КОПИЯ
66RS0020-01-2020-001057-05
Дело №2-18/2021
Мотивированное решение от 20.04.2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2021 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Самариной Е.А., при секретаре судебного заседания Мальцевой М.В., с участие представителя истца Санжиевой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа, Зарубиной Е. А. о признании недействительными (ничтожными) сделками договоры аренды земельных участков, исключении записи из ЕГРН,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, согласно которому после принятых судом уточнений просит признать недействительными (ничтожными) сделками договоры аренды земельных участков от 16.07.2009 № 514, от 16.07.2009 № 515 и от 16.07.2009 № 509, заключенные между Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа (далее – КУМИ) и Зарубиной Е.А., исключить из ЕГРН запись о регистрации обременения земельного участка с кадастровым номером <номер> от 18.09.2009 года <номер>, исключить из ЕГРН запись о регистрации обременения земельного участка с кадастровым номером <номер> от 18.09.2009 года <номер>, исключить из ЕГРН запись о регистрации обременения земельного участка с кадастровым номером <номер> от 18.09.2009 года <номер>.
В обоснование своих требований истец указал, что главой Администрации Белоярского городского округа главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой А.Д. предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>. 16.07.2009 года между КУМИ и Рыжковой А.Д. заключены оспариваемые договоры аренды вышеуказанных земельных участков, 01.09.2011 года между Рыжковой А.Д. и Зарубиной Е.А. заключены договоры передачи прав и обязанностей по оспариваемым договорам аренды. При сопоставлении сведений ЕГРН и государственного лесного реестра установлено фактическое расположение земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> в границах лесного участка, расположенного в квартале 49 ГКУ СО Свердловское лесничество» Косулинская участковое лесничество урочище КСП «Косулинское». Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению лесными участками из состава земель лесного фонда, в связи с чем договоры аренды являются ничтожными сделками.
Согласно отзыву КУМИ не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца Санжиева Э.И. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что по результатам проверки в 2017 году установлено, что Криволапова (в настоящее время – Зарубина) Е.А. не использовала земельные участки по назначению.
Ответчик Зарубина Е.А., представитель ответчика КУМИ, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, Администрация Белоярского городского округа, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Белоярского районного суда Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в суд не явились, представитель ответчика КУМИ просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, остальные лица о причинах неявки не уведомили.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ст.ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также согласие стороны истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства и вынести заочное решение.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 № 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр велся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласовывались с системой ведения геодезической основы виде списка координат характерных (поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Статьей 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно статье 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением Главы Белоярского городского округа № 1405 от 09.11.2006 года с изменениями, внесенными постановлением Главы Белоярского городского округа № 749 от 30.05.2008 года, право постоянного (бессрочного) пользования СПК «Косулинский» на земельный участок с кадастровым номером <номер> прекращено, из него сформированы земельные участки, в том числе, площадью 51 839 кв.м, 242 198 кв.м, 20 461 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с целевым использованием – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, утверждены проекты границ земельных участков, земельные участки предоставлены главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой А.Д. в аренду на 49 лет.
16.07.2009 года в соответствии с вышеуказанным постановлением между Белоярским городским округом в лице Главы Администрации Белоярского городского округа и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой А.Д. заключены договор аренды № 514 земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 20461 кв.м, договор аренды № 515 земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 242198 кв.м, договор аренды № 509 земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 51839 кв.м.
01.09.2011 года между Рыжковой А.Д. и Зарубиной Е.А. заключены договоры передачи прав и обязанностей по вышеуказанным договорам аренды земельного участка от 16.07.2009 года № 509, 514, 515.
Обременения земельных участков в виде аренды зарегистрированы в ЕГРН.
В перспективном плане ведения лесного хозяйства Белоярского межхозяйственного лесхоза предпринимательского объединения «Свердловскмежхозлес» от 1994 года имеются сведения о земельном балансе КСП «Косулинское» по данным землеустройства и лесоустройства на 01 января 1995 года: общая площадь – 12669 га, в том числе, лесного фонда – 6057 га.
В соответствии с экспликацией земель в отношении КСП «Косулинское» за период с 1995-2001 годы у КСП «Косулинское» имелись лесные площади 6055 га.
Согласно выписке из государственного лесного реестра № 130-вн от 01.10.2019 года лесной участок расположен по адресу: <адрес> имеет площадь 704,5 га.
Также согласно указанной выписке по результатам камеральной обработки данных (координат) ЕГРН и материалов лесоустройства государственного лесного реестра Свердловской области, земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> пересекают земли лесного фонда, расположенные в квартале 49 урочище КСП «Косулинское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества.
Также представлена схема наложения земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> на лесной участок с использованием планшета 9 лесоустройства 1994 года, согласно которой земельные участки полностью находятся в квартале 49 урочище КСП «Косулинское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества.
Учитывая приведенные выше и исследованные судом доказательства, можно сделать вывод, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> расположены на землях лесного фонда, сведения о расположении их на территории земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют.
Таким образом, учет земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> в качестве земли сельскохозяйственного назначения является формальным.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют сведения об изъятии лесного участка, переводе его в иную категорию земель органом исполнительной власти Свердловской области.
Соответственно, сам по себе формальный учет земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности их отнесения к землям лесного фонда с учетом установленных судом фактических обстоятельств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе лесоустроительную документацию, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> покрыты лесом, накладываются на земли лесного фонда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> к землям сельскохозяйственного назначения.
Оснований для применения к отношениям сторон Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории» не имеется в связи со следующим.
В целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, был принят Федеральный