Дело №2-2398/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при помощнике судьи – Шварц М.Ю. с участием представителя истца – Гирченко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олещука Виктора Александровича к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, третье лицо – Олещук Яна Васильевна о понуждении совершить определенные действия,
установил:
19.08.2019 г. истец обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, просит обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя включить в реестр собственности города Севастополя <адрес>. Также просит обязать Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя присвоить указанной квартире адрес – <адрес> К остальным ответчикам требований не заявлено.
В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании ордера № ему была предоставлена <адрес>, в которой он и члены его семьи – жена и двое несовершеннолетних детей зарегистрированы и постоянно проживают.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом капитального строительства города Севастополя и истцом был заключен договор социального найма, по которому указанная квартира была передана в бессрочное владение и пользование истцу и членам его семьи.
С целью приватизации квартиры истец обращался в ДИЗО города Севастополя и получил ответы от 04.04.19г. и 30.08.2018г. о том, что внести указанный объект в Реестр собственности города Севастополя не представляется возможным ввиду отсутствия адреса квартиры.
При обращении истца в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя им получены ответы от 21.12.18г., от 25.02.2019г. о том, что сведения о квартире, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют, вследствие чего внесение в ФИАС сведений о вышеуказанной квартире не представляется возможным. Данные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с указанным иском.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Представители ответчиков, третье лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили, ответчики письменных возражений на иск не представили, от представителя Департамента капитального строительства города Севастополя поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 40, 25 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
Законом города Севастополя от 24.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя».
Согласно пункту 3, 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 «О статусе города-героя Севастополя» деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом; государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм недвижимое имущество, находившееся в государственной собственности Украины, стало государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Реестр собственности - совокупность документированных сведений об объектах собственности города Севастополя, их состоянии и движении, необходимых и достаточных для осуществления управления государственным имуществом города Севастополя.
От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (статья 3, пункт 1 статьи 6 Закона города Севастополя № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя», ст. 10 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 № 179-ЗС «Об имущественной казне города Севастополя»).
Правительством Севастополя 22.09.2016 г. принято постановление № 883-ПП, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции (далее – Положение).
Пунктом 1.1 Положения предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Судом установлено, что Олещуку В.А. и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
Согласно справке ГУПС «Единый информационный расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ – истец Олещук В.А., его жена Олещук Я.В., сын ФИО7, с ДД.ММ.ГГГГ – сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из ответов Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и на обращения Олещука В.А. по вопросу включения в Реестр собственности города Севастополя вышеуказанной квартиры следует, что внести указанный объект в Реестр собственности города Севастополя не представляется возможным ввиду того, что в ГУПС «БТИ» отсутствует информация по данному объекту.
По договору социального найма от 24.10.2016 г., заключенному между Департаментом капитального строительства г. Севастополя и Олещуком В.А., указанная квартира передана ему и членам его семьи – Олещук Я.В. (жена) и ФИО7, ФИО8 (сыновьям) в пользование.
Из справок Департамента капитального строительства города Севастополя, имеющихся в материалах дела, усматривается, что Олещук В.А. участия в приватизации жилых помещений не принимал.
В ходе проведения предусмотренной статьей 4 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 г. № 3-ЗС инвентаризации собственности города Севастополя спорное жилое помещение до настоящего времени не включено в состав имущественной казны города Севастополя, что нарушает права истца на реализацию конституционных прав на жилище.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 4.07.1991г. № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в РФ" право собственности на приобретенное в порядке приватизации жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как указывалось выше, спорная квартира по договору социального найма Департаментом капитального строительства города Севастополя, указанным в договоре в качестве лица, уполномоченного собственником, была передана истцу в пользование.
Из материалов дела не усматривается, что спорная квартира не относится к жилым помещениям, которые в силу ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации. Истец проживает в спорной квартире на условиях социального найма и ответчиками указанное право пользования не оспаривается.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части включения квартиры в реестр собственности города Севастополя.
Относительно требования о присвоении квартире адреса суд полагает, что оно является преждевременным, а потому подлежит отклонению, поскольку истец за получением такой гос. услуги не обращался, отказа не получал.
Руководствуясь статьями 196, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Олещука Виктора Александровича к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, третье лицо – Олещук Яна Васильевна о понуждении совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя включить в Реестр государственной собственности г. Севастополя жилое помещение – <адрес>.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 19 декабря 2019 года.
Судья -