Дело № 2-59/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2012 года п. Шексна
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Колесникова Ю.Н.,
при секретаре Пятовской А.А.,
с участием:
прокурора Дюжаковой О.С.,
представителей ответчиков Сибиряковой И.А., Алексеева А.С., Сурвило Е.В.,
представителя третьего лица Чегодина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шекснинского района Вологодской области в интересах жильцов дома № 6 по ул. Первомайской п. Шексна Вологодской области к ООО «Жилсервис № 1», ООО «Водоканалжилсервис» и ОАО «Шексна - Теплосеть» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Шекснинского района Вологодской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов жителей дома № 6 по ул. Первомайской п. Шексна Вологодской области с иском к ООО «Жилсервис № 1», ООО «Водоканалжилсервис» и ОАО «Шексна-Теплосеть», указав в обоснование, что прокуратурой Шекснинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ при обеспечении сохранности жилищного фонда, а именно соблюдения "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 в деятельности управляющих организаций, в ходе проведения которой установлен ряд нарушений, в связи с чем, прокурор просит обязать ООО «Жилсервис № 1» и ООО «Водоканалжилсервис» устранить нарушения правил содержания и обслуживания жилого дома № 6 по ул. Первомайской п. Шексна Вологодской области, а именно: восстановить освещение в подвальном помещении; выполнить ремонт теплоизоляции труб и бойлера в подвале; восстановить электроосвещение в тамбуре подъезда № 1; устранить трещины в отмостке дома. Так же просит обязать ОАО «Шексна - Теплосеть» в целях обеспечения безопасных и благоприятных условий для проживания в доме № 6 по ул. Первомайской п. Шексна Вологодской области произвести следующие работы: выполнить антикоррозийное покрытие и теплоизоляцию труб теплосети, проходящей транзитом по подвалу дома; поднять участок теплосети, проходящей под первым подъездом дома на опоры; выполнить герметизацию ввода теплосети в подвал.
В судебном заседании прокурор Дюжакова М.С. уточнила исковые требования. По доводам искового заявления просит суд обязать управляющую организацию ООО «Жилсервис № 1» в срок до 1 июля 2012 года: восстановить освещение в подвальном помещении дома; выполнить ремонт теплоизоляции труб и бойлера в подвале; устранить трещины в отмостке дома. Отказалась от требования о возложении обязанности восстановить электроосвещение в тамбуре подъезда № 1, пояснив, что данное нарушение в настоящее время устранено. Полностью отказалась от требований, заявленных в адрес ответчиков ООО «Водоканалжилсервис» и ОАО «Шексна - Теплосеть».
Представитель ответчиков ООО «Жилсервис № 1» и ООО «Водоканалжилсервис» по доверенностям Сибирякова И.А. в суд не явилась. В телефонограмме просит рассмотреть дело в своё отсутствие, изменённые исковые требования признаёт.
Представители ответчика ОАО «Шексна - Теплосеть» на основании прав по должности Алексеев А.С. и на основании доверенности Сурвило Е.В. исковые требования не признали.
Представитель третьего лица КУ ШМР «Управление ЖКХ, строительства и транспорта Шекснинского муниципального района» по доверенности Чегодин В.А. с требованиями прокурора не согласен по основаниям изложнным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Администрации городского поселения п. Шексна в суд не явился. В заявлении глава городского поселения п. Шексна Широков А.И. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, с исковыми требованиями прокурора согласен.
Суд выслушал участвующих в деле лиц, исследовал материалы дела и приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в частности, контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно статье 5 ЖК РФ жилищное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
На основании статьи 5 ЖК РФ изданы Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Как указано в пункте 1.1 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170, правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2006 № 491 в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пункт 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, предусматривает, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Пункт 4.1.7 этих же Правил предусматривает, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой повреждённых мест и подсыпкой песком.
Приложением № 4 к данным Правилам установлен рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период, который предусматривает, в том числе проведение утепления бойлеров и трубопроводов в подвальных помещениях.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Как следует из материалов проверки, проведенной прокуратурой Шекснинского района Вологодской области в подвальном помещении дома № 6 по ул. Первомайской п. Шексна Вологодской области, не выполнена теплоизоляция труб и бойлера, что способствует образованию повышенной влажности, проникающей в квартиры первого этажа дома, в подвале отсутствует электроосвещение, а так же в отмостке дома имеются трещины. Таким образом, состояние общего имущества многоквартирного дома не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170 и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Так же в соответствии со статьёй 36 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Многоквартирный жилой дом № 6 по ул. Первомайской п. Шексна Вологодской области находится в управлении управляющей организации ООО «Жилсервис № 1», в связи с чем, обязанность по устранению выявленных нарушений лежит на ООО «Жилсервис № 1».
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Жилсервис № 1» в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования прокурора Шекснинского района Вологодской области.
Обязать ООО «Жилсервис № 1» в срок до 1 июля 2012 года восстановить электроосвещение, выполнить теплоизоляцию бойлера и труб в подвальном помещении жилого дома № 6 по ул. Первомайской п. Шексна Вологодской области, устранить трещины в отмостке дома.
Взыскать с ООО «Жилсервис № 1» в бюджет государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Колесников
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>