№ 2-298/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Оренбург 04 февраля 2016 года
Центральный районный суд города Оренбурга Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Трусовой Е.В.,
при секретаре Бусалаевой Е.С.,
с участием представителя истцов Шмаковой М.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпова В.Г., Карпова Ю.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Карповой К.В., Карповй А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ООО «Главное управление жилищным фондом» о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Карпов В.Г., Карповой Ю.В. обратились в суд с вышеназванным иском к ответчикам указав, что с 2006 года и по настоящее время они проживают в <адрес>, которая была предоставлена им в связи с трудовыми отношениями по договору социального найма. Указанная квартира находится в собственности Российской Федерации. Желая реализовать свое право на получение жилого помещения в собственность на основании закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» они обратилась в ФГУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ». На их обращение получен ответ, что они не уполномочены заключать договоры приватизации жилых помещений. Ссылаясь на то, что фактически из – за отсутствия процедуры передачи ранее предоставленных квартир в собственность граждан они лишена возможности реализовать свое право на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, просили суд признать за ними право собственности в порядке приватизации по <данные изъяты> доли жилого помещения – двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящее по адресу: <адрес> <адрес>.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, предъявив их также к ответчику ООО «Главное управление жилищным фондом».
Истцы Карпов В.Г., Карповой Ю.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили в письменном заявлении о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представить истцов Шмакова М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена третьего лица Славянка (ОАО) на ООО «Главное управление жилищным фондом», привлеченное судом в качестве соответчика.
Ответчики ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерство обороны РФ, ООО «Главное управление жилищным фондом» своих представителей в судебное заседание не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, возражений относительно заявленных требований не представили.
Ранее в судебном заседании представитель ООО «ГУЖФ» Саккулина О.М., действующая на основании доверенности, пояснила, что в настоящее время ООО «ГУЖФ» является обслуживающей организацией жилого фонда, в том числе и <адрес> по адресу: <адрес>.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05. 1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изменениями от 04.06.2014) "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Из материалов дела следует, что Карпову В.Г. и членам его семьи с ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем двухкомнатной квартиры расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается жилищным договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ОАО «Славянка» от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же справки ООО «ГУЖФ» № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают Карпов В.Г. - наниматель, Карповой Ю.В.-жена, Карпова К.В.-дочь, Карпова А.В. – дочь. При этом, в справке ООО «ГУЖФ» указано, что данный дом принадлежит Министерству обороны.
Согласно ответу администрации <адрес> ни жилой <адрес> по адресу <адрес>, <адрес>, расположенная в указанном доме, в реестр имущества, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>» не включены.
Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, объекты недвижимости имущества, в том числе <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, не проходили процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании учета федерального имущества» и не включены в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской федерации, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации, выполняющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами, и ООО «ГУЖФ», законным представителем собственника на территории <адрес> является 4-й отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. ООО «Главное управление жилищным фондом» осуществляет свою деятельность по обслуживанию жилого фонда в рамках данного договора. Согласно приложению к договору, <адрес>, передан в управление Управляющей компании.
Согласно ответу Управления жилищной политики администрации города Оренбурга сведениями об использовании Карповым В.Г. и членами его семьи права однократной бесплатной приватизации жилого помещения Управление не располагает.
Из Выписки из ЕГРП, ответа ГУП «ОЦиОН» следует, что сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, в том числе приобретенных в порядке приватизации, за Карповым В.Г., Карпова Ю.В., Карповой К.В., Карповй А.В.не значится.
Так же, согласно выписки ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: <адрес>, ул. 201 военный городок, <адрес>, а так же на <адрес>, расположенную в данном доме, отсутствуют.
Желая реализовать свое право на получение жилого помещения в собственность на основании закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Карповы обратились в ФГКУ «Приволжско -Уральское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ».
Из ответа ФГКУ «Приволжско -Уральское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ» следует, что в соответствии с п.33 Устава ФГКУ «Приволжско -Уральское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ», учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением.
ФГКУ «Приволжско -Уральское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ» не имеет возможности в установленном законом порядке, заключить договор передачи в собственность.
По положениям ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. № 4 для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:
заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2);
документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;
справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъясняется, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Из материалов дела следует, что Карпов В.Г., Карповой Ю.В., Карпова К.В., Карпова А.В. в приватизации жилья ранее участия не принимали, иной жилой площади не имеют.
В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашения) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Поскольку ограничений на приватизацию спорной квартиры, предоставленной Карпову В.Г., Карпова Ю.В., Карповой К.В., Карповй А.В. для постоянного проживания, законодательством не установлено, доказательств тому, что квартира отнесена к жилому помещению, которые, в соответствии со ст. 4 Закона России "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации суду не представлено, а отсутствие механизма приватизации данного вида жилых помещений и нормативных актов, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ не может ограничивать права нанимателя, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска и удовлетворении требований истцов в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карпова В.Г., Карпова Ю.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Карповой К.В., Карповй А.В. - удовлетворить.
Признать за Карповым В.Г., Карпова Ю.В., Карповой К.В., Карповй А.В. право собственности в порядке приватизации по <данные изъяты> доли жилого помещения - двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Е.В.Трусова
Решение принято в окончательной форме 11 февраля 2016 года.