УИД 28RS0006-01-2021-000034-29
Дело № 2а-41/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,
при секретаре Александровой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МКУ администрация рп Новобурейский к ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу–исполнителю ОСП по Бурейскому району ФИО3 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
МКУ администрация рп Новобурейский обратилась в суд с заявлением к ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Определением судьи Бурейского районного суда Амурской области от 13 января 2020 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее УФССП по Амурской области), судебный пристав–исполнитель ОСП по Бурейскому району ФИО3, в качестве заинтересованного лица ФИО7
В заявлении указано, что 25 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району вынесено постановление о взыскании с МКУ администрация рп Новобурейский исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, которое поступило в адрес заявителя 27 ноября 2020 года.
Вместе с тем МКУ администрация рп Новобурейский не исполнила решение суда по причинам от нее не зависящим, вследствие непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При планировании бюджета муниципального образования на 2020 год, указанного решения не имелось, с связи с чем денежных средств на приобретение жилых помещений не выделялось и не планировалось. Решением Новобурейского поселкового совета народных депутатов от 17.12.2020 по вопросу предоставления денежных средств в 2021 году из бюджета рп. Новобурейский для удовлетворения требований по решению суда, отказано, в связи с отсутствием перевыполнения плата доходной части бюджета. Несмотря на это должник не бездействовал и не уклонялся от исполнения решения суда, в этих целях ФИО7 было предложено три варианта жилых помещений, в том числе временно, комнаты в коммунальных квартирах, от которых она отказалась. Причиной не предоставления взыскателю жилого помещения является отсутствие свободных помещений и денежных средств для их приобретения. Считает, что со стороны МКУ администрация рп Новобурейский отсутствует вина в не предоставлении жилого помещения ФИО7, в связи с изложенными выше обстоятельствами.
Просила суд освободить МКУ администрация рп Новобурейский от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, в рамках исполнительного производства № 14091/20/28006-ИП от 01.09.2020 по исполнительному листу № ФС 024981194 от 18.08.2020 на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 25.11.2020.
Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца МКУ администрации рп. Новобурейский, административных ответчиков: ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебного пристава-исполнителя ОСП по Бурейскому району ФИО3, Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, заинтересованного лица- ФИО7, извещенных надлежащим образом, ходатайств и возражений по делу, не предоставивших.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного документа – решения Бурейского районного суда Амурской области от 23.06.2020 года № 2-222/20 о возложении на МКУ Администрация рабочего поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области обязанности предоставить семье ФИО7, состоящей из трех человек, вне очереди по договору социального найма, изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а так же требованиям безопасности жизни и здоровья, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта - пгт. Новобурейский в границах муниципального образования пгт. Новобурейский, общей площадью не менее 31,7 кв.м, начальник отделения-старший судебный ОСП по Бурейскому району ФИО4 01.09.2020 года вынес постановление о возбуждении в отношении Администрации рп.Новобурейский Бурейского района Амурской области исполнительного производства № 14091/20/28006-ИП, которым установил срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требованиями начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Бурейскому району ФИО4, ФИО3 должнику Администрации рп. Новобурейский, неоднократно устанавливались сроки: 15.10.2020 год, 30.11.2020 год, 23.12.2020 год, 18.01.2021 год исполнить решение суда, о предоставлении семье ФИО7 состоящей из трех человек, изолированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а так же требованиям безопасности жизни и здоровья, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта - пгт. Новобурейский в границах муниципального образования пгт. Новобурейский, общей площадью не менее 31,7 кв.м.
Предупреждением начальника отделения- старшим судебным приставом ОСП по Бурейскому району ФИО3, ФИО6 как руководитель организации –должника Администрации рп. Новобурейский Бурейского района Амурской области предупрежден о привлечении к уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ, в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда.
Ввиду неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, начальником отделения- старшим судебным приставом ОСП по Бурейскому району УФССП России по Амурской области, в рамках исполнительного производства № 14091/20/28006-ИП вынесено постановление от 25.11.2020 года о взыскании с должника Администрация рп. Новобурейский исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.11.2020 года.
Ссылаясь на наличие оснований для освобождения учреждения от исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству, МКУ Администрация рп. Новобурейский Бурейского района Амурской области, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которым с должника взыскивается исполнительский сбор.
В силу ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Обращаясь в суд, МКУ администрация рп. Новобурейский Бурейского района Амурской области указала, что решение Бурейского районного суда по дулу № 2-222/202 невозможно исполнить из-за отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств для их приобретения.
В соответствии с ч.8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (ч.11 ст. 30).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (ч.17 ст. 30).
Как следует из материалов исполнительного производства, постановление судебного пристава-исполнителя от 01.09.2020 года о возбуждении исполнительного производства № 14091/20/28006-ИП на основании решения Бурейского районного суда от 23.06.2020 года № 2-222/20, получено ФИО6 -02.09.2020 года.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В установленный срок требования исполнительных документов должником в добровольном порядке исполнены не были, что является достаточным основанием для наличия состава правонарушения и применения ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
При этом, согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания.
Согласно, п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований освобождения от исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от 05.02.2009 года № 250-О-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации – и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 71,72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с ч.6 ст.19 названного Закона, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В качестве доказательств отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств для их приобретения, истцом предоставлено решение Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 41/143 от 17.12.2020 года, из которого следует, что Главе рп. Новобурейский, отказано в выделении денежных средств на 2021 год, из бюджета рп. Новобурейский Бурейского района Амурской области, в связи с отсутствием перевыполнения плана доходной части бюджета рп. Новобурейский Бурейского района Амурской области, для исполнения в том числе решения Бурейского районного суда от 04.08.2020 года по гражданскому делу № 2-222/2020 для приобретения квартиры семье ФИО7 в размере 857044 рубля 69 копеек;
Из заявления ФИО7 от 25.12.2020 года следует, что она отказалась от предоставления ей жилых комнат по адресу: <адрес> в <адрес>.
Возможность исполнить решение Бурейского районного суда от 23.06.2020 года по делу № 2-222/20, не предоставляется возможным, из-за отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств для их приобретения.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что МКУ администрацией рп. Новобурейский Бурейского района Амурской области предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, так как исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от выделения денежных средств из бюджета рп. Новобурейский на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что МКУ администрация рп. Новобурейский объективно была лишена возможности исполнить решение Бурейского районного суда от 23.06.2020 года по делу № 2-222/20, в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, суд считает установленным, что МКУ администрацией рп.Новобурейский Бурейского района Амурской области предпринимались меры для надлежащего исполнения обязательств. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – МКУ администрация рп.Новобурейский Бурейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 14091/20/28006-ИП от 02.09.2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░3 ░░ 25.11.2020 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 14091/20/28006-░░ ░░ 01.09.2020 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ 024981194 ░░ 23.06.2020, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-222/2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2021 ░░░░