющейся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 и СНиП31-05-2003. Согласно ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Отсутствие системы технического контроля за территорией (видеонаблюдения) образовательного учреждения и недостаточная защищенность помещений образовательного учреждения способствует нахождению на его территории посторонних лиц и совершению общественно-опасных деяний, в том числе, террористических актов. Нарушения прав несовершеннолетних обучающихся являются недопустимыми, неотвечающими требованиям законодательства Российской Федерации, не обеспечивают антитеррористическую защищенность образовательных учреждений и безопасность учащихся муниципальных образовательных учреждений в период образовательного процесса, влекут значительное снижение уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения и в случае совершения на его территории преступлений террористической направленности могут повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера материального ущерба, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном образовательном учреждении и иных лиц, что не отвечает требованиям предупреждения терроризма. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд возложить на МОУ «Кавская НОШ» и администрацию Лихославльского района обязанность по обеспечению прав воспитанников на охрану здоровья, обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно оборудовать систему технического контроля (видеонаблюдения) за территорией здания образовательного учреждения, по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.Определением суда от 25.06.2013 года (т. 1 л.д. 95) в связи с отказом прокурора от части исковых требований и принятия его судом прекращено производство по гражданскому делу в частитребований о возложении на администрацию Лихославльского района обязанности выделить денежные средства на установку системы технического контроля за территорией образовательного учреждения (видеонаблюдения) в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.
Помощник прокурора Лихославльского района Ушакова С.А в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков МО «Лихославльский район», администрации Лихославльского района Пшеничная Н.Н., выступающая также в качестве представителя ответчика образовательного учреждения, и Коробчану О.В., выступающая также в качестве представителя третьего лица отдела образования администрации Лихославльского района, в судебном заседании исковые требования прокурора Лихославльского района не признали по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснили, что во всех школах проведена большая работа по профилактике терроризма и по оснащению школ. Ссылка на акты, которые не носят обязательный характер и не имеют высшей юридической силы, нецелесообразна. Финансирование образовательных учреждение по безопасности осуществляется из местного бюджета.
Согласно представленным возражениям МО «Лихославльский район», администрации Лихославльского района и МОУ «Кавская НОШ» (т.1 л.д. 21-25), конкретные полномочия по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относятся к вопросам полномочий администрации района (исполнительно-распорядительного органа).
В целях исполнения своих полномочий и в соответствии с п.п.7 и 12 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» администрацией Лихославльского района выполняется достаточно мер профилактического характера, направленных на противодействие терроризму. В образовательном учреждении реализуются мероприятия, направленные на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а администрацией района соответственно профинансированы эти мероприятия. В учреждении разработан календарный план профилактических мероприятий по предотвращению террористических актов, изданы приказы о назначении ответственных за антитеррористическую безопасность, разработано Положение о контрольном пропускном режиме, который организован круглосуточно. МОУ в достаточной мере организовано и исполнено обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения и безопасности учащихся в период образовательного процесса. Действующим законодательством и указанными прокурором нормативными актами не предусмотрена обязанность по установке системы видеонаблюдения и контроля в образовательных учреждениях как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Положения свода правил СП 11813330.2012 «СНиП 31-06-2009» распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в связи с чем выполнение мероприятий, перечисленных в указанных прокурором нормативно-правовых актах, не является для них обязательными. Просят в иске прокурору Лихославльского района отказать.
Согласно отзыву на исковые требования прокурора Лихославльского района третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ «Отдел образования администрации Лихославльского района» (т. 1 л.д. 123-124) имущество, в том числе здания, находятся на балансе МОУ на праве оперативного управления. Школа является самостоятельным юридическим лицом и может быть ответчиком по обязательствам в данном споре. Вопрос о возложении обязанности по финансированию и выполнению спорных мероприятий мог быть решен только в том случае, если необходимость их выполнения прямо предусмотрена законом. Однако данные требования прокурора основаны на неверном толковании и применении норм права, поскольку федеральное законодательство, законы Тверской области и акты муниципального образования не содержат обязательных предписаний относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства образования Тверской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковые требования прокурора Лихославльского района (т.1 л.д. 9, 20), в соответствии с которым ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года №1047-р, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. В соответствии с п. 5.39, 6.48 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2009 года № 390, на первом этаже в учреждениях образования должны быть размещены системы видеонаблюдения.
УФСБ России по Тверской области также указало на необходимость установки системы видеонаблюдения в образовательном учреждении (т. 1 л.д.92).
Допрошенный в судебном заседании начальник ПЦО ОВО при МО МВД России «Лихославльский» ФИО8 пояснил, что по указанию ФГКУ УВО УМВД России по Тверской области при проведения проверки образовательных учреждений всем школам указано на необходимость установки системы видеонаблюдения, поскольку один охранник не может обеспечить наблюдение за целым образовательным учреждением.
Заслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. В частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с положениями статей 2, 18, 20, 37, 41, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Детство находится под защитой государства, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст. 4 и ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в общеобразовательных учебных учреждениях.
В соответствии со ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно требованиям приказа Минобрнауки Российской Федерации от 08.11.2010 года №1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации» одним из целевых показателей эффективности является обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательном учреждении, которое включает в себя следующие критерии эффективности: соблюдение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил по охране труда; проведение мероприятий и принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения.
Из приведённых положений законодательства следует, что вся деятельность по противодействию терроризму должна иметь своей главной целью именно обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых в порядке ст.2 Конституции РФ - обязанность государства.
Согласно п. 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минрегиона от 01.09.2009 года № 390, п. 6.48. СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Таким образом, анализ положений действующего законодательства, устанавливает, что в целях охраны жизни и здоровья учащихся образовательных учреждений, а также в целях осуществления мероприятий по противодействию терроризму, предусмотрено оборудования образовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МОУ «Кавская НОШ» является юридическим лицом, несет в установленном законодательством России порядке ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Учредителем школы является МО «Лихославльский район» в лице администрации Лихославльского района Тверской области. Имущество школы является собственностью Лихославльского района и закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления (т. 1 л.д. 74, 75-89, 112-113).
Здание, занимаемое школой, системой видеонаблюдения не оборудовано, что не оспаривается ответчиками, подтверждается актами обследования общеобразовательного учреждения и представленной в прокуратуру Лихославльского района информацией (т. 1 л.д. 11).
В МОУ проведен ряд мероприятий, направленных на защиту обучающихся, работников образовательного учреждения от преступных посягательств (т. 1 л.д. 26-73).
Однако, суд приходит к выводу, что имеющиеся в Учреждении средства предупреждения преступных посягательств нельзя признать достаточными.
МОУ «Кавская НОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с чем осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
Суд полагает, что это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, иных лиц, посещающих учреждение, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма.
Таким образом, заявленные требования прокурора направлены на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в данном случае путем обеспечения системой видеонаблюдения, поскольку это будет отвечать требованиям антитеррористической укрепленности, способствовать созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а также и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Установка системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является одной из мер превентивного характера, наряду с организацией пропускного режима, противопожарной безопасности и др., необходимость осуществления которой направлена для достижения конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму, на что также указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 года № 452-О-О.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что требования п.5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минрегиона от01.09.2009 года № 390, не распространяются на образовательное учреждение, поскольку требования свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», являющейся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее - общественные здания).
Требования указанных нормативных актов направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, их положения конкретизируют способ исполнения решения суда и подлежат применению при проектировании системы видеонаблюдения в школе.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.
Частью 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 32, ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Уставом муниципального образования «Лихославльский район» (т. 1 л.д. 126-135) определено, что администрация Лихославльского района организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Лихославльского района, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти Тверской области, а также организует отдых детей в каникулярное время (п.19 ч. 1 ст. 31).
Здание МОУ «Кавская НОШ» находится в оперативном управлении школы и является собственностью МО «Лихославльский район», от лица которого учредителем школы выступает администрация Лихославльского района.
Таким образом, муниципальное образование «Лихославльский район» в лице администрации Лихославльского района и образовательное учреждение на основании приведенных выше норм законов являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них, лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности здания школы.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на МОУ«Кавская НОШ» и муниципальное образование «Лихославльский район» в лице администрации Лихославльского района обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения.
Доводы представителей ответчика о необоснованности заявленных требований, поскольку приведенные прокурором нормативно-правовые акты носят рекомендательный характер, - не состоятельны, не основаны на законе. Субъектами противодействия терроризму являются не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, которые также обязаны принимать меры по противодействию терроризму.
Поскольку отсутствием в здании, занимаемом школой, системы видеонаблюдения нарушаются конституционные права учащихся школы, работников учебного заведения и других лиц, правомерно находящихся в ней, на защиту их жизни, здоровья и имущества, ответчики наделены правовыми полномочиями, а следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции, право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст.45 ГПК РФ, суд находит исковые требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Отсутствие финансирования само по себе не может служить основанием для отказа в иске, при этом необходимость учёта соответствующих расходов в бюджете учитывается судом при определении срока исполнения решения.
Устанавливая срок исполнения, суд исходит из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, и считает возможным установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение «Кавская начальная общеобразовательная школа», муниципальное образование «Лихославльский район» Тверской области в лице Администрации Лихославльского района Тверской области обязанность по обеспечению прав воспитанников на охрану здоровья, обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать систему технического контроля – видеонаблюдения в здании образовательного учреждения, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий судья: О. А. Волошкин