РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Калининой Н.П.,
при секретаре Сорокиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2513/19 по иску Барановой *в интересах несовершеннолетнего Фищенко * к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Баранова Т.И. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Фищенко М.И. к ДТСЗН города Москвы о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указала, что распоряжением ДТСЗН города Москвы от * года № * несовершеннолетнему Фищенко М.И., * года рождения, необоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В ходе судебного заседания * года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГБУ Центр «Детство».
Истец Баранова Т.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ДТСЗН города Москвы Пантелеев А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Прокофьева И.В. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица ГБУ Центр «Детство» Воробьев А.С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В силу ст. 2 Закона города Москвы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве» дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с Порядком формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве», лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, либо не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года, самостоятельно обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо в подведомственную Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы уполномоченную организацию (далее - уполномоченная организация).
При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление о включении в список и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.
При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, направляет заявление о включении в список и указанные документы в уполномоченную организацию.
Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, либо со дня завершения уполномоченной организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта решения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, которое в указанный срок с приложением документов направляет в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Согласно п. 18 указанного Порядка, основаниями для отказа во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список являются:
отсутствие у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, который не находится в государственной организации стационарного социального обслуживания города Москвы либо который не помещен уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, места жительства в городе Москве;
наличие у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот жилого помещения, в отношении которого он является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником, при отсутствии решения об установлении факта невозможности проживания этого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в указанном жилом помещении.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, Фищенко М.И. родился * года в городе Люберцы Московской области, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Люберецкому муниципальному району, городским округам Дзержинский, Котельники и Лыткарино от * года над малолетним Фищенко М.И., * года рождения, зарегистрированным по адресу: *, установлена опека со стороны его бабушки Барановой Т.И., зарегистрированной по месту жительства и проживающей по адресу: *.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от *года Фищенко И.Ю. и Фищенко С.А. лишены родительских прав в отношении своих детей Фищенко И.И., * года рождения, и Фищенко М.И., * года рождения.
При этом постановлением Муниципалитета внутригородского муниципального образования Южнопортовое в городе Москве от * года № * за малолетним Фищенко М.И., * года рождения, сохранено право пользования жилым помещением по адресу: *.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от * года № *, Фищенко М.И., * года рождения, на срок с * года по * года зарегистрирован по месту пребывания у бабушки по адресу: *.
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Люберецкому муниципальному району, городским округам Дзержинский, Котельники и Лыткарино от * года № * Баранова Т.И. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно (с заключением договора о приемной семье), над несовершеннолетним Фищенко М.И., * года рождения, место жительства которого определено с приемным родителем Барановой Т.И. по адресу: *.
Распоряжением ДТСЗН города Москвы от * года № * установлен факт невозможности проживания Фищенко М.И., * года рождения, в квартире по адресу: * на основании протокола Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от * года № *, на заседании которой вынесено заключение о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Распоряжением ДТСЗН города Москвы от * года № * Фищенко М.И., * года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что город Москва не является его местом жительства.
Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
С учетом распределения бремени доказывания, определенного ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд принимает во внимание, что предоставление жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с действующим на данный момент порядком предоставления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и контроля за их исполнением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве», реализуется Департаментом городского имущества города Москвы путем заключения договора найма специализированного жилого помещения только на основании заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 года № 547-РП «О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом, согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Между тем, суд принимает во внимание, что у Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ДТСЗН города Москвы отсутствовали основания для вынесения вышеуказанных заключения и распоряжения, поскольку существенным условием установления опеки над Фищенко М.И. со стороны Барановой Т.И. являлось сохранение за несовершеннолетним права пользования жилым помещением по адресу: *.
В силу ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.
Пунктом 3 ст. 40 ГК РФ предусмотрено, что попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 и ст. 27).
Таким образом, пребывание Фищенко М.И. у своего опекуна по адресу: Московская область, город Люберцы, ул. Побратимов, д. 22, кв. 121 является временным на период установления опеки (попечительства) над ним.
Самостоятельное право на жилую площадь опекуна подопечный в силу действующего законодательства не приобретает.
Как было указано выше, распоряжением ДТСЗН города Москвы от * года № * установлен факт невозможности проживания Фищенко М.И., * года рождения, в квартире по адресу: * на основании протокола Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от * года № *, на заседании которой вынесено заключение о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Обстоятельств, связанных с сохранением за Фищенко М.И. права пользования квартирой, принадлежащей Барановой Т.И., после достижения им совершеннолетия и прекращения попечительства, в ходе рассмотрения дела не установлено.
При этом Фищенко М.И. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения на территории Российской Федерации.
Вместе с тем представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино в ходе судебного заседания пояснила, что рассмотрение вопроса о включении Фищенко М.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений в Московской области по городскому округу Люберцы не представляется возможным, поскольку несовершеннолетний имеет постоянную регистрацию по месту жительства в городе Москве.
Таким образом, полагая незаконным распоряжение ДТСЗН города Москвы от * года № *, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность включить Фищенко М.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между тем, право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений возникнет у Фищенко М.И. лишь по достижении совершеннолетия, то есть в настоящее время оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ *, * ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░