Судья – Джигило Г.П. Дело № 33-22625/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Малаевой В.Г., Онохова Ю.В.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре < Ф.И.О. >5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах Драп < Ф.И.О. >11 к администрации муниципального образования Лабинский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение
по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края < Ф.И.О. >6 на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 03 апреля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Малаевой В.Г., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
установила:
Лабинский межрайонный прокурор в интересах Драп < Ф.И.О. >12 обратился в Лабинский городской суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Лабинский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение.
В обосновании требований искового заявления, указал на то, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обращению < Ф.И.О. >1 Поскольку решением Лабинского городского суда от <...> < Ф.И.О. >1, <...> года рождения признана лицом, оставшимся без попечения родителей и имеющим право на обеспечение жилым помещением, она на основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от <...> <...>-жс < Ф.И.О. >1, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо относяшееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этой связи, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования <...> предоставить ребенку-сироте < Ф.И.О. >1 по месту жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма а также просил обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления ребенку-сироте < Ф.И.О. >1 жилого помещения.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от <...> исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах удовлетворены, администрация муниципального образования <...> обязана предоставить ребенку-сироте < Ф.И.О. >1 по месту жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма; Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края обязано выделить денежные средства, необходимые для предоставления ребенку-сироте < Ф.И.О. >1 жилого помещения; администрации муниципального образования <...> предоставить ребенку-сироте < Ф.И.О. >1 по месту жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по мере поступления из Министерства труда и социального развития Краснодарского края средств из краевого и федерального бюджетов на соответствующие цели.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края < Ф.И.О. >6 просит решение Лабинского городского суда Краснодарского края от <...> изменить в части обязании Министерство труда и социального развития Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления < Ф.И.О. >1 жилого помещения, и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора < Ф.И.О. >4, просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
Как следует из материалов дела, решением Лабинского городского суда Краснодарского края от <...> < Ф.И.О. >1 признана лицом, оставшимся без попечения родителей и имеющим право на обеспечение жилым помещением.
На основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от <...> <...>-жс < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившей в силу с 01 января 2013 г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно статьям 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со статьями 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование Лабинский район наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещении муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 г. № 743, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики, в том числе, осуществление мероприятий по предоставлению лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
Однако, вопреки вышеуказанным требованиям закона, договор найма специализированного жилого помещения по месту жительства с < Ф.И.О. >1 не заключен. Фактически жилое помещение данному лицу не предоставлено.
Как следует из материалов дела, права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за < Ф.И.О. >1 не зарегистрированы.
Вместе с тем, Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» наделяет органы местного самоуправления полномочиями исключительно по приобретению, строительству (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений специализированного жилищного фонда с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с последующим предоставлением детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
На администрацию муниципального района возложена обязанность по исполнению отдельных государственных полномочий, которые должны производиться за счет средств соответствующих субсидий из краевого и федерального бюджетов.
Порядок финансирования расходов по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 г. № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» на основании подписанного соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края и администрацией муниципального образования Краснодарского края о предоставлении в текущем финансовом году субвенций из краевого бюджета бюджету муниципального образования.
В соответствии с пунктами 24 и 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются Законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Сумма финансирования определяется в соглашении для приобретения в собственность муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии со Списком детей-сирот, формируемым министерством социального развития в зависимости от времени и даты включения в указанный список в соответствии с частью 21 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае».
В соответствии с частью 1 статьи 7.1. Закона № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 октября 2015 г. № 993 «О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» ответчик, которому суд вменил в обязанность выделение денежных средств – Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к нему департамента труда и занятости населения Краснодарского края и переименовано в Министерство труда и социальной политики.
В соответствии с п. 3.24. Положения о Министерстве труда и социального развития Министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края обеспечивает предоставление субвенций из бюджета Краснодарского края бюджетам, муниципальных образований края, реализующим переданные полномочия в области опеки и попечительства, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая во внимание, что до настоящего времени < Ф.И.О. >1 не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно указал на нарушение администрацией муниципального образования <...>, Министерством труда и социального развития Краснодарского края её жилищных прав, как лица, относящегося к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении исковых требований Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов < Ф.И.О. >1 к администрации муниципального образования <...>, Министерству труда и социального развития Краснодарского края.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 03 апреля 2018 г. является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 03 апреля 2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края < Ф.И.О. >6 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: