ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 12-452/2019 |
07 ноября 2019 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,
рассмотрев жалобу Никитина Виталия Игоревича на постановление заместителя начальника Госжилнадзора Севастополя № УИН 0410676644305435688023159 от 31 июля 2019 года и решение начальника Госжилнадзора Севастополя от 15 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении мастера по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитина Виталия Игоревича,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 19 июня 2019 года, оставленным без изменения решением начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 15 августа 2019 года, мастер по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитин В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 тыс. руб.
В жалобе, поданной суду, Никитин В.И. просит отменить названное постановление, считая его незаконным.
В обоснование жалобы указывается на то обстоятельство, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, проверка административного органа осуществлена в нарушение действующего законодательства, он не является субъектом вмененного правонарушения.
В судебном заседании Никитин В.И. доводы жалобы поддержал, указав, что за вмененное в его вину нарушение, выразившееся в не выполнении организационно-технических мероприятий с целью выявления и устранения неисправности лифта в подъезде № многоквартирного <адрес> в г. Севастополе, он не может нести ответственность, поскольку эти мероприятия должны быть осуществлены руководством общества, а его деятельность в должности мастера по инженерному оборудованию нельзя расценивать как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Представитель Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя Катков А.В. не усматривал оснований для удовлетворения жалобы Никитина В.И.. Пояснил, что привлечение к административной ответственности осуществлено при наличии достаточных сведений, указывающих на наличие в его действиях состава вмененного правонарушения.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав доводы жалобы и материалы производства, следует прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица, а также его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
На основании ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ установлено, что, помимо лицензионных требований, прямо перечисленных в данной норме, лицензионными требованиями являются также иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
С материалов производства следует, что в вину мастера по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитина В.И. вменено не совершение надлежащих действий по обеспечению организационно-технических мероприятий с целью обеспечения надлежащего управления и обслуживания жилищного фонда в многоквартирном доме по адресу проверки, что привело к нарушению режима предоставления жилищной услуги «лифт» в подъезде №, а именно:
- не выполнены надлежащие организационно-технические мероприятия с целью устранения неисправности лифта в подъезде № в многоквартирном <адрес> в г. Севастополе, который на момент проведения проверки находится в нерабочем, технически неисправном состоянии, вследствие произошедшей 23.07.2019 года аварийной ситуацией на лифте (лифтовое оборудование отключено), не обеспечено содержание лифта в исправном состоянии и его безопасная эксплуатация путем организации надлежащего обслуживания и ремонта штатом квалифицированного персонала, что является нарушением соблюдения обязательных требований п.п. 5.10.2 п. 5.10, а также Приложения № 2 «Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003. №170 (гл. V - Эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания;, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта), (к грубым нарушениям лицензионных требований относятся: в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом: "а" пункта 3 выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах)
По мнению должностного лица административного органа, 25.07.2019 года в 11-30 часов мастер по инженерному оборудованию отдела по обслуживанию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитин В.И своими действиями (бездействием) совершил факт нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению общим имуществом собственников в многоквартирном <адрес> в г. Севастополе.
Указанные факты нарушения порядка содержания жилищного фонда выявлены в ходе проведения проверки согласно распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица при осуществлении лицензионного контроля от 23.07.2019 года № 20.10-10-ВЗ/19/685, осуществленной государственным жилищным инспектором – старшим инспектором отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора Севастополя Жарликовым А.П. и отображены в акте от 25.07.2019 года.
Указанные обстоятельства квалифицированы должностными лицами Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, совершенное мастером по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитиным В.И.
Согласно должностной инструкции мастера по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис», утвержденной директором общества 06.05.2019 года:
-проверяет организацию технического обслуживания жилищного фонда (санитарное содержание домов и придомовой территории; техническое обслуживание конструкций, элементов, узлов, инженерного оборудования зданий, включая внутридомовые сети холодного, горячего водоснабжения, водоотведения (ливневки) канализации, электроснабжения, газоснабжения,, обслуживание строительных конструкций (фасадов, отмосток, крыш и т.д.;
- проверяет ведение учета и оформления работ по техническому обслуживанию (содержанию) жилищного фонда
- ведение учета ремонтных работ;
- составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, выполняемою подрядчиками;
Осуществляет контроль за:
- качеством выполненных работ и предоставленных услуг;
- приемкой производственных работ и услуг согласно заключенным договорам.
Проверяет предоставленные акты выполненных работ, актирование фактов невыполненных договорных обязательств.
Организует работы по ведению технической документации (чертежей, спецификаций, технических условий, технологических карг) и банка данных по составу инженерного оборудования, капитальности и техническим параметрам зданий, сооружений, инженерных сетей.
Порядок организации безопасного использования лифтов определён постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». Этим же постановлением утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Требования к персоналу но обслуживанию лифтов, его квалификации, изложены в п. 3 Правил: «квалифицированный персонал» - это физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ. подтвердившие соответствии своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» № 238- ФЗ от 03.07.2013 г.
Квалификационные требования специалиста по эксплуатации лифтового оборудования (код профессии в общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) 16.004), утверждены Приказом Министерства труда и социальной политики № 18н от 17.01.2014 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования», (в редакции Приказа Минтруда России № 727п от 12.12.2016 г.). Согласно данному Приказу, специалистом по эксплуатации лифтового оборудования могут быть физические лица - руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб) в промышленности (код ОКЗ 1222). инженеры- механики и технологи машиностроения (код ОКЗ 2145), техники-механики (код ОКЗ 3115).
Кроме того, для оценки соответствия лифтов требованиям безопасности существует профессия специалиста по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (код ОКЗ 16.001), профессиональный стандарт утверждён Приказом Минтруда России № 267н от 13.03.2017 года.
Как следует из Акта внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Севжилсервис» от 08.08.2019 года, проведенной на основании распоряжения руководителя Крымского управления Ростехнадзора от 01.08.2019 № 284, в деятельности юридического лица ООО «Севжилсервис» допущены нарушения при эксплуатации лифтов требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011».
Объектом вмененного в вину Никитину В.И. правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными предусмотрено п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ. Положения Закона конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", которым утверждены:
а) Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
б) Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;
в) Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ лицензионными требованиями являются:
а) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
б) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
в) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
г) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
д) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
е) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
ж) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;
з) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;
и) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели, постольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Вместе с тем, содержание должностной инструкции мастера по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис», не содержит в себе сведений о наделении Никитина В.И. организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в области осуществления предпринимательской деятельности общества.
Таким образом, мастер по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитин В.И. в отсутствие сведений о наделении организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в области осуществления предпринимательской деятельности общества, не может являться субъектом вмененного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Никитина В.И. вины во вмененном административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Госжилнадзора Севастополя от 31 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Никитина В.И., и решение начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 15 августа 2019 года по результатам рассмотрения жалобы, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу Никитина Виталия Игоревича удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Госжилнадзора Севастополя № УИН 0410676644305435688023159 от 31 июля 2019 года и решение начальника Госжилнадзора Севастополя от 15 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении мастера по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитина Виталия Игоревича – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении мастера по инженерному оборудованию и ремонту многоквартирных домов ООО «Севжилсервис» Никитина Виталия Игоревича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный