УИД: 77RS0027-02-2022-020643-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2023 года адрес
Тверской районный суд адрес в составе председательствующего судьи Заниной В.И., при секретаре фио, с участием истца, представителя ответчика ГБУ МФЦ адрес по доверенности фио, представителя ответчика ГБУ «ЭВАЖД» по доверенности фио, третьего лица фиоВ,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-584/23 по иску Аксеновой Елены Ивановны к ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес», ГБУ «ЭВАЖД» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец Аксенова Е.И. обратилась в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ иском к ответчикам ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес», ГБУ «ЭВАЖД», в котором просит:
- взыскать с ГБУ «ЭВАЖД» излишне уплаченную сумму за жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКХ) в размере сумма, а также проценты, начисленные на указанную сумму по правилам ст. 395 ГК РФ за период с 25.12.2019 на сумму в размере сумма по день вынесения решения суда, за период с 27.09.2020 на сумму в размере сумма по день вынесения решения суда и до даты фактического исполнения обязательства.
- обязать МФЦ произвести зачет излишне уплаченных сумм за услуги ЖКХ путем вычитания, подлежащей к зачету суммы, указанной в квитанции истцу на оплату услуг ЖКХ (едином платежном документе), за месяц, следующий за месяцем вступления решения суда в законную силу, а в случае, если сумма, подлежащая зачету, будет больше указанной суммы, то путем вычитания оставшейся к подлежащей к зачету суммы из суммы, указанной в квитанции истцу на оплату услуг ЖКХ за следующий по порядку месяц;
- взыскать с ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес» штраф в размере 50% , рассчитанный от излишне уплаченной истцом суммы за услуги ЖКХ, с учетом процентов, определяемых на день вынесения решения суда;
- взыскать с ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес» компенсацию морального вреда в размере сумма
Требования мотивированы тем, что в ноябре и декабре 2019 года истцу были выставлены квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг с явно завышенными суммами (более сумма, что составляет примерно сумма за каждый месяц, соответственно). Истец обратилась за разъяснениями в управляющую компанию, которая, в свою очередь обратилась в ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес». Поскольку перерасчет произведен не был, истец, отменив платежное поручение в ПАО «Сбербанк» на уплату завышенных сумм, оплатила услуги ЖКХ за указанные месяцы в размере сумма, что является достаточным по мнению истца. В ответе на претензию истца, со стороны ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес» сообщено, что у истца имеется задолженность по оплате услуг ЖКХ за июнь 2016 года и ноябрь 2019 года, в связи с чем, излишне уплаченные суммы были направлены на погашение ранее имеющейся задолженности.
20.07.2020 со счета истца, используя возвращенные в режиме «автоплатежа», по выставленному ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес» счету были списаны сумма в счет погашения несуществующего долга за июль 2020 года, а также сумма – пени.
Истец указывает, что никаких долговых обязательств перед МФЦ у нее не имеется, доказательств наличия долга за июнь 2016 года, ноябрь 2019 года ответчик не представил. Истец за ноябрь и декабрь 2019 года уплатила по сумма, что заведомо выше выставляемых истцу сумм на оплату услуг ЖКХ. В результате размер излишне полученных сумм за услуги ЖКХ составляет сумма, из которых сумма – долг за июль 2020 года и пени и сумма – переплата за ноябрь и декабрь 2019 г.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес» по доверенности фио в судебном заседании просила суд в удовлетворении заявленных истцом требований отказать, указав ранее в письменном отзыве, что между истцом и ответчиком отсутствуют обязательственные отношения, расчет платы за коммунальные услуги производится на основании договоров об информационном обеспечении расчетов населения за ЖКУ и связанные с ними услуги на основании ЕПД, заключенного между ГБУ адрес Москвы, УК и Банка ВТБ. Начисления производятся только с использованием фио «Информационное обеспечение деятельности фио». ГБУ МФЦ адрес не является ни получателем, ни держателем денежных средств, ни является поставщиком услуг. Счет ведется по каждой услуге и поставщику отдельно. Перенос переплаты в счет погашения задолженности по иным статьям начислений за ЖКУ не является возможным по причине того, что корректировки между разными поставщиками не производятся. Расчеты производятся на основании информации, содержащейся в ПК фио, поручений, полученных от поставщиков услуг и Управляющей компании. В квартире, принадлежащей на праве собственности истцу, зарегистрировано по месту жительства три человека, квартира оборудована индивидуальными приборами учета ХВС и ГВС с 12.09.2019. Согласно информационной базе данных по лицевому счету истца имелась задолженность за 2016 год, недоплата за ноябрь 2019 года, в связи с чем произведенный на основании заявления истца перерасчет частично погасил образовавшуюся задолженность, оставшаяся сумма перерасчета была учтена при формировании ЕПД за август 2020 года в графе «перерасчет». По состоянию на 14.02.2023 по лицевому счету задолженность отсутствует. Поскольку ответчик не является лицом, оказывающим лицам услуги в части начисления ЖКУ, то оснований для взыскания штрафа и неустойки не имеется.
Представитель ответчика ГБУ «ЭВАЖД» по доверенности фио просил суд в удовлетворении заявленных истцом исковых требований оказать, указав, что переплаты за жилищно-коммунальные услуги у истца не имеется, указанная ситуация возникла, в связи с наличием долга за предыдущий период.
Третье лицо фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Третье лицо фио в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Положениями ст. ст. 153, 155 ЖК РФ установлено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 319.1 ГК РФ, в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения.
Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, и среди таких обязательств имеются те, по которым кредитор имеет обеспечение, исполнение засчитывается в пользу обязательств, по которым кредитор не имеет обеспечения.
Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.
Судом установлено, что истец Аксенова Е.И., фио, фио являются собственниками квартиры № 45 по адресу: адрес и зарегистрированы по месту жительства в указанной квартиру.
Ответчик ГБУ «ЭВАЖД» является предприятием, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: адрес на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3.2. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления в многоквартирном доме в адрес в соответствии с ЖК РФ": многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ адрес в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы выполняют функции: 3.2.1 начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и иные услуги нанимателями по договорам социального найма или по договорам найма, владельцам, собственникам жилых помещений, формирования единого платежного документа с использованием Автоматизированной системы управления "АСУ ЕИРЦ" при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги.
Согласно п. 3.2.2. организации приема и выполнения функций жилищных организаций по приему населения и предоставления жителям информации о начислениях и оплате за жилые помещения, коммунальные и иные услуги.
Информационного обмена и взаимодействия с участниками системы расчетов за жилые помещения, коммунальные и иные услуги.
Ведения базы данных и предоставления жилищным и ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для ведения учета платежей за жилые помещения, коммунальные и иные услуги и ресурсы (п.п. 3.2.3 и 3.2.5).
Как следует из письменного отзыва ответчика МФЦ адрес, в июне 2016 года на основании письма ГБУ «ЭВАЖД» осуществлен перенос остатков со старых лицевых счетов, и на лицевой счет истца была внесена сумма сумма, а именно ХВ для ГВ – сумма, ГВС – сумма, содержание и ремонт жилого помещения – сумма, радио – сумма, антенна – сумма, запирающее устройство – сумма, марка автомобиля - сумма
Долговые ЕПД на общую сумму сумма (с учетом перерасчетов, произведенных в автоматическом режиме) формировались в ноябре 2019 г., декабре 2019 г., январе 2020 г.
Поскольку начисление платы за услуги водоснабжения в текущем месяце производится по показаниям предыдущего, в ЕПД за сентябрь 2019 года учтены показания по общедомовому прибору учета за август 2019 года, в ЕПД за октябрь 2019 года учтены показания ОДПУ за 12 дней сентября 2019 года (до момента установки индивидуальных приборов учета).
29.10.2019 через портал pgu.mos.ru были внесены следующие показания индивидуальных приборов учета: ХВС – 88 куб., ХВС – 5 куб., ГВС – 5 куб., ГВС – 74 куб.м.
12.11.2019 на основании указанных показаний был сформирован ЕПД за ноябрь 2019 года на общую сумму сумма, частичная оплата по которому поступила на лицевой счет Аксеновой Е.И. 27.12.2019 в размере сумма и была распределена за предыдущие периоды.
17.11.2019 через портал pgu.mos.ru были внесены следующие показания индивидуальных приборов учета: ХВС – 115 куб., ХВС – 8 куб., ГВС – 8 куб., ГВС – 96 куб.м.
10.11.2019 на основании указанных показаний был сформирован ЕПД за декабрь 2019 года, на общую сумму сумма, частичная оплата по которому поступила на лицевой счет Аксеновой Е.И. 27.12.2019 в размере сумма и была распределена.
28.12.2019 в МФЦ переданы показания индивидуальных приборов учета.
10.01.2020 на основании указанных показаний был сформирован ЕПД за январь 2020 года на общую сумму сумма, оплата произведена 22.01.2020 в полном объеме.
20.01.2020 на основании поручения от 10.01.2020 в базу данных фио внесены контрольные показания ИПУ и в автоматическом режиме произведен перерасчет в сторону уменьшения по фактическим показаниям, зафиксированным актом осмотра от 17.12.2019 на общую сумму сумма, а именно сумма (ХВС, ХВ для ГВ, водоотведение), сумма (ГВС).
Поскольку на момент проведения перерасчета по лицевому счету имелась задолженность по оплате ЖКУ за 2016 год, недоплата за ноябрь 2019 года, произведённый перерасчет частично погасил образовавшуюся задолженность, оставшаяся сумма перерасчета была учтена при формировании ЕПД за август 2020 года в графе «перерасчет».
По состоянию на 14.02.2023 по лицевому счету задолженность отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно гражданскому и жилищному законодательству лицом, ответственным за начисления платы за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги потребителю, является управляющая организация.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Перечень функций, осуществляемых Многофункциональными центрами предоставления государственных услуг, является закрытым и закреплен п. 1 ст. 16 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Функция по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги в указанном перечне отсутствует.
Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются актом Правительства Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов; нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами.
Такой перечень закреплен в Постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления". Данным нормативным актом утвержден перечень государственных услуг, предоставление которых нормативным актом утвержден перечень государственных услуг, предоставление которых МФЦ обязан организовывать по принципу "одного окна" в случае подписания соответствующего соглашения о взаимодействии с органами государственной власти.
Таким образом, функция по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги путем формирования единого платежного документа государственной услугой не является и в указанных перечнях федерального и регионального уровня отсутствует.
Согласно Постановления Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 267-ПП "Об утверждении Регламента взаимодействий государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг адрес" с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими деятельность по управлению услуг и кредитной организацией" между ГБУ адрес Москвы и управляющими организациями заключаются договоры на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги.
В соответствии с п. 2.1.2.1.4 постановления Правительства Москвы от 28.02.2006 N 132-ПП "Об автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности фио" финансовым оператором системы УИРЦ является АКБ "Банк Москвы", осуществляющий комплекс работ по расчетному обслуживанию системы фио: обработку платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и их распределение в адрес поставщиков ресурсов и услуг.
При указанных обстоятельствах, ГБУ МФЦ адрес производит формирование ЕПД на основании трехстороннего договора, заключенного между Управляющей компанией, ГБУ ФЦ Москвы и ПАО "Банк ВТБ". (преемник АКБ "Банк Москвы").
В соответствии с п. 2.1.2. и п. 2.1.3 указанного договора ГБУ МФЦ Москвы осуществляет ежемесячные начисления платежей, подлежащих оплате плательщиками за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществляет соответствующую корректировку начислений в соответствии с письменными поручения поставщика (управляющей организации).
Таким образом, ГБУ МФЦ Москвы выполняет функции жилищных организаций в сфере расчета (перерасчета) платы за ЖКУ и самостоятельно объем сведений в части расчетом (перерасчетов) по оплате ЖКУ не определяет- расчет (перерасчет) платы ЖКУ осуществляется на основании письменных поручений от управляющей компании, с учетом занимаемой площади, вида собственности жилого помещения, количества проживающих.
Самостоятельно указанные функции ГБУ МФЦ Москвы не осуществляет.
В соответствии с пп. "г" и "з" п. 31 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о: сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу в случаях, предусмотренных настоящими Правилами; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил.
Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 67 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
С учетом изложенного, исходя из положений п. 31 и п. 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 обязанность по производству расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги, формированию платежного документа и предъявление его потребителю возложена на управляющую организацию, которая несет ответственность за качество оказания услуг, а также достоверное начисление жителям платы. Напротив, сторонами по договору управления многоквартирным домом является управляющая организация и жители многоквартирного дома. ГБУ МФЦ адрес стороной по данному договору не является.
Учитывая установленные судом обстоятельства, а также, что согласно предоставленным ответчиками расчетам и выпискам из фио фио у истца имелась задолженность по лицевому счету, которая была частично оплачена из поступивших денежных средств на основании заявления о перерасчете, в настоящий момент задолженности не имеется, МФЦ адрес не является ни получателем, ни держателем денежных средств, ни является поставщиком услуг, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований к ответчикам о взыскании излишне уплаченных денежных сумм с процентами по ст. 395 ГК РФ и осуществления перерасчета.
Поскольку в удовлетворении иска в части взыскания излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги истцу было отказано, нарушений прав истца как потребителя судом не установлено, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска в части взыскания штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы, неустойки, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска Аксеновой Е.И. надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Аксеновой Елены Ивановны к ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес», ГБУ «ЭВАЖД» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и штрафа – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Тверской районный суд адрес в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.05.2023
Судья фио