Дело № 2-292/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 марта 2012 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
Председательствующего Титовой Г.Б.,
при секретаре Смирновой Е.Н.,
с участием
помощника Собинского межрайонного прокурора Головинского М.М.,
представителя заинтересованного лица Захаровой С.Е. – Главы администрации МО Асерховское сельское поселение,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Собинке Владимирской области гражданское дело по заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО Асерховское сельское поселение незаконным и понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что проведена проверка соблюдения федерального законодательства, регулирующего обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что информация о деятельности МО Асерховское сельское поселение Собинского района Владимирской области должна размещаться на официальном сайте администрации Собинского района – www.sbnray.ru (для размещения информации на сайте предусмотрен особый раздел), но информация, предусмотренная законом, на данном сайте отсутствует. Прокурор считает, что бездействие администрации МО Асерховское сельское поселение нарушает права граждан на получение информации в полном объеме, и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Асерховское сельское поселение, выразившееся в не размещении информации на официальном сайте администрации, обязать администрацию муниципального образования Асерховское сельское поселение в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, а именно опубликовать на официальном сайте следующую информацию:
- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
- сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
- обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Помощник Собинского межрайонного прокурора Головинский М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, не возражал против установления срока для устранения нарушений действующего законодательства до ДД.ММ.ГГГГ. Доводы, изложенные в заявлении, подтвердил, дополнительно суду пояснил, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств не может быть ограничен. Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что к информации о деятельности органов местного самоуправления относится информация, созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. В соответствии с п.2 ст.6 указанного федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Частями 1, 2 ст. 13 закона установлен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежащий обязательному размещению указанными органами в сети интернет. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что информация о деятельности МО Асерховское сельское поселение должна размещаться на официальном сайте администрации Собинского района. При проведении проверки фактического размещения органами местного самоуправления МО Асерховское сельского поселения необходимой информации на данном сайте было установлено, что информация, предусмотренная законом, отсутствует, а именно, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что не имеется обязательной для опубликования в сети Интернет информации, предусмотренной ст.13 ч.1 п.1 п.п. «е», ч.1 п.2 п.п. «б», ч.1 п.3, ч.1 п.4, ч.1 п.6, ч.1 п.7 п.п. «а,б,в», ч.1 п.8 п.п. «д» ч.1 п.9 п.п. «в» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Представитель заинтересованного лица администрации МО Асерховское сельское поселение – Захарова С.Е., в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями, представила письменное заявление. Суду пояснила, что администрация в настоящее время начала размещать необходимую информацию на Интернет-сайте, до ДД.ММ.ГГГГ успеют опубликовать всю информацию. В п.Асерхово интернет не проведен, им приходится приезжать в администрацию Собинского района и оттуда размещать информацию. Жалоб от граждан на то, что отсутствует какая-либо информация, не поступало.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Данные конституционные нормы конкретизированы Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", где в частности установлен принцип открытости информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (ст.3 этого Закона).
Механизм реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, установлен Федеральным законом № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в пункте 1 статьи 43 которого закреплено, что одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, является предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии с п.2 ст.6 вышеуказанного федерального закона доступ к информации может обеспечиваться в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". Частями 1, 2 ст. 13 установлен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежащий обязательному размещению в сети Интернет.
Судом установлено, что орган местного самоуправления МО Асерховское сельское поселение, обладающий полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующий на основании Устава, принятого решением Совета народных депутатов МО Асерховское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ NN /л.д.9-15/, не в полном объеме публикует в соответствующем разделе официального Интернет-сайта администрации МО Собинский район, информацию, предусмотренную Федеральным законом № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Данные обстоятельства подтверждены актом от ДД.ММ.ГГГГ проверки Собинской межрайонной прокуратурой исполнения требований указанного закона /л.д.16-19/, и не оспаривались представителем администрации МО Асерховское сельское поселение.
Согласно ст.ст.254, 255 ГПК РФ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в рамках предоставленных ему законом полномочий.
На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бездействием администрации МО Асерховское сельское поселение в виде не размещения в установленном порядке информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте МО администрации Собинского района нарушены права неопределенного круга лиц на получение информации непосредственно затрагивающей их права и свободы.
Заинтересованным лицом не представлено суду доказательств необоснованности заявленных прокурором требований. Также суд принимает признание заинтересованным лицом заявленных прокурором требований, как не противоречащее закону, не нарушающее права и законные интересы других лиц в соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ.
Суд признает требования Собинского межрайонного прокурора обоснованными и считает необходимым их удовлетворить, признать бездействие администрации муниципального образования Асерховское сельское поселение незаконным, поскольку информация о деятельности органа местного самоуправления на день рассмотрения дела не опубликована в полном объеме в установленном законом порядке для всеобщего сведения, обязать администрацию муниципального образования Асерховское сельское поселение в срок до ДД.ММ.ГГГГ опубликовать информацию о деятельности органа местного самоуправления для всеобщего сведения.
Руководствуясь ст.258 ГПК РФ, ст.ст. 194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Асерховское сельское поселение, выразившееся в не размещении в полном объеме информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте администрации муниципального образования Собинский район.
Обязать администрацию муниципального образования Асерховское сельское поселение в срок до ДД.ММ.ГГГГ опубликовать на официальном сайте администрации муниципального образования Собинский район следующую информацию:
- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
- сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
- обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Б.Титова