Судья: Лутохина Р.А.
В суде первой инстанции № 2-4211/2021
В суде апелляционной инстанции № 33-9714/2022
77RS0031-02-2021-002917-32
Апелляционное определение
22 марта 2022 года города Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Шокуровой Л.В., Курочкиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поздяевой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шокуровой Л.В. апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества по доверенности фио на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 09 сентября 2021 года, которым постановлено:
Установить факт принятия фио наследства после смерти фио, умершего 30 октября 2019 года.
Признать за фио право собственности на 499/1000 доли в квартире, расположенной по адресу: адрес, квартира 27/32 в порядке наследования по закону после смерти фио, умершего 30 октября 2019 года,
установила:
Истец фио обратился в суд к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы с иском об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону, обосновывая тем, что 30 октября 2019 года умер отец истца - фио, проживавший по адресу: адрес, квартира 27/32. Истец является единственным наследником по закону. В состав наследственного имущества входит 499/1000 доли в праве собственности на указанную выше квартиру, которая фактически представляет собой две квартиры (номер 27 и 32) на 6 и 7 этажах жилого дома, конструктивно соединенные лестницей и зарегистрированные в Росреестре как единый объект недвижимого имущества в долевой собственности, при этом умерший фио был зарегистрирован и проживал в квартире 32, а в квартире 27 проживает дочь истца - фио. 16 января 2020 года истец обратился к нотариусу города Москвы фио с заявлением о принятии наследства, нотариусом 30 января 2020 года был передан в МФЦ города Москвы запрос на предоставление сведений и справок в отношении принадлежавшей умершему фио квартиры для целей открытия наследственного дела. При этом наследственное дело до получения вышеуказанных сведений нотариус открывать отказалась. Ответ МФЦ на запрос не был получен нотариусом в течение срока, установленного для открытия наследства, что фактически привело к пропуску срока открытия наследственного дела, в связи с чем, впоследствии нотариус отказала в открытии наследственного дела в виду пропуска срока. Между тем, истец фактически совершил действия по принятию наследства, организовал и оплатил похороны фио, фактически с даты смерти отца - с 30 октября 2019 года вступил во владение и пользование долей в помещении – квартиры № 32, в том числе, принял меры её сохранению, в 2019 году установил новые замки на входную дверь; принял оставшиеся после смерти отца, принадлежавшие ему личные вещи и документы; в декабре 2019 года за свой счет произвел текущий (косметический) ремонт принадлежавшего фио жилого помещения; будучи в городе Москве, периодически проживает в квартире № 32, пользуется личными вещами наследодателя, в квартире с декабря 2019 года находятся личные вещи истца; начиная с ноября 2019 года и по настоящее время несет все расходы по оплате коммунальных и иных платежей за квартиру№ 32. Действия по фактическому принятию наследства были совершены истцом в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Истец просит суд установить факт принятия им наследства после смерти фио, умершего 30 октября 2019 года, и признать за ним право собственности на 499/1000 доли в указанной квартире.
В судебное заседание первой инстанции истец не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, обеспечил участие своего представителя по доверенности фио, который исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
В судебное заседание первой инстанции представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их необоснованными.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы, указывая, что фио в установленный законом срок не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, каких-либо доказательств, подтверждающих совершение действий для принятия наследства в установленный законом срок не представлено, документы о захоронении фио не могут являться доказательством факта принятия наследства, поскольку захоронение умершего является обязанностью фио по отношению к отцу. /л.д. 147-150/
Истец фио в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, который против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ответчика - Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Пунктом 4 статьи 35 Конституции РФ право наследования гарантируется
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.ст. 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства вещи, другое имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 30 октября 2019 года умер фио, 19 декабря 1932 года рождения, проживавший по адресу: адрес, квартира 27/32, что подтверждается свидетельством о смерти серии IХ-МЮ № 526587 от 01 ноября 2019 года. /л.д. 7,10,11/
Завещания фио не совершил.
Как установлено судом первой инстанции, фио является сыном наследодателя фио и в силу ст.1142 ГК РФ его единственным наследником по закону первой очереди. /л.д. 8-9,105/
Судом первой инстанции установлено, что наследственное дело к имуществу фио не открывалось, что подтверждается сведениями Московской городской нотариальной палаты. /л.д. 81/
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что в состав наследственного имущества входит 499/1000 доли в праве собственности на квартиру №27/32, расположенную по адресу: адрес. /л.д.13-14, 33-59/
Как установлено судом первой инстанции, в установленный законом срок – 16 января 2020 года истец обратился к нотариусу города Москвы фио с заявлением о принятии наследства, которая 30 января 2020 года передала в МФЦ города Москвы запрос на предоставление сведений и справок в отношении принадлежавшей умершему фио квартиры для целей открытия наследственного дела. При этом наследственное дело до получения вышеуказанных сведений нотариусом не открывалось. /л.д. 15/
Как установил суд первой инстанции, ответ МФЦ на запрос не был получен нотариусом в течение срока, установленного для открытия наследства, что фактически привело к пропуску срока открытия наследственного дела, в связи с чем, впоследствии нотариус отказала в открытии наследственного дела в виду пропуска срока.
Однако, судом первой инстанции установлено, что в течение шестимесячного срока истец фактически принял наследство путем совершения действий по распоряжению имуществом умершего отца: истец организовал и оплатил похороны фио, фактически с даты смерти фио ДА. - с 30 октября 2019 года, вступил во владение и пользование долей в помещении («квартира номер 32»), в том числе, принял меры ее сохранению, в частности, в 2019 году установил новые замки на входную дверь квартиры номер 32; принял оставшиеся после смерти отца, принадлежавшие ему личные вещи и документы; в декабре 2019 года за свой счет произвел текущий (косметический) ремонт принадлежавшего фио жилого помещения; будучи в городе Москве, периодически проживает в указанной квартире, пользуется личными вещами наследодателя, в квартире с декабря 2019 года находятся личные вещи истца; начиная с ноября 2019 года и по настоящее время несет все расходы по оплате коммунальных и иных платежей за квартиру 32, что подтвержается квитанциями об оплате ЖКУ, документами о захоронении. /л.д. 17-18, 61-73,85-97, 120-124/
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что организовав похороны, истец забрал памятные личные вещи наследодателя: паспорт гражданина РФ на имя фио, паспорт гражданина СССР на имя фио, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, военный билет, полис ОМС, читательский билет, удостоверение академика Международной Академии Информатизации. /л.д. 111-119/
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний других лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с положениями п.п. 36, 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддерживанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг , страховых платежей, возмещение в счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (п.2 ст. 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанции об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежащего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т. п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец фио фактически принял наследство после смерти своего отца фио и как наследник первой очереди по закону, принявший наследство, приобрел право собственности на имущество наследодателя – 499/1000 доли указанной выше квартиры со дня открытия наследства (п.4 ст.1152 ГК РФ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что фио в установленный законом срок не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, каких-либо доказательств, подтверждающих совершение действий для принятия наследства в установленный законом срок не представлено, документы о захоронении фио не могут являться доказательством факта принятия наследства, поскольку захоронение умершего является обязанностью фио по отношению отцу, судебная коллегия отклоняет, поскольку истцом предоставлен достаточный объём доказательств факта принятия наследства, не только по захоронению отца, но и своевременная подача заявления нотариусу, принял меры по сохранению квартиры установил новые замки на входную дверь, в декабре 2019 года за свой счет произвел текущий (косметический) ремонт, принял оставшиеся после смерти отца, принадлежавшие ему личные вещи и документы, периодически проживает в указанной квартире, пользуется личными вещами наследодателя, в квартире с декабря 2019 года находятся личные вещи истца, начиная с ноября 2019 года и по настоящее время несет все расходы по оплате коммунальных и иных платежей за квартиру 32, а потому выводы суда первой инстанции основаны на исследованных судом всех доказательствах в совокупности, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, изложены в решении суда и являются обоснованными.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие обстоятельства судом при рассмотрении апелляционной жалобы не установлены, в связи с чем, требования апелляционной жалобы об отмене решения не подлежат удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене постановленного судом первой инстанции решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Судебная коллегия с изложенными выводами суда согласна, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы суда, не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: