дело № 2-1725/2014 |
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 декабря 2014 года |
село Иглино |
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Зайнуллиной Л.А. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иглинский» Валиахметова Р.Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жаркова О.С. к Министерству Финансов Российской Федерации, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иглинский» о компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Жарков О.С. обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иглинский» о компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания (далее - ИВС), указывая в обоснование, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он периодически содержался под стражей в изоляторе временного содержания МО МВД России «Иглинский», где был вынужден переносить моральные и нравственные страдания, выраженные в негодовании, раздражении, ожидания отчаяния, обиды, недосыпания, страха, дискомфорта в связи с нахождением в антисанитарных условиях содержания под стражей. Условия содержания в ИВС не соответствуют требованиям Приказа МВД №950 от 22 ноября 2005 года, в частности, камеры, в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые не снабжены горячей водой, не оборудован санитарный пропускник, санитарная обработка вновь прибывших не осуществляется, камеры не оборудованы санитарным узлом с необходимыми требованиями приватности, имеющаяся в ИВС вентиляция не обеспечивает поступление свежего воздуха в связи с чем в камерах ощущается стойкий неприятный запах сырости и затхлости, сотрудниками ИВС не предпринимаются меры по выведению грызунов, находящихся в камерах, освещение в камерах ИВС искусственное, отсутствует естественное освещение, в камерах полумрак, не соблюдается требования правил пожарной безопасности, план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТу 12.2143-2002, двери на путях эвакуации менее 1,9 м, люки и окна шириной 0,9 м, высотой 1,2 м; в камерах ИВС имеются оголенные провода электропроводки, которые постоянно находятся под током; в зимний период отсутствует отопление, в ИВС отсутствует комната краткосрочных свиданий; также нарушаются нормы по обеспечению питания подозреваемых и обвиняемых, установленные законом; душевая комната оборудована ненадлежащим образом, наблюдаются перебои с водой. С учетом изложенного истец просит взыскать с Министерства финансов РФ в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.
Истец Жарков О.С. о месте и времени рассмотрения дела судом извещен своевременно через начальника ФКУ СИЗО №5 ГУФСИН России по РБ, в котором он содержится в период рассмотрения дела. Факт нахождения его под стражей не дает суду оснований для признания его явки обязательной и этапирования в суд на рассмотрение дела, поскольку этапирование осужденного по гражданским делам нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ не предусмотрены. Истцу Жаркову О.С. направлено извещение, в котором разъяснены его процессуальные права и обязанности, в том числе, право вести дело через представителя.
Представитель Министерства финансов РФ Зайнуллина Л.А. с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель МО МВД России «Иглинский» Валиахметов Р.Р. с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, или казны муниципального образования.
В соответствии с положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации здоровье и иные неимущественные и нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, защищаются в соответствии с законами и Гражданским кодексом РФ. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями (бездействием), нарушающим его личные неимущественные права либо принадлежащие ему нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно части 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 23 названного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.11.2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 42). Камеры ИВС оборудуются в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности (п. 45). Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут (п. 47). При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п.48).
Как установлено судом, Жарков О.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС ОМВД России по Иглинскому району РБ (ранее – МО МВД России «Иглинский»).
Согласно акту обследования ИВС МО МВД России «Иглинский» на предмет инженерно технической укрепленности, исправности систем охранной и тревожной сигнализацией, пожаротушения, видеонаблюдения от ДД.ММ.ГГГГ камеры ИВС оборудованы санитарными узлами с необходимыми требованиями приватности, в конце коридора ИВС расположена душевая комната для помывки содержащихся, данная комната оборудована водонагревателем емкостью 100 литров, разделена на два отсека, в которых имеются смесители воды, стены обшиты пластиковыми панелями белого цвета, двери камерных помещений размером полотна 190х75 см, изготовлены из металлического листа толщиной 5 мм, укреплены металлическим угольником по всему периметру; камеры ИВС оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, защищенные решетками; на всех окнах камер установлены металлические просечки, решетки из круглой стали, диаметром 16 мм, пластиковое окно с пуленепробиваемым стеклом; электрическая проводка устроена скрытым способом под штукатуркой стен, выключатели электрического освещения камер установлены в коридорах у входа в эти помещения, для аварийного освещения ИВС используются керосиновые лампы типа «летучая мышь», аварийный источник питания.
В ИВС отсутствует комната для проведения свиданий, санитарный пропускник с пароформалиновой и дезинфекционной камерой.
Как следует из объяснений представителя МО МВД России «Иглинский» Валиахметова Р.Р. санитарная обработка вновь прибывших в ИВС осуществляется посредством их помывки в душевой комнате в первые часы пребывания, их одежда и пастельное белье дезинфицируются.
Указанное подтверждается представленными в суд журналом № учета санитарной обработки лиц, содержащихся в ИВС отдела МВД России по Иглинскому району, а также журналом регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС.
Из справки начальника ИВС ОМВД России по Иглинскому району от ДД.ММ.ГГГГ в ИВС Отдела МВД России по Иглинскому району установлена принудительная вытяжка в каждой камере, а также имеется центральная вентиляция с механическим пробуждением без подогрева воздуха в зимний период. В связи с отсутствием комнаты свидания по возможности и при наличии разрешения свидания с лицами, содержащимися в ИВС, проводится в комнате для проведения следственных действий.
Данных о том, что в период содержания в ИВС Жарков О.С. обращался по вопросу предоставления ему свидания и в этом ему было отказано в связи с отсутствием комнаты для свиданий, в материалах дела не имеется.
Согласно договору на проведение санитарно-профилактических работ от ДД.ММ.ГГГГ в ИВС проводится дератизация помещений.
В камерах ИВС, действительно, отсутствует горячая вода, в камерах имеется лишь кран с водопроводной водой, что следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, оборудование камер ИВС горячей водой Приказом МВД России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» от 22 ноября 2005 года №950 не предусмотрено.
Кроме того, как пояснил представитель ответчика Валиахметов Р.Р. горячая вода температурой не более +50 С, а также кипяченная вода для питья выдается сотрудниками ИВС ежедневно с учетом потребности лиц, содержащихся в камерах ИВС.
Питание лиц, содержащихся в ИВС осуществляется ежедневно, обед состоит из двух блюд: первое и второе, завтрак и ужин: каша, чай и хлеб, готовые блюда доставляются из <данные изъяты>» по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, для доставки используются три пищевых термоса (первое, второе и третье блюдо). Для мытья столовой посуды имеются три раковины, из моющих средств используется кальцинированная сода, жидкие бытовые моющиеся средства, для дезинфекции посуды в наличии имеется хлорная известь.
В отделе МВД России по Иглинскому району установлено центральное отопление, заключен государственный контракт с <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на теплоснабжение.
План эвакуации имеется, расположен в фойе первого этажа ОМВД России по Иглинскому району, ИВС оборудован всеми необходимыми фотолюминесцентными эвакуационными системами.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ сторона истца обязана доказать факт причинения вреда незаконными и виновными действиями (бездействием) сотрудника полиции и наличия причинно-следственной связи между его противоправными действиями и наступившими последствиями, т.е. возникновением убытков.
Истцом в нарушение приведенных правовых норм не представлено доказательств перенесения нравственных и физических страданий и не доказана причинно-следственная связь между отдельными несоответствиями ИВС требованиям установленных норм и наступлением последствий в виде морального вреда.
Для компенсации морального вреда, кроме вины причинителя вреда, необходимо доказать сам факт причинения морального вреда, а также наличие обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий.
Однако, данный факт судом в ходе рассмотрения дела не установлен, а потому в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Кроме того, исходя из положений ст.ст. 1100, 1071 ГК РФ в случае, когда вред причинен гражданину в результате незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, причиненный ему вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, при этом от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 114н и Федерального казначейства N 9н от 25 августа 2006 г. (в редакции от 24 ноября 2008 г.) "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" на управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления федерального казначейства по г. Москве) возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Министерством финансов Российской Федерации, представление в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации, то есть в данном случае Управление федерального казначейства по Республике Башкортостан.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцом заявлены требования о компенсации морального вреда к ОМВД России по Иглинскому району РБ необоснованно.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении иска Жаркова О.С. к Министерству финансов Российской Федерации, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иглинскому району о компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р.Сафина