Решение по делу № 02а-0020/2022 от 09.09.2021

 

УИН RS0016-02-2021-025206-17

Дело  2А  20/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

16 февраля 2022 года                                                                       город Москва 

Мещанский районный суд  города Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., секретаря судебного заседания Мартюк С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2А - 20/2022 по административному иску ОАО «РЖД» к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным представления  ... от 16 августа 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в суд с административным иском к Северо-Западному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене представления от 16.08.2021 года  ... государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора по Санкт-Петребургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Дмитриевой А.П. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В обоснование административного иска ОАО «РЖД» указывает, что оспариваемое представление вынесено по факту наличия на земельном участке полосы отвода железной дороги с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ..., свалки отходов. Данное представление административный истец считает незаконным и необоснованным, поскольку ОАО «РЖД» не осуществляло сброс данных отходов. Несанкционированная свалка в полосе отвода железной дороги на указанном земельном участке образована неустановленными лицами, предположительно жителями прилегающей территории путем размещения строительных отходов. ОАО «РЖД» не является собственником данных отходов. Данные отходы образовываются не в процессе деятельности ОАО «РЖД», т.е. не являются отходами производства. В целях исполнения положений законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства ОАО «РЖД», как арендатор данного земельного участка имеет нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также договор на вывоз мусора, образованного в процессе своей деятельности. Также, ОАО «РЖД» не осуществляет сброс образованных в своей деятельности отходов на земельные участки полосы отвода железной дороги, тем самым, ОАО «РЖД» выполняет возложенные статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федеарции обязанности по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. Поскольку данный вид отходов, размещенных в несанкционированной свалке в полосе отвода железной дороги не образован из деятельности ОАО «РЖД», а образован из деятельности граждан, проживающих на территории муниципального образования, в границах которого располагается указанный земельный участок, то организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов должна заниматься администрация муниципального образования. В связи с тем, что ОАО «РЖД» не является виновным лицом в нарушении норм действующего экологического и земельного законодательства, принимает необходимые меры по охране и защите земель, то мусор с указанной несанкционированной свалки подлежит сбору и утилизации муниципальными органами. При такихобстоятельствах, считает административный истец, на ОАО «РЖД» не должны быть возложены требования, указанные в обжалуемом представлении. Постановление о назначении административного наказания от 16.08.2021 года  ..., в соответствии с которым на основании статьи 29.13 КоАП РФ внесено остапиваемое представление, в настоящее время в законную силу не вступило и оспаривается ОАО «РЖД» в установленном законом порядке.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Установлено, что постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны  окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитриевой А.П. о назначении наказания  ... от 16.08.2021 года, ОАО «РЖД» признано виновным  в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 УоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100 000 руб.

Оспариваемое административным истцом представление от 16.08.2021 года  ... государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора по Санкт-Петребургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Дмитриевой А.П. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено по факту наличия на земельном участке полосы отвода железной дороги с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ..., свалки отходов.

Указанный земельный участок находится в аренде ОАО «РЖД» (полоса отвода железной дороги).

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.12.2008 года  294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года  89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

ОАО «РЖД» несет ответственность за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований на арендуемом земельном участке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона  89-ФЗ, пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного назначения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 статьи 13 Закона  89-ФЗ предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В рамках административного дела  12-353/2021 по жалобе защитника Романовой О.Н. в защиту интересов ОАО «РЖД» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны  окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитриевой А.П. о назначении наказания  ... от 16.08.2021 года, судьей Пушкинского районного суда г. Санкт-Петербурга установлено, что в материалах дела отсутствуют какие-либо допустимые доказательства, подтверждающие место нахождения отходов. Кроме отсутствия доказательств, подтверждающих факт наличия отходов, их расположение на конкретном земельном участке, в материалах дела отсутствуют также доказательства, подтверждающие нахождение земельного участка, на котором, возможно, расположены отходы, в пользовании/владении ОАО «РЖД».

Решением Пушкинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16.11.2021 года по делу  12-353/2021 постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны  окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитриевой А.П. о назначении административного наказания ... от 16.08.2021 года, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., отменено, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

По состоянию на дату рассмотрения настоящего административного иска сведения о новом рассмотрении Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора дела об административном правонарушении  ... отсутствуют.

В силу части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Следовательно, представление от 16.08.2021 года  ... государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора по Санкт-Петребургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Дмитриевой А.П. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является незаконным и подлежит отмене.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Установив данные обстоятельства и проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. Указанное представление нарушает права и законные интересы административного истца, следовательно, обжалуемое представление подлежит отмене.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 174 -177 Кодекса административного судопроизводства  РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ОАО «РЖД» к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным представления  ... от 16 августа 2021 года удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление  ... от 16 августа 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста  эксперта межрегионального отдела государственного геологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Дмитриевой А.П. в отношении ОАО «РЖД».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд  города  Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 16 февраля 2022 года.

 

Судья:  И.И. Афанасьева

 

 

02а-0020/2022

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 16.02.2022
Истцы
Открытое акционерное общество РЖД
Ответчики
Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Мещанский районный суд
Судья
Афанасьева И.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
16.02.2022
Решение
16.02.2022
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее