дело № 2-1033/2011 25 июля 2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре Поликиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горничной Л.И., Ефимцовой Н.И., Третьякова А.С. к товариществу собственников жилья «Варавино - Фактория», мэрии г. Архангельска о понуждении к проведению ремонтных работ, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
УСТАНОВИЛ:
Горничная Л.И., Ефимцова Н.В. и Третьяков А.С. обратились в суд с иском к товариществу собственников жилья «Варавино - Фактория» (далее-ТСЖ «Варавино - Фактория»), мэрии г. Архангельска о понуждении к проведению ремонтных работ, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование исковых требований указали, что дом, в котором они проживают, деревянный, 1971 года постройки. Капитальный ремонт не производился. За период более 40 лет обслуживающие организации выполнили только работы по косметическому ремонту в коридорах в 1984 году, отремонтировали крыльцо и мостовую у дома. Процент износа дома на <Дата> составил 59%, фундамента 55%, наружных и внутренних капитальных стен 55%, кровли 65%. Более 55 % свайного основания дома разрушено. Наружные и внутренние капитальные стены состоят из трещин, щелей, гнили. До настоящего времени водопровод в доме неисправен и находится в ненадлежащем техническом состоянии. По сведениям, полученным из Государственной жилищной инспекции Архангельской области, при проверке дома установлена необходимость проведения капитального ремонта свайного основания и кровельного покрытия дома. Государственная жилищная инспекция Архангельской области письменно уведомляла мэрию города Архангельска о необходимости принятия решения о капитальном ремонте в доме, расположенном по адресу: 163030, ... (письмо ГЖИ Архангельской области исх. № 4-03/1118 от 22.12.2010 г., письмо исх. № 343-13/437 от 18.11.2010 г.). Неоднократные обращения в мэрию города Архангельска и обслуживающую организацию ТСЖ «Варавино-Фактория» с требованиями о проведении необходимых ремонтных работ в доме не привели к положительным результатам. Мэрия г. Архангельска и ТСЖ «Варавино-Фактория» отказываются добровольно исполнять свои законные обязанности.
Определением суда от 11 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МУ «ИРЦ», Государственная жилищная инспекция Архангельской области.
Определением суда принят отказ от исковых требований в части устройства пожарной лестницы на крыше, замены труб парового отопления, замены отопительных батарей - радиаторов, устройства деформированных косяков, рам, дверей в квартирах и подъездах дома, ремонта штукатурного покрытия стен и потолка в местах общего пользования, ремонта печей и печных труб, ремонта системы теплоснабжения, обустройства тепловой изоляции на трубах тепловой сети.
14 марта 2011 года судом по ходатайству истцов назначено по делу проведение строительной - технической экспертизы.
Определением суда от 01.07.2011 года Горничной Л.И., Ефимцовой Н.И., Третьякова А.С. принято увеличение размера исковых требований в части возложения обязанности на мэрию г. Архангельска провести смену покрытия кровли из асбоцементных листов с отделкой коньков, ребер, разжелобков, труб, примыканий к трубам и слуховым окнам с заделкой зазоров; смену стропильной ноги,проведения полной замены инженерной системы канализации и полной замены инженерной системы водоснабжения, а именно: проведения демонтажа труб стальных водопроводных, труб чугунных канализационных, запорной арматуры водопроводной, выполнение укладки трубопровода из чугунных канализационных труб диаметром 100 мм; выполнение прокладки по стенам зданий и в каналах трубопроводов из чугунных канализационных труб диаметром 100 мм, прокладки трубопроводов газоснабжения из стальных водогазопроводных не оцинкованных труб диаметром до 40 мм; выполнение присоединения канализационных трубопроводов к существующей сети в мокрых грунтах; выполнение установки вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 50 мм; установления фасонной чугунной части трубопровода канализационного, установление врезки в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром до 50 мм; проведения гидравлические испытания трубопроводов систем отопления, водопровода, горячего водоснабжения диаметром до 55мм.выполнение полной замены свайного основания с заменой забирки здания со всеми сопутствующими работами, а именно, выполнения разборки грунта при смене и усилении фундаментов, выполнения водоотлива из техполья электрическими (механическими) насосами, выполнения подъема рубленных стен домкратом (в части дворового фасада), установления временных городков, демонтажа оголовков деревянных свай, наращивания деревянных свай, проведения антисептирования древесины, выполнения окраски металлических хомутов, проведения смены забирки, вывешивания стен наружных,полной замены цокольного перекрытия и его покрытия,смены электропроводки открытой, смены щитов освещения квартирных, смены ВРУ, выполнения пусконаладочных работ по подключению системы электроосвещения к трансформатору и возложении обязанности на ТСЖ «Варавино - Фактория» провести частичную смену рядовой обрешетки, ремонт слуховых окон, антисептирование деревянных конструкций крыши,выполнения частичной переборки внутренних стен; ремонта межэтажного и чердачного покрытия, а именно: ремонта деревянных балок с заменой концов, укрепления существующих подшивок потолка, устранение просадки конца балки на опоре, укрепление концов деревянных балок у каменной стены.
В судебное заседание не явились истцы Ефимцова Н.В., Третьяков А.С., представители МУ «ИРЦ», Государственной жилищной инспекции Архангельской области, мэрии г. Архангельска.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора в соответствии с требованиями ст. 167 п.4 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее-ГПК РФ).
В судебном заседании истец Горничная Л.И. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнении.
Представитель ответчика ТСЖ «Варавино - Фактория» с исковыми требованиями не согласился. Каких - либо доводов и оснований своего несогласия суду не указал.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества жилой ... зачислен в реестр имущества, принадлежащего МО «...» на основании решения малого Совета Архангельского областного совета народных депутатов от <Дата> <№>.
Установлено, что доля муниципальной собственности в доме составила - 64,20% (т.1, л.д.81).
Истец Горничная Л.И. проживает в ... на основании заключенного договора социального найма <№> (л.д.33-35 т.1).
Ефимцова Н.В. является нанимателем жилого помещения <№> ..., что подтверждает договор социального найма от <Дата> и ордер от <Дата> (т.1 л.д.36-37).
Третьяков А.С. является собственником ..., что подтверждается представленным свидетельством о регистрации права собственности от <Дата> (т.1, л.д.39).
Из акта, составленного <Дата> комиссией в составе председателя ТСЖ «Варавино - Фактория», заместителя главы администрации округа Варавино - Фактория и начальника ООО «Градо - Строй» следует, что ... года постройки с процентом износа 59 нуждается в замене свайного основания.
Из материалов гражданского дела следует, что истцы неоднократно обращались с заявлениями о ненадлежащем состоянии дома в контролирующие органы (т.1 л.д.20-32).
Согласно акту, составленному Государственной жилищной инспекцией ... <Дата>, следует, что выявлены неисправности кровельного покрытия и фундамента дома, по данным на <Дата> износ кровельного покрытия составил - 65%, фундамента - 55 %. Требуется проведение капитального ремонта кровельного покрытия и фундамента дома.
Из акта обследования, составленного <Дата> при участии представителей ТСЖ «Варавино - Фактория», администрации округа Варавино - Фактория, следует, что дому требуется работы капитального характера в части замены фундамента, шиферного покрытия, водопровода (трубопровода холодного водоснабжения) и замена электропроводки, рубильника вводного, электрооборудования (л.д.88, т.1).
По данным департамента городского хозяйства мэрии ... следует, что спорный ... года постройки, 12 квартирный, общей площадью жилых помещений - 350,9 кв.м. Количество семей, зарегистрированных в доме составило - 12 (33 человека, 5 помещений находятся в собственности граждан, остальные квартиры находятся в муниципальной собственности. По данным БТИ на 2006 год фактический износ здания составил 59%. В план капитального ремонта на 2011 год дом не включен.
Дом с <Дата> находится на обслуживании в ТСЖ «Варавино - Фактория», заключен договор управления многоквартирным домом.
Из письма МУ «ИРЦ» следует, что управляющей компании ТСЖ «Варавино - Фактория» денежные средства на проведения ремонта дома муниципалитетом не выделялись.
Так согласно ответу руководителя ТСЖ «Варавино - Фактория» от 06.10.2008 года следует, что в июле 2008 года проведена рабочая комиссия по обследованию кровли в спорном доме, будет рассмотрен вопрос о включении дома в план капитального ремонта.
Согласно техническому паспорту жилого дома, составленному по состоянию на 30 января 2006 года, износ фундамента составил 55%, стен наружных и внутренних - 55%, кровли - 65%, водопровода и электроосвещения - 600%, общий процент износа дома составил 59%.
Из заключения эксперта №236 следует, что дому требуется проведение капитального ремонта, в том числе: смена покрытия кровли из асбоцементных листов с отделкой коньков, ребер, разжелобков, труб, примыканий к трубам и слуховым окнам с заделкой зазоров; смена стропильной ноги, проведение полной замены инженерной системы канализации и полной замены инженерной системы водоснабжения, а именно: проведения демонтажа труб стальных водопроводных, труб чугунных канализационных, запорной арматуры водопроводной, выполнение укладки трубопровода из чугунных канализационных труб диаметром 100 мм; выполнение прокладки по стенам зданий и в каналах трубопроводов из чугунных канализационных труб диаметром 100 мм, прокладки трубопроводов газоснабжения из стальных водогазопроводных не оцинкованных труб диаметром до 40 мм; выполнение присоединения канализационных трубопроводов к существующей сети в мокрых грунтах; выполнение установки вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 50 мм; установления фасонной чугунной части трубопровода канализационного, установление врезки в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром до 50 мм; проведения гидравлические испытания трубопроводов систем отопления, водопровода, горячего водоснабжения диаметром до 55мм. выполнение полной замены свайного основания с заменой забирки здания со всеми сопутствующими работами, а именно, выполнения разборки грунта при смене и усилении фундаментов, выполнения водоотлива из техполья электрическими (механическими) насосами, выполнения подъема рубленных стен домкратом (в части дворового фасада), установления временных городков, демонтажа оголовков деревянных свай, наращивания деревянных свай, проведения антисептирования древесины, выполнения окраски металлических хомутов, проведения смены забирки, вывешивания стен наружных, полной замены цокольного перекрытия и его покрытия, смены электропроводки открытой, смены щитов освещения квартирных, смены ВРУ, выполнения пусконаладочных работ по подключению системы электроосвещения к трансформатору, проведения частичной смены рядовой обрешетки, ремонт слуховых окон, антисептирование деревянных конструкций крыши, выполнение частичной переборки внутренних стен; ремонта межэтажного и чердачного покрытия, а именно: ремонта деревянных балок с заменой концов, укрепления существующих подшивок потолка, устранение просадки конца балки на опоре, укрепление концов деревянных балок у каменной стены.
Эксперт Яркина Е.В. указала, что дом находится в аварийном состоянии, техническое состояние кровли дома неисправное, нуждается в срочном капитальном ремонте, за исключением работ по усилению элементов деревянной стропильной системы, включая систему отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, мауэрлатов и обрешетки, замены или ремонта выходов на крышу, слуховых окон и специальных люков, которые отнесены к текущему ремонту. Система канализации и водоснабжения находятся в неисправном состоянии, требуется капитальный ремонт, свайное основание дома также нуждается в капитальном ремонте.
Эксперт дополнила, что работы по частичной переборке внутренних стен, ремонт межэтажного и чердачного покрытия, а именно: ремонт деревянных балок с заменой концов, укрепление существующей подшивки потолка, устранение просадки конца балки на опоре, укрепление концов деревянных балок у каменной стены хоть и отнесены к текущему ремонту, но данные нарушения возникли из нарушений капитального характера, связанных со сваями, а следовательно эти работы должны выполняться совместно с иными работами капитального характера. Замена цокольного перекрытия отнесена к капитальному ремонту, работы по полной замене системы электроснабжения отнесены к капитальному ремонту.
Эксперт указала, что все нарушения капитального характера возникли задолго до момента передачи дома под управление управляющей компании, до приватизации жилых помещений, то есть до 2005 года, следовательно их устранение должно быть произведено мэрией г. Архангельска.
Таким образом, суд считает, что доводы истцов о необходимости проведения капитального и текущего ремонта дома обоснованы.
Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации) стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК РФ), принимая на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Стороной ответчика не представлено суду иных доказательств состояния спорного дома, надлежащего его обслуживания, своевременного проведения капитального ремонта.
Заключение судебной экспертизы составлено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в данном случае жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, обязан поддерживать это имущество в надлежащем состоянии.
В соответствии с п.п. 2, 3 п. 2 ст. 65 ЖК РФ, п. 2 ст. 676 ГК РФ в обязанности наймодателя жилого помещения входит производство ремонта жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома.
Мэрия ... является собственником 64 % квартир и соответствующей части общего имущества дома, по отношению к истцам Горничной Л.И. и Ефимцовой Н.И. - является наймодателем жилого помещения. Ранее до передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации дом являлся полностью муниципальным.
Кроме ГК РФ и ЖК РФ отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 (далее по тексту - Правила).
Согласно данному Правилу техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние строительных конструкций.
В соответствии с п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу п. 20 Правил, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
Пунктом 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о производстве ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений.
Согласно п. 18 Правил текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
В п. 21 Правил предусмотрено также, что и капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (п. 37 Правил).
В силу п. 33 Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В силу ч.1 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, при этом наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, согласно п.5 которого наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору найма жилое помещение.
Статьей 69 ЖК РФ закреплены равные права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцы исполняют надлежащим образом, доказательств обратного суду не представлено, и вправе как предъявлять требование о проведении капитального ремонта дома к наймодателю и текущего к управляющей компании.
Анализируя все обстоятельства дела, учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что мэрия г. Архангельска, являясь наймодателем жилых помещений по отношению к истцам Горничной Л.И., Ефимцовой Н.В. обязана выполнять надлежащим образом условия договора социального найма, в том числе и обеспечивать своевременное производство капитального ремонта дома.
Кроме того, мэрия города Архангельска инициировала общее собрание собственников дома с целью решения вопроса по капитальному ремонту, однако решение было не принято в связи с отсутствием кворума. Несмотря на данное обстоятельство, учитывая длительное бездействие наймодателя по производству капитального и текущего ремонта, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г. Архангельска как на надлежащего ответчика по требованиям истцов обязанность организовать проведение таких работ.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Поскольку осуществление капитального ремонта дома является необходимым условием для нормального использования жилых помещений по их назначению, при отчуждении приватизированного жилого помещения, в том числе и в случае его неоднократного отчуждения, новый собственник вправе потребовать от бывшего наймодателя исполнения обязанности по проведению капитального ремонта.
Тот факт, что лицо, приватизировавшее квартиру, не потребовало от бывшего наймодателя проведения капитального ремонта конструктивных элементов дома, данное обязательство не прекращает, так как по своей сути данное требование является требованием об устранении нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), а как следует из разъяснений, содержащихся в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие возражений предыдущего собственника имущества против нарушений права собственности, не связанных с лишением владения, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска нового собственника об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
В соответствие с ч.ч. 3 и 4 статьи 30, ч.ч.1 и 3 ст. 158 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе коридоры, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Свою обязанность по содержанию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в доме истец Третьяков А.С. исполняет надлежащим образом, доказательств обратного суду не представлено, и вправе как собственник предъявлять требование о проведении капитального ремонта дома.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственниками жилых помещений в данном случае выбран способ управления домом - управление управляющей компанией ТСЖ «Варавино - Фактория», что подтверждается заключенным договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
В 2008 году между ТСЖ «Варавино - Фактория» и мэрией г. Архангельска заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого управляющая организация по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в этих домах, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Пункт 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, согласно которого, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда.
Поскольку до передачи дома на обслуживание ТСЖ «Варавино - Фактория», мэрия города Архангельска как бывший наймодатель, не выполнила обязанность по производству капитального ремонта общего имущества указанного дома, суд приходит к выводу о том, что мэрия г. Архангельска является надлежащим ответчиком по настоящему делу в части проведения капитального ремонта дома.
