Дело № 2-4845/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Фандеевой Г.В.,
при секретаре Быконя В.С.,
с участием представителя истцов Ивон Е.В., представителя ответчика Фомичевой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьячковой Л. Г., Новиковой Е. М., Боженко С. Ф., Улановой Н. А., Нагорных Е. П. к Обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 1" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности на осуществление действий, -
УСТАНОВИЛ
Дьячкова Л.Г., Новикова Е.М., Боженко С.Ф., Уланова Н.А., Нагорных Е.П. обратились в суд с настоящим иском к ООО «ГУК-1», указав, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, управление которым с 01 августа 2015 года осуществляет управляющая компания ООО «ГУК-1».
Ответчик, ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно не осуществляется уборка лестничных площадок и маршей, полов, стен, окон, подоконников, отопительных приборов в подъезде №3 указанного многоквартирного дома. Однако, законодателем предоставление услуг по санитарной уборке мест общего пользования возложена на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.
Не включение платы за уборку мест общего пользования в размере платы за содержание и текущий ремонт общего имущества при установлении соответствующего тарифа не является основанием для отказа в предоставлении такой услуги.
Обязательным санитарным минимумом является не только влажная, но и сухая уборка не реже 1 раза в 5 дней, а также обметание отопительных приборов, окон, перил лестниц, почтовых ящиков не реже 1 раза в 5 дней, обметание стен не менее 2 раз в месяц, мытье лестничных клеток не реже 1 раза в месяц, мытье окон не реже 2 раз в год.
Независимо от включения (не включения) обязательств по уборке подъездов в многоквартирных жилых домах в перечень обязательных работ и услуг, данные работы должны выполняться в рамках функций управляющей организации по содержанию общего имущества на основании требований законодательства, данная услуга не зависит от волеизъявления сторон договора.
В адрес управляющей компании была направлена претензия, которая в установленный законодателем срок не была рассмотрена.
Полагают, что действиями управляющей компании по неоказанию услуг по уборке общего имущества многоквартирного дома, истцам причинен моральный вред.
На основании изложенного, просят суд признать незаконным бездействие ООО «ГУК-1» по не проведению уборки в подъезде №3 жилого дома по адресу: *** в период с начала управления многоквартирным домом; обязать ООО «ГУК-1» проводить в подъезде №3 жилого дома по ул. ***, за счет тарифа на содержание и текущий ремонт жилья сухую и влажную уборку пола тамбура, лестничных площадок, лестничных маршей, коридора не реже 1 раза в 5 дней; обметание отопительных приборов, окон, перил лестниц, почтовых ящиков не реже 1 раза в 5 дней, обметание стен не менее 2 раз в месяц, мытье лестничных клеток не реже 1 раза в месяц, мытье окон не реже 2 раз в год; взыскать с ООО «ГУК-1» в пользу Дьячковой Л.Г. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя; взыскать с ООО «ГУК-1» в пользу Новиковой Е.М. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя; взыскать с ООО «ГУК-1» в пользу Боженко С.Ф. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя; взыскать с ООО «ГУК-1» в пользу Улановой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя; взыскать с ООО «ГУК-1» в пользу Нагорных Е.П. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
В судебном заседании представитель истцов на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, поддержал доводы искового заявления, дополнительно указал, что тариф на содержание и ремонт общего имущества завышен, уборка общего имущества не осуществляется. На ответчика возложена обязанность по осуществлению санитарной уборки, даже если данные услуги не включены в протокол общего собрания и в перечень оказываемых управляющей компанией услуг. Данные обстоятельства подтверждаются позицией Верховного Суда РФ. Направленная ответчику претензия не была рассмотрена, ответа на неё не поступало. Управляющая компания не отрицает тот факт, что уборка общего имущества не проводится. Имеется обязательный санитарный минимум, в котором установлены услуги, которые управляющая компания обязана выполнять и без указания данных услуг в договоре управления. Договором управления предусмотрена лишь влажная уборка. На основании изложенного, просил удовлетворить заявленные требования
Представитель ответчика возражала против заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, указав, что управляющей компанией надлежащим образом исполняется обязанность по предоставлению собственникам услуг. Управляющей компанией был предложен перечень работ и услуг, стоимость которых составляла 27,03 рублей за кв.м., в том числе, и услуги по санитарной уборке мест общего пользования стоимость 2,5 рубля за кв.м.. Собственники согласовали перечень работ/услуг стоимость которых составила 21,77 рублей за кв.м., исключив из предложения управляющей компании ряд работ и услуг, в том числе и услуг по уборке мест общего пользования. Поскольку эти работы отнесены к обязательным, управляющая компания настаивала на включение в повестку собрания вопроса по включению в перечень работ – влажную уборку мест общего пользования и вопроса по утверждению стоимости данных работ. Однако, собственники большинством голосов отказались от включения в перечень услуг влажной уборки мест общего пользования. В свою очередь, договор управления, является возмездным, и оказание услуг предусматривает их оплату собственниками помещений. Законодательное регулирование договорных отношений между собственниками помещений в МКД и управляющей компанией не предусматривает возможность приумножения общего имущества или безвозмездное выполнение работ/услуг, представляющих потребительскую ценность исключительно для домовладельцев, за счет управляющей компании. Собственники, как и управляющая компания, несут ответственность за содержание общего имущества. В договоре управления от 01 августа 2015 года собственники определили проводить уборку мест общего пользования, в том числе, лестниц и лестничных площадок, самостоятельно. При изложенном, просила в иске отказать.
Истцы в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, обеспечили в судебное заседание явку представителя.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Дьячкова Л.Г., Новикова Е.М., Боженко С.Ф., Уланова Н.А., Нагорных А.С. являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: ***, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Управление многоквартирным домом по ул. *** осуществляет управляющая компания ООО « Городская управляющая компания – ГУК 1» на основании договора управления многоквартирным домом от 01 августа 2015 года.
Истцы обосновывают подачу настоящего иска неоказанием управляющей компанией надлежащим образом услуг по санитарной уборке имущества многоквартирного дома, признанные законодателем обязательными, и исполнение которых должно осуществляться управляющей компанией вне зависимости от волеизъявления сторон договора управления от 01 августа 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Общие требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома определены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно Правилам N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункты "а", "б" п. 10).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
Согласно п. 4.4.1, 4.8.14 Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Между тем, в соответствии ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 31, 35 Правил N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Указанные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом от 01 августа 2015 года является возмездным договором и не предусматривает исполнение обязательств на безвозмездной основе.
Согласно положениям части 2 договора управления многоквартирным домом от 01 августа 2015 года, Заказчики обязаны самостоятельно убирать места общего пользования многоквартирного дома, в том числе лестницы и лестничные площадки. В перечень работ и услуг, являющемуся Приложением №2 к договору управления, утвержденного решением общего собрания собственников, изложенного в протоколе собрания от 10 июля 2015 года, не входит оказание управляющей компанией услуги по санитарной уборки мест общего пользования.
Далее, в повестку дня общего собрания собственников помещений, проводимого в форме очно-заочного голосования в период с 11 ноября 2017 года по 26 ноября 2017 года, управляющей компанией на разрешение собственников был поставлен вопрос о включении в перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД – «Влажная уборка помещений общего пользования» и утверждении размера платы, составляющей 2,88 рублей с 1 кв.м. общей площади. В оформленном 27 ноября 2017 года протоколе общего собрания собственников, содержался поставленный вопрос и значился под № 6, где собственники большинством голосов отказались от включения данной услуги в перечень работ и услуг и соответственно утверждения тарифа по ней.
В соответствии с п. 5 ст. 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Данное решение собственниками не оспорено, не признано недействительным в установленном законом порядке, следовательно, имеет юридическое значение при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, собственники многоквартирного дома добровольно отказались от оказания данной услуги управляющей компанией с произведением ей оплаты за такую услугу. Оплата за данную услугу не включалась в тариф на содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в указанном доме.
Более того, как следует из представленных ответчиком документов, предложения управляющей компанией с включением в перечень услуги по санитарной уборке мест общего пользования направлялись собственникам как в 2015 году, 2016 году, так и в 2017 году.
П. 30 Правил N 491 указывает, что содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (за счет персонифицированных субсидий и льгот).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что действительно законодателем предусмотрены услуги по санитарной уборке мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, при этом, не следует забывать, что договор управления является возмездным, что говорит о необходимости оплаты оказываемых услуг, тогда как собственниками помещений, решений о включении данной услуги в перечень работ и услуг управляющей компании не принимались и вопрос об утверждении оплаты не принимался.
В свою очередь, собственники не лишены права самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом с утверждением на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Данные положения закреплены в ст. 39 ЖК РФ, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491 (п. 12, 17, 28, 29).
Принимая изложенное, оснований для признания действий управляющей компании по не проведению уборки в подъезде №з многоквартирного дома по ул. *** и возложении обязанности по проведению в подъезде №3 за счет тарифа на содержание и текущий ремонт жилья сухую и влажную уборку пола тамбура, лестничных площадок, лестничных маршей, коридора не реже 1 раза в 5 дней; обметание отопительных приборов, окон, перил лестниц, почтовых ящиков не реже 1 раза в 5 дней, обметание стен не менее 2 раз в месяц, мытье лестничных клеток не реже 1 раза в месяц, мытье окон не реже 2 раз в год, у суда не имеется, поскольку их действия осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Ввиду отсутствия в действиях ответчика противоправности, не усматривается и оснований для удовлетворения требований истцов о компенсации морального вреда, а также применения к управляющей штрафа, в рамках закона №2300-1 «О защите прав потребителей».
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Дьячковой Л. Г., Новиковой Е. М., Боженко С. Ф., Улановой Н. А., Нагорных Е. П. к Обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - ГУК 1" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности на осуществление действий, взыскании компенсации морального вреда, штрафа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения, т.е. 28 июня 2018 года.
Председательствующий Г.В. Фандеева