№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2015 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
при секретаре судебного заседания ФИО103
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО104,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Теплосеть» <адрес>, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО1, ФИО2, ФИО38, ФИО110 Яне ФИО98, ФИО39, ФИО3, ФИО40-азимовне, ФИО41, ФИО4, ФИО111 ФИО131, ФИО5, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО46, ФИО9, ФИО10, ФИО130 ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО11, ФИО50, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО51, ФИО16, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО17, ФИО18, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО19, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО20, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО70, ФИО24, ФИО71, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО31, ФИО76, ФИО32, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО33, ФИО83, ФИО34 о возложении обязанности совершить действия по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения
у с т а н о в и л :
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к ОАО «Теплосеть» <адрес>, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что в ходе проведенной проверки прокуратурой <адрес> выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности ОАО «Теплосеть» <адрес>, а именно Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязывающего организации, осуществляющие снабжение коммунальными ресурсами, оснастить объекты потребления, в том числе многоквартирные жилые дома, приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом введенные в эксплуатацию к дате вступления в действие указанного федерального закона многоквартирные жилые дома подлежали оснащению приборами учета в срок до 01 июля 2013 года.
Прокуратурой установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения. При этом поставку тепловой энергии и горячей воды собственникам помещений многоквартирного жилого дома осуществляет ОАО «Теплосеть». Сети инженерно-технического обеспечения ОАО «Теплосеть» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома.
В исковом заявлении указано, что отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета горячего водоснабжения нарушает права собственников, арендаторов, иных пользователей помещений многоквартирного жилого дома. Круг собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома подвержен изменению, а поэтому не определен. В результате бездействия ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, связанные с рациональным использованием природных ресурсов, являющихся источником энергетических ресурсов, и, как следствие, со стимулированием энергосбережения и повышением энергетической эффективности. По мнению прокурора, на ответчика следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО104 исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила обязать ОАО «Теплосеть» <адрес> совершить действия по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Полномочный представитель ОАО «Теплосеть» <адрес> ФИО105 против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> не возражала, пояснив, что во исполнение закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ ответчиком проведен мониторинг многоквартирных жилых домов <адрес>, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета. В ходе мониторинга выяснилось, что жильцы жилого <адрес> возражают против установки приборов учета, и отказываются в добровольном порядке обеспечивать доступ для проведения монтажных работ по установке таких приборов. Представитель просила учесть, что деятельность ОАО «Теплосеть» регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, оборудования отдельными видами юридических лиц». На основании этого закона ответчиком проведена закупка оборудования по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета, ДД.ММ.ГГГГ подписан договор поставки № 20456. График по оснащению многоквартирных домов <адрес> общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения на 2015 год утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Согласно этому графику установка прибора учета горячего водоснабжения в доме по <адрес> запланирована на третий квартал 2015года.
Полномочный представитель ОАО «Теплосеть» <адрес> ФИО106 поддержал объяснения представителя ФИО105, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал.
Председатель совета многоквартирного дома ФИО109 просила вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства, пояснив, что в подвале многоквартирного жилого дома по <адрес> постоянно происходят подтопления, в лотке, где расположен магистральный трубопровод центрального отопления, постоянно находится вода. Причины подтопления в течение длительного времени не устанавливались, не смотря на неоднократные обращения жильцов дома в управляющую компанию. Причиной подтопления могут являться как подземные воды, так и неисправность магистрального трубопровода. В этом случае при установке общедомового прибора учета жильцы многоквартирного дома несли бы необоснованные убытки. При таких обстоятельствах жильцы многоквартирного дома по <адрес>, и она, как председатель совета многоквартирного дома, возражали против установления в подвале дома общедомового прибора учета потребления горячей воды. В настоящее время вопрос с соответствующими компетентными службами города решается. Жильцы дома не будут возражать против установления прибора учета после полного устранения неисправностей и при отсутствии подтопления в подвале дома.
Ответчики ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО1, ФИО2, ФИО38, ФИО110, ФИО39, ФИО3, ФИО40-А., ФИО41, ФИО4, ФИО111, ФИО5, ФИО42, ФИО42, ФИО44, ФИО45, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО46, ФИО9, ФИО10, ФИО113-Б.М., ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО11, ФИО50, ФИО112, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО51, ФИО16, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО17, ФИО18, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО19, ФИО61, ФИО102 О.Г., ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО20, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО70, ФИО24, ФИО71, ФИО25ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО72, ФИО73, ФИО107, ФИО75, ФИО31, ФИО76, ФИО32, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО33, ФИО83, ФИО34 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель ООО УК «Домоуправление № 3» <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Сведений о причинах неявки представителя суду не представлено.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> и ООО УК «Домоуправление № 3» заключен договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с этим договором в перечень услуг, предоставляемых обслуживающими организациями по договору с ООО УК ДУ-3 входит техническое обслуживание тепловых сетей горячего и холодного водоснабжения, лифтового хозяйства, антенного оборудования, систем дымоудаления и т.д. при их наличии. По условиям договора управляющая компания вправе представлять интересы собственников в пределах «предмета договора» представлять интересы собственников перед третьими лицами.
В соответствии с Уставом ОАО «Теплосеть» к одному из основных видов деятельности данной организации относится производство и реализация тепловой энергии населению и предприятиям города, эксплуатация и обслуживание котельных, тепловых сетей, внутридомовых систем и устройств (стоящих на балансе общества).
Прокурором <адрес> заявлены требования о возложении на ОАО «Теплосеть» <адрес> обязанности по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым ) прибором учета горячего водоснабжения, предусмотренной, действующим законодательством со ссылкой на допущенные ОАО «Теплосеть» нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки. Данные нарушения выразились в том, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения. При этом поставку тепловой энергии и горячей воды собственникам помещений этого многоквартирного жилого дома осуществляет ОАО «Теплосеть». Сети инженерно-технического обеспечения ОАО «Теплосеть» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома.
Данный факт нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, не оспорен ответчиком и третьими лицами.
Порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы регулируется положениями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с частью 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
А в силу ч.ч. 9, 10, 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 года организации, указанные вчасти 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных вчасти 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных вчасти 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных вчастях 5и6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренныхчастями 5-6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в нарушение действующего законодательства ответчиком в установленный срок не исполнена обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным прибором учета горячего водоснабжения.
Неисполнение требований Закона и иных нормативных правовых норм признано ответчиком и подтверждается исследованными судом доказательствами.
Суд находит обоснованными изложенные в исковом заявлении доводы прокурора <адрес> о том, что в данном случае отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета горячего водоснабжения нарушает права собственников, арендаторов, иных пользователей помещений многоквартирного жилого дома. Круг собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома подвержен изменению, а поэтому не определен. В результате бездействия ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, связанные с рациональным использованием природных ресурсов, являющихся источником энергетических ресурсов, и, как следствие, со стимулированием энергосбережения и повышением энергетической эффективности.
В данном случае факт нарушения прав и свобод значительного числа граждан нашло свое подтверждение. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить и обязать открытое акционерное общество «Теплосеть» <адрес> совершить действия по оснащению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья С.П. Стойлов