Из пояснений сторон следует, что капитальный ремонт дома не производился.
Суду не представлено доказательств производства капитального ремонта дома, что свидетельствует о неисполнении мэрией г. Архангельска обязанностей по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда до его приватизации, передачи под управление управляющей компании.
Все работы, указанные истцами и подтвержденные материалами гражданского дела, заключением эксперта согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.
Учитывая изложенное, необходимость капитального ремонта фундамента, стен и кровли, свайного основания дома является очевидным фактом, поэтому суд считает доказанным, что на момент приватизации квартир и передачи дома под управление управляющей компании жильцами спорного дома у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома и заявленные требования к мэрии города Архангельска подлежат удовлетворению.
В соответствии с примерным перечнем работ, приведенным в пункте 12 приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, к текущим работам относится работы по усилению элементов деревянной стропильной системы, включая смену деревянных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, мауэрлатов и обрешетки, замена или ремонт выходов на крышу, слуховых окон и специальных люков.
Требования к ТСЖ «Варавино - Фактория» о частичной смене рядовой обрешетки, проведения ремонта слуховых окон, антисептирования деревянных конструкций крыши относятся к текущему ремонту и соответствуют перечню работ в пункте 12 приложения N 7 и подлежат удовлетворению. Эксперт указала, что причиной данных нарушений не могут являться нарушения капитального характера, данные требования вытекают из ремонта крыши, которая находится в удовлетворительном состоянии и не требует капитального ремонта.
Пункт 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, согласно которого, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда.
В ходе судебного заседания установлено, что требования о выполнении частичной переборки внутренних стен, ремонта межэтажного и чердачного покрытия, а именно: ремонта деревянных балок с заменой концов, укрепление существующих подшивок потолка, устранение просадки конца балки на опоре, укрепление концов деревянных балок у каменной стены являются следствием необходимости выполнения капитального ремонта дома и не могут быть возложены на ТСЖ «Варавино - Фактория». Устранение данных нарушений должен обеспечить муниципалитет, т.е. надлежащим ответчиком по данному требованию является мэрия г. Архангельска.
Пункт 25 Постановления определяет, что в силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.
Поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
Ст. 1101 ГК РФ указывает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения причинения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Аналогичные указания содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. № 10 с изменениями, внесенными постановлениями Пленума ВС РФ от 25.10.1996г. № 10, от 15.01.1998г. № 1.
В судебном заседании установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком - мэрией г. Архангельска своих обязанностей по содержанию и ремонту дома, в котором проживают истцы.
Указанные бездействия мэрии г. Архангельска ограничивают право истца на достойное жилище, что причиняет нравственные и физические страдания.
Исходя из вышесказанного, суд считает, что требования истца в части взыскания компенсации морального вреда обоснованы и подлежат удовлетворению, и с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает, что сумма компенсации морального вреда не завышена и находит взыскать - 3000 рублей в пользу Горничной Л.И., Ефимцовой Н.В.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» к спорным правоотношениям по иску Третьякова А.С. не применим, так как обязанность по производству капитального ремонта возникла у мэрии города Архангельска не в связи с выполнением работ или оказанием услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, а как у бывшего наймодателя приватизированного жилья, Третьяков А.С. не является нанимателем жилого помещения, он обладает правомочиями собственника.
Таким образом, исковые требования Третьякова А.С. о компенсации морального вреда к мэрии г. Архангельска не подлежат удовлетворению.
Поскольку исковые требования Третьякова А.С. в части возложения обязанности на ТСЖ «Варавино - Фактория» выполнить определенные работы подлежат частичному удовлетворения, то в соответствии с требованиями ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой суд определяет с учетом представленных доказательств в размере 500 рублей.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая необходимость устранения выявленных нарушений в кратчайшие сроки, аварийную ситуацию дома, возможность причинения людям, проживающим в данном доме ущерба, связанного с необходимостью проведения капитального ремонта дома и учитывая показания эксперта в части исполнения решения, суд считает необходимым установить ответчику мэрии города Архангельска разумный срок для исполнения данного решения суда - до 01 января 2012 года, ТСЖ «Варавино - Фактория» - до 01 ноября 2011 года.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подпункт 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины.
Таким образом, мэрия г. Архангельска освобождена от уплаты государственной пошлины, с ТСЖ «Варавино - Фактория» подлежит взысканию 400 рублей (200+200).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горничной Л.И., Ефимцовой Н.И., Третьякова А.С. к товариществу собственников жилья «Варавино - Фактория», мэрии г. Архангельска о понуждении к проведению ремонтных работ, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворить частично.
Возложить обязанность на мэрию города Архангельска в срок до 01 января 2012 года:
- выполнить капитальный ремонт кровли ..., расположенного в городе Архангельск, по ..., в том числе: провести смену покрытия кровли из асбоцементных листов с отделкой коньков, ребер, разжелобков, труб, примыканий к трубам и слуховым окнам с заделкой зазоров; сменить стропильную ногу.
- выполнить полную замену инженерной системы канализации и замену инженерной системы водоснабжения ..., расположенного в городе Архангельск, по ..., в том числе: демонтаж труб стальных водопроводных, труб чугунных канализационных, запорной арматуры водопроводной, выполнить укладку трубопровода из чугунных канализационных труб диаметром 100 мм; выполнить прокладку по стенам зданий и в каналах трубопроводов из чугунных канализационных труб диаметром 100 мм, прокладку трубопроводов газоснабжения из стальных водогазопроводных не оцинкованных труб диаметром до 40 мм; выполнить присоединение канализационных трубопроводов к существующей сети в мокрых грунтах; выполнить установку вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 50 мм; установить фасонные чугунные части трубопровода канализационного, установить врезки в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром до 50 мм; провести гидравлические испытания трубопроводов систем отопления, водопровода, горячего водоснабжения диаметром до 55мм.
-выполнить полную замену свайного основания ..., расположенного в городе Архангельск, по ... с заменой забирки здания со всеми сопутствующими работами, а именно: выполнить разборку грунта при смене и усилении фундаментов, выполнить водоотлив из техполья электрическими (механическими) насосами, выполнить подъем рубленных стен домкратом (в части дворового фасада), установить временные городки, выполнить демонтаж оголовков деревянных свай, выполнить наращивание деревянных свай, провести антисептирование древесины, выполнить окраску металлических хомутов, провести смену забирки, провести вывешивание стен наружных.
- выполнить полную замену цокольного перекрытия и его покрытия ..., расположенного в городе Архангельск, по ....
-выполнить ремонт системы электроснабжения ..., расположенного в городе Архангельск, по ..., в том числе: смену электропроводки открытой, смену щитов освещения квартирных, смену ВРУ, выполнить пусконаладочные работы по подключению системы электроосвещения к трансформатору.
-выполнить частичную переборку внутренних стен ..., расположенного в городе Архангельск, по ...; выполнить ремонт межэтажного и чердачного покрытия, а именно: ремонт деревянных балок с заменой концов, укрепить существующие подшивки потолка, выполнить устранение просадки конца балки на опоре, укрепить концы деревянных балок у каменной стены
Возложить на товарищество собственников жилья «Варавино - Фактория» обязанность в срок до <Дата> по частичной смене рядовой обрешетки, проведения ремонта слуховых окон, проведения антисептирования деревянных конструкций крыши ..., расположенного в городе Архангельск, по ....
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Горничной Л.И. в счет компенсации морального вреда 3000 рублей, судебные расходы в размере 1500 рублей, всего взыскать 4500 рублей.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Ефимцовой Н.И. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Варавино - Фактория» в пользу Третьякова А.С. в счет компенсации морального вреда 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Горничной Л.И., Ефимцовой Н.И. к товариществу собственников жилья «Варавино - Фактория» о понуждении к проведению ремонтных работ, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов - отказать.
В удовлетворении остальной части исковых требований Третьякова А.С. к мэрии г. Архангельска, товариществу собственников жилья «Варавино - Фактория» о понуждении к проведению ремонтных работ, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов - отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Варавино - Фактория» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Ж.С. Кочина