П О С Т А Н О В Л Е Н И Е.
По делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Щёлково
Судья Щелковского городского суда Московской области Жарикова С.А.,
Представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении : Ромашина ФИО5 выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев материалы административного дела в отношении ООО « ЭкоПолигон- Щелково», привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу в Щелковский городской суд Московской области направлено для рассмотрения дело об административном правонарушении в отношении ООО «Экополигон-Щелково», привлекаемого к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу – ФИО6 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу во исполнение поручений Президента Российской Федерации ФИО2 от 10.04.2013 г. № Пр-804, Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 г. № АД-П9-2446, Минприроды России от 16.04.2013 г., поступило поручение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (вх. от 23.04.2013 г. № 21/13952) о закрытии расположенных на территории Московской области полигонов твердых бытовых отходов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным требованиям согласно прилагаемому списку.
В прилагаемый список был включен полигон <данные изъяты>», эксплуатацию которого осуществляет ООО «ЭкоПолигон-Щелково».
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом был издан приказ № 1113-пр о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЭкоПолигон-Щелково» (далее - Общество), которое осуществляет деятельность по эксплуатации полигона <данные изъяты>» расположенного по адресу: <адрес>. Согласование данной внеплановой выездной проверки с Прокуратурой Московской области не требуется (письмо прокуратуры от № о том, что внеплановые проверки по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, проводятся без согласования с органом прокуратуры).
На основании приказа ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 был осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Проверкой установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, был передан Министерством имущественных отношений Московской области для размещения полигона твердых бытовых отходов «<данные изъяты>» с последующим закрытием и рекультивацией Щелковскому районному муниципальному унитарному предприятию по санитарной очистке, сбору и переработке вторсырья «<данные изъяты>» на основании Договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и используемых для ведения предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ
Указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> был передан ОАО «ЭкоПолигон-Щелково» на основании Договора № субаренды земельных. участков, находящихся в государственной собственности.
В настоящее время ООО «ЭкоПолигон-Щелково» осуществляет деятельность ло эксплуатации полигона <данные изъяты> на данном земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> на :сновании заключенного с ОАО «ЭкоПолигон-Щелково» Договора <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ уступки прав и обязанностей арендатора земельных участков.
На территории вышеуказанного земельного участка, площадью <данные изъяты> (кадастровый номер №), расположены: полигон с размещенными на нем отходами (тело полигона), въездная зона с пунктом контроля въезжающего с отходами автотранспорта, грунтовая дорога, хозяйственная зона, пост для мойки колес, забор, а также территория, на которой располагается разукомплектованная дорожная и строительная техника. На близлежащей территории вокруг полигона <данные изъяты>» других объектов негативного воздействия на окружающую среду не обнаружено.
На указанном земельном участке ООО «ЭкоПолигон-Щелково» осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно - по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1 - 4 классов опасности, на основании Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г., и Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г., выданными Центральным управлением Ростехнадзора, эксплуатацию полигона Общество осуществляет на основании «Проекта реконструкции и рекультивации полигона захоронения <данные изъяты>» Щелковского района Московской области», получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом ГУПР по Московской области от 01.03.2004 г. № 741-Э.
В ходе проведения проверки, при изучении документов, а также при осмотре и обследовании территории полигона были установлены факты, свидетельствующие о не соблюдении ООО «ЭкоПолигон-Щелково», при эксплуатации полигона ТБО «Сабурово», утвержденных проектных решений.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ и наличием поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в отношении ООО «ЭкоПолигон-Щёлково» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № и проведении по нему административного расследования.
В ходе административного расследования, для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения и разрешения дела по существу, было назначено проведение экспертизы.
Для проведения экспертизы было вынесено определение о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № и в качестве эксперта привлечен сотрудник аккредитованной лаборатории Федеральное бюджетной учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу (ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО») инженер-маркшейдер ФИО3
Задачами проведения экспертизы являлось соблюдение ООО «ЭкоПолигон- Щелково» при эксплуатации полигона <данные изъяты>» проектных решений в части: измерения углов откосов полигона <данные изъяты>», определения мощности полигона, измерения границ земельного участка, на котором располагается полигон <данные изъяты> а также в части соблюдения объемов размещенных на полигоне гтходов производства и потребления.
ДД.ММ.ГГГГ ориентировочно в 10:00 часов на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении в рамках административного расследования государственным инспектором Департамента Росприроднадзора ФИО7 был осуществлен выезд на территорию полигона <данные изъяты>» расположенного по адресу: <адрес> с целью проведения экспертизы в части проведения маркшейдерско-геодезических изысканий (съемки) свалочных тел полигона.
Маркшейдерские геодезические работы осуществлялись специалистами <данные изъяты>» на территории свалочного тела: действующего полигона с проектной площадью участка захоронения отходов - <данные изъяты>, и площадь участка расширения - <данные изъяты>
При проведении маркшейдерских работ экспертом использовались материалы «Проекта реконструкции и рекультивации полигона захоронения <данные изъяты>» Щелковского района Московской области», получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом ГУПР по Московской области от 01.03.2004 г. № 741-Э, а также проектные схемы полигона <данные изъяты>
Целью проведения экспертизы в рамках административного расследования являлось оценка соответствия выполненных площадных работ по размещению и утилизации <данные изъяты> проектных решений.
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ комплекса инженерно - геодезических изысканий выполненного в рамках работ по рекогносцировочному инженерно-экологическому обследованию поверхности полигона <данные изъяты> а также по результатам камеральной обработки полученных полевых данных инженерно-экологического обследования поверхности полигона, <данные изъяты> был составлен технический отчет «Инженерно-экологическое обследование поверхности полигона <данные изъяты>», расположенного Щелковской районе, Московской области».
Вышеуказанный технический отчет с результатами выполненных работ и "рафическими приложениями (топографический план поверхности полигона <данные изъяты>», картограмма подсчета объема насыпи полигона) поступил в Департамент - 30.09.2013 г. (вх. № 25/32085).
ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении полученных в ходе проведения экспертизы тезультатов было установлено, что в соответствии с «Проектом реконструкции и те культивации полигона захоронения <данные изъяты>» Щелковского района У. псковской области», получившего положительное заключение государственной жологической экспертизы, утвержденное Приказом ГУПР по Московской области Ш 01.03.2004 г. № 741-Э, размещение ТБО производиться на площади - 8,28 га и оощадь участка расширения 2,22 га.
Для оценки фактического состояния выполненных площадных работ по | с мещению и утилизации <данные изъяты> проектным решениям по результатам выполненных : дезических работ на участке размещения полигона <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> были составлены топографический план и «аттограмма подсчета объема насыпи ТБО.
В результате выполненных ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» работ было установлено, что ООО «ЭкоПолигон-Щелково» при эксплуатации полигона <данные изъяты>» не соблюдаются проектные решения в части заложения углов откоса участков захоронения отходов.
Так, согласно проектным решениям, дозагрузка полигона по всей площади производиться картовым методом по высотной схеме, в процессе дозагрузки производится формирование проектных откосов в соотношении 1:3 (17-18°), однако по данным топографо - геодезических изысканий, проведенных ДД.ММ.ГГГГ значения углов откоса насыпи отходов колеблются от 1:2 на западе, юго-западе полигона и до 1:1 на юге, юго-востоке, востоке, северо-востоке и севере полигона.
Кроме того, в соответствии с разработанным «Проектом реконструкции и рекультивации полигона захоронения <данные изъяты>» Щелковского района Московской области», получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом ГУПР по Московской области от 01.03.2004 г. № 741-Э эксплуатация полигона <данные изъяты> к участку расположения полигона приурочены верховья ручья Безымянный, правого притока реки Любосеевки. Истоки ручья приурочены к болоту, примыкающему к границам полигона. Болото, глубиной до 0,5 м, окаймляет полигон с трех сторон (кроме запада).
В ходе осмотра территории полигона <данные изъяты> зафиксировано наличие в непосредственной близости от тела полигона в южной, юго-западной и восточной его частях заболоченного участка.
Кроме того, в ходе осмотра поверхности полигона <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ западная, юго-западная и южная части полгона <данные изъяты> захламлена отходами производства и потребления и засыпана грунтом, в следствии чего ручей уходит под тело полигона и устье ручья не обнаружено. Болото, примыкающее к границам полигона <данные изъяты> так же захламлено отходами производства и потребления. Согласно проекту исток ручья приурочен к болоту, примыкающему к полигону, однако, в ходе осмотра территории полигона <данные изъяты> как указывалось нанее, исток ручья государственным инспектором обнаружен не был.
Однако, к западу от тела полигона зафиксирован выход ручья, ось которого приходит под тело полигона <данные изъяты> что показано на топографическом плане поверхности полигона <данные изъяты>, составленном <данные изъяты>
Таким образом, при изучении технического отчета «Инженерно- дологическое обследование поверхности полигона <данные изъяты> расположенного в Щелковском районе, Московской области» ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ЭкоПолигон-Щелково» при эксплуатации полигона <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что является нарушением ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1988 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст.ст. 34, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 «Об охране «ружающей среды»; ст. 57 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «ЭкоПолигон -Щелково» Ромашин ФИО8 показал, что Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу обратился в Щелковский городской суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон - Щелково».
В обоснование своих требований заявитель ссылается на протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и на данные технического отчета по инженерно - экологическому обследованию поверхности полигона ФИО9 расположенного в Щелковском районе Московской области.
Полагает, что требование департамента Росприроднадзора по ЦФО о привлечении к административной ответственности ООО « ЭкоПолигон- Щелково» незаконны :
1. Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон - Щелково» было зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №
Обществу были выданы: ДД.ММ.ГГГГ санитарно - эпидемиологическое заключение №, удостоверяющее соответствие его деятельности по обращению с опасными отходами государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; ДД.ММ.ГГГГ лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами за № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Обществу на правах пользования и владения в соответствии с условиями договора № аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат три земельных участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровыми номерами: <данные изъяты>
В границах двух наибольших по площади земельных участков расположен полигон <данные изъяты>
Эксплуатация полигона <данные изъяты>» обществом осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с проектом реконструкции и рекультивации полигона захоронения <данные изъяты> получившим положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области от 01 марта 2004 года за№741-Э. На территории полигона <данные изъяты>» в начале 60-х годов XX века на месте выгоревшего и заполненного водой торфяника образовалась стихийная свалка мусора «<данные изъяты> Свалка носила стихийный характер вплоть до конца ДД.ММ.ГГГГ. (Страница 2 Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.) На момент разработки вышеуказанного проекта в ходе исследований были зафиксированы юридические факты, характеризующие крайне неблагоприятную экологическую обстановку. (Страницы 6-7 Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.)
Свалку с восточной и южной стороны обрамляло болото с угнетенным лесом. (Акт обследования состояния зеленых насаждений за чертой землеотвода полигона захоронения твердых бытовых отходов <данные изъяты>
По состоянию на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ года неблагоприятную экологическую обстановку, связанную с высокими уровнями содержания химических показателей в фоновых пробах почвы, подтверждают результаты исследований от ДД.ММ.ГГГГ г.
До ДД.ММ.ГГГГ в разные временные периоды вышеуказанные земельные участки принадлежали Щелковскому районному муниципальному предприятию «По санитарной очистке, сбору и переработке вторичного сырья», муниципальному предприятию Щелковского района «Экологический центр», открытому акционерному обществу «ЭкоПолигон - Щелково».
Обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон - Щелково» только с ДД.ММ.ГГГГ на полигоне твердых бытовых отходов <данные изъяты> стала осуществляться хозяйственная деятельность, связанная с размещением отходов из жилых домов, общественных зданий и сооружений, предприятий торговли и общественного питания; уличный, садово-парковый смет; строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности.
Порядок контроля качества почв в зоне влияния полигона <данные изъяты> установлен в проекте реконструкции и рекультивации полигона захоронения <данные изъяты> в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к качеству почв». В связи с этим контроль проводится в рамках программы производственного контроля по четырем ландшафно-геохимическим профилям, заложенным по направлению геохимической миграции вещества в почвах.
Места нахождения двенадцати пунктов отбора проб почвы и двух пунктов фонового опробования почвы определены в конкретных точках в границах 500 метровой СЗЗ и за ее пределами на основании результатов инженерно-экологических изысканий.
2. Пунктом 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлен запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В нашем случае заявитель представил в материалы дела доказательства, оформленные с грубыми нарушениями требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ и КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В нашем случае в адрес общества акт проверки по почте не направлялся, о чем свидетельствуют материалы дела об административном правонарушении.
В связи с вышеизложенным письменные доказательства, касающиеся проведения внеплановой проверки и представленные в материалы дела, не могут использоваться при рассмотрении дела об административном правонарушении, так как полученны с нарушением Федерального закона.
Результаты контрольных мероприятий, проведенных в 2011 году в рамках разработанной специализированной проектной организацией ЗАО «Геоспецэкология» программы производственного контроля в части определения качества почв с привлечением аккредитованной лаборатории, свидетельствуют о том, что в зоне влияния полигона <данные изъяты>» качество почв в пределах СЗЗ и за ее пределами в предполагаемой зоне влияния полигона в зависимости от содержания в них химических веществ: тяжелых металлов, нитритов, нитратов, органического углерода, рН, цианидов, нефтепродуктов, - соответствует качеству почв по аналогичным фоновым показателям на участках местности в лесном массиве, находящемся восточнее полигона <данные изъяты> вне зоны его влияния.
Об этом же свидетельствует содержание заключения, оформленного начальником испытательной лаборатории западного отдела федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» по итогам анализа протоколов результатов измерений П-160, П-161, П-162 от 14.06 - ДД.ММ.ГГГГ года, проведенных в рамках прокурорской проверки.
Так на основании результатов измерений были зафиксировано в фоновой пробе почвы, взятой для лабораторного анализа, загрязнение тяжелыми металлами (кадмием, кобальтом, марганцем, цинком, никелем, железом).
Из всех измерений показателей только по концентрации нефтепродуктов наблюдалась закономерность увеличения их концентрации в пределах санитарно защитной зоны в зависимости от близости точек отбора проб к телу полигона <данные изъяты>
Результаты обследования, изложенные в техническом отчете по инженерно - экологическому обследованию поверхности полигона <данные изъяты>», расположенного в Щелковском районе Московской области, не свидетельствуют о несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в процессе эксплуатации полигона <данные изъяты> а также не доказывают наличие вины юридического лица в причинении вреда окружающей природной среде.
В материалы дела об административном правонарушении обществом представлено заключение общества с ограниченной ответственностью «Экоаудит и инновации» по результатам по результатам обследования инженерной инфраструктуры полигона <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сделан вывод о том, что состояние инженерной инфраструктуры полигона <данные изъяты> соответствует решениям проекта реконструкции и рекультивации полигона захоронения <данные изъяты>
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 1.1, частью 1 статьи 1.6, частью 1 статьи 1.8, частью 3 статьи 26.2,, 29.4 КоАП РФ просит отказать департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в удовлетворении его требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон - Щелково» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО в суд не явился, надлежащем образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, телефонограммой. Суд считает возможным рассматривать уголовное дело в их отсутствие, т.к. никаких ходатайств и заявлений с просьбой отложить дело не поступило.
Исследовав материалы дела, опросив прокурора, представителя юридического лица, суд пришел к выводу, что в действиях ООО «ЭкоПолигон -Щелково» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу – Ерёмкиной А.Н. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО « ЭкоПолигон- Сабурово», копия определения была направлена в ООО « ЭкоПолигон- Щёлково» по адресу: <адрес>
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4. КоАП РФ).
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках) обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч.1,2 ст. 34 Закона).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 51 Закона).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30 мая 2001 года N 16 утверждены санитарные правила Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих Правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов. Из пункта 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Как следует из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03,:
2.2. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
2.3. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
4.1. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.
4.4. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
5.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранного законодательства, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Вина ООО « ЭкоПолигон- Щелково» также подтверждается :
- свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 09. 12. 2008 года, из которого следует, что ООО «ЭкоПолигон- Щелково» внесено в единый государственный реестр юридических лиц,
- свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ООО « ЭкоПолигон- Щелково» ( ОГРН 1085050008867),
- Уставом ООО « ЭкоПолигон- Щелково»,
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении,
- протоколом осмотра от. ДД.ММ.ГГГГ г.,
- Техническим отчетом инженерно – экологическое обследование поверхности полигона <данные изъяты>
Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Проект реконструкции и рекультивации полигона захронения ТБО «Сабурово»,
- договором уступки прав и обязанностей арендатора земельных участков, договором № от ДД.ММ.ГГГГ субаренды земельных участков находящихся в государственной собственности, договором аренды земельных участков,
- лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению, отходов 1-4 класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ № № (50).
Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами административного дела и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании, что юридическое лицо ООО « ЭкоПолигон- Щелково», осуществляло свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность у юридического лица имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлено.
Доводы Ромашина о недоказанности совершения административного правонарушения и отсутствии события административного правонарушения опровергаются совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст.29.10; 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать ООО « ЭкоПолигон- Щелково» №), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 ( сто тысяч ) рублей.
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток.
Федеральный судья : С.А. Жарикова