Дело № 2-344/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Родионова А.В.
при секретаре судебного заседания Михеевой О.С.,
с участием истца Урнышева Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Объячево
18 сентября 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Урнышева Н.И. о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Урнышев Н.И. обратился в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти матери, ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указывает, что после смерти матери открылось наследство в виде денежных вкладов, хранящихся в подразделении № Западно-Уральского банка ПАО Сбербанк на счетах №№, №, № с причитающимися процентами, однако, он, как наследник первой очереди по закону, своевременно оформить наследственные права на указанное имущество не смог, так как не знал о наличие денежных средств на счетах в банке. 29 мая 2017 года, разбирая вещи матери, случайно обнаружил сберкнижки, из которых стало известно о наличии указанных выше банковских счетах. При обращении к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования, в выдаче свидетельства о праве на наследство Урнышеву Н.И. было отказано по мотиву пропуска срока, установленного законом для принятия наследства, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований Урнышев настаивает. При этом указал, что срок, установленный законом для принятия наследства, пропущен, по мнению последнего, по уважительной причине. О смерти матери истцу стало известно в день смерти, однако в течение шести месяцев он не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства. В указанный период времени истец не болел и не выезжал на длительное время за пределы Прилузского района. В связи с тем, что мама скончалась при пожаре, личные вещи стали разбирать только в мае 2017 года, когда и обнаружили сберкнижки.
В качестве соответчиков к участию в деле привлечены администрация муниципального образования сельского поселения «Объячево» и территориальной отдел Росимущества по Республике Коми. В качестве третьего лица к участию в деле привлечен нотариус Прилузского нотариального округа Республики Коми.
Соответчики: представители администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево», представители территориального отдела Росимущества по Республике Коми, а также третье лицо: нотариус Прилузского нотариального округа Республики Коми, в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте заседания извещены надлежаще, предоставили суду заявления, в которых просят рассмотреть дело без их участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы наследственного дела под №, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьей 105 Гражданского кодекса РСФСР предусматривалось, что в личной собственности граждан может находиться имущество, предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Каждый гражданин может иметь в личной собственности трудовые доходы и сбережения, жилой дом (или часть его) и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства.
Как следует из свидетельства о рождении Урнышева Н.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО2 и ФИО1 (л.д.11).
Как следует из свидетельства о смерти, ФИО1 скончалась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Материалами наследственного дела №, открытого к имуществу умершей ФИО1, установлено, что в наследственное имущество входят денежные вклады, хранящихся в подразделении № Западно-Уральского банка ПАО Сбербанк на счетах №№, №, № с причитающимися процентами.
31 мая 2017 года Урнышев Н.И. обратился с заявлением к нотариусу Прилузского района о восстановлении срока для принятия наследства и в этот же день нотариус отказал в восстановлении срока принятия наследства по причине пропуска шестимесячного срока для принятия наследства.
Согласно отзову на исковое заявление, администрация сельского поселения «Объячево» не возражает против восстановления срока для принятия наследства Урнышеву Н.И., при это указывает, не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно отзову на исковое заявление, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми возражает против удовлетворения исковых требований Урнышева Н.В., в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований.
В силу ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Оно включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, завещать его любым гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным образованиям, так и право лиц, призываемых к наследованию по завещанию или по закону, на получение наследственного имущества.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Само по себе конституционное право наследования не порождает ни каких-либо прав в отношении наследуемого имущества, ни права или обязанности наследодателя завещать свое имущество тем или иным лицам. Соответствующие правоотношения регламентируются Гражданским кодексом РФ, исходящим из принципа свободы завещания, являющегося выражением личной воли завещателя, который вправе определить судьбу наследственного имущества с учетом отношений между ним и иными лицами. Содержащаяся в статье 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации норма не может рассматриваться как гарантирующая какому-либо конкретному лицу право получить по завещанию имущество умершего; право же гражданина завещать свое имущество по своему усмотрению не отменяет и не умаляет конституционного права наследования (ст. 55 ч. 2 Конституции).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1, умершая ДД.ММ.ГГГГ завещания не оставила, сын последней – Урнышев Н.И. не принял наследство после смерти матери.
Согласно ст.1153 ч. 1 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Статьей 1154 ч. 1 ГК РФ предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Между тем, как следует из материалов наследственного дела №, заявление Урнышевым Н.И. о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство было подано нотариусу лишь 31 мая 2017 года, в связи с чем постановлением нотариуса Прилузского нотариального округа РК от 31.05.2017 в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано по мотиву пропуска заявителем срока для принятия наследства.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В обоснование заявленных требований Урнышева Н.И. указано, что принять наследство в установленный срок последний не смог, так как не знал о наличие у матери денежных средств на счетах Сбербанка, а 29 мая 2017 года, разбирая вещи матери, случайно обнаружил сберкнижки, из которых стало известно о наличии указанных выше вкладов
При таких обстоятельствах, оценивая правовую позицию истца, суд руководствуется следующим.
Основанием восстановления в судебном порядке срока, установленного для принятия наследства, по заявлению наследника, пропустившего срок, закон признает обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока принятия наследства.
Такие обстоятельства могут быть связаны с наличием препятствий для зарождения намерения наследника принять наследство, а другие - для исполнения имеющегося у наследника намерения принять наследство.
При обстоятельствах первого рода (наличие препятствий для зарождения намерения наследника принять наследство) - наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства.
К обстоятельствам второго рода, названным в законе другими уважительными причинами, отнесены: тяжелая болезнь наследника, пребывание его в беспомощном состоянии, неграмотность, длительная командировка с условиями, ограничивающими возможности совершения юридических актов и т.д.
Между тем, проанализировав доводы истца, суд приходит к выводу о том, что наследником не представлено уважительных причин пропуска срока для принятия наследства, открывшегося после смерти наследодателя, и об отсутствии в связи с этим предусмотренных в ст. 1155 ГК РФ оснований для восстановления этого срока.
Согласно разъяснением, содержащимся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
По мнению суда, доводы Урнышева Н.И. о невозможности принятия наследства по указанным выше обстоятельствам не могут быть отнесены к числу уважительных причин, влекущих восстановление срока для принятия наследства, т.к. доказательств того, что Урнышев Н.И. был лишен возможности своевременно подать заявление в установленные законодательством сроки, суду не представлено, а отсутствие у истца сведений о составе наследственного имущества не является уважительной причиной.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для восстановления Урнышеву Н.И. пропущенного срока для принятия наследства, открывшегося по смерти ФИО1, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Урнышева Н.И. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий А.В. Родионов