77RS0029-01-2019-008973-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019 года город Москва
Тушинский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Куличева Р.Б.,
при секретаре Синицыне С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-358/19 по административному иску Добронравова Б.Ю. к Призывной комиссии района Митино города Москвы, Отделу военного комиссариата города Москвы по Митинскому району о признании решения незаконным,
установил:
административный истец Добронравов Б.Ю. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
Требования мотивированы тем, что истец состоит на учете в ОВК по Митинскому району г. Москвы. Решением Призывной комиссии района Митино г. Москвы от 26.06.2019 г. истец признан на военную службу, ему выдана повестка на отправку к месту прохождения службы. Истец считает решение незаконным, поскольку на момент принятия оспариваемого решения он обучался на 4 курсе ВУЗа по программе бакалавриата по очной форме обучения, срок освоения которой истекает 31.08.2019, диплом об окончании учебного заведения ему не выдан. В 2015 году ему была предоставлена отсрочка от военной службы, поэтому до окончания обучения он не мог быть вызван на медицинское освидетельствование и признан годным к военной службе. Кроме того, оспариваемым решением в нарушение установленного порядка призыва была изменена категория годности с «временно не годен» на «годен к военной службе с незначительными ограничениями».
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков – С.Н. Карелина в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Как указано в ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что административный истец состоит на воинском учете в ОВК по району Митино г. Москвы с 20.01.2014.
Решением Призывной комиссии р-на Митино г. Москвы от 20.10.2015 г. истцу предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (на период обучения по очной форме), до 2019 года, о чем в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеется соответствующая отметка.
26.06.2019 г. Призывной комиссией района Митино г. Москвы принято решение о признании истца годным к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья по категории Б-3, на основании которого ему выдана повестка на 03.07.2019 г. о явке в ОВК для отправки к месту прохождения военной службы.
В соответствии с п/п. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к образовательным программам высшего образования относятся: программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры - стажировки.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», освоение основных образовательных программ завершается итоговой аттестацией.
Согласно ч. 17 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляется по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования. Данные каникулы относятся к периоду обучения, поэтому обучающиеся в данное время обладают всеми правами, предусмотренными законодательством об образовании, включая право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч.2 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно справке, выданной 26.06.2019 г. Университетом им. О.Е. Кутафина (МГЮА), истец является студентом 4 курса очной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 (юриспруденция) Института частного права. Согласно календарному графику учебного процесса 2018/2019 г.г. проходит Государственную итоговую аттестацию с 03.06.3019 г. по 29.06.2019 г. На основании ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», имеет право на предоставление каникул до 31.08.2019 г. и поступление в магистратуру
(ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Каникулы истцу будут предоставлены приказом ректора после сдачи государственных экзаменов с 01.07.2019 г. по 31.08.2019 г. согласно заявлению студента. Приказ об отчислении из университета будет по окончанию каникул.
Согласно п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (юриспруденция, уровень бакалавриат), срок получения образования по программе бакалавриата в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года.
В силу положения абзаца 8 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Предусмотренная подпунктом «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств в части соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - возлагается на административного ответчика, а в части доказывания нарушения прав, свободы и законных интересов и соблюдения сроков на обращение в суд, - на административного истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку на момент принятия оспариваемого решения срок получения истцом высшего образования, в который в силу вышеприведенных правовых норм, включается и время каникул, не истек, то решение призывной комиссии о его призыве на военную службу, принятое в период отсрочки, является незаконным.
Довод представителя ответчика о том, что прекращение образовательных отношений наступает в связи с получением образования (завершения обучения), является несостоятельным по вышеизложенным судом обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░░ 2019 ░░░░.