Судья Колосова С.И.
адм. дело № 33а-509
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г., Юдиной А.М.,
при секретаре Чудиной А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 10 октября 2017 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Эвентра» об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 4028 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 45 276 000 (сорок пять миллионов двести семьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 1131 кв.м, расположенного по адресу: **** равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 46 678 000 (сорок шесть миллионов шестьсот семьдесят восемь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью «Эвентра» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 8 июня 2017 года»,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Эвентра» обратилось в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 4 028 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, в размере 45 276 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 1 131 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, в размере 46 678 000 руб.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности административного истца, по его мнению, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ «ФКП Росреестра» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО «Эвентра» является собственником земельного с кадастровым номером ****, площадью 4 028 кв.м, расположенного по адресу: ****, и земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 1 131 кв.м, расположенного по адресу: ****.
По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена в размере 58 230 701,44 руб., земельного участка с кадастровым номером **** - в размере 63 229 007,4 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке от 23 мая 2017 года, составленный ООО «Сенат-Оценка», в котором по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость земельных участков определена в размере 42 629 240 руб. и 40 254 786 руб. соответственно.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены возражения на отчёт об оценке.
Определением суда от 10 августа 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Бюро оценки бизнеса».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 15 сентября 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена в размере 45 276 000 руб., земельного участка с кадастровым номером **** - в размере 46 678 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанных земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 10 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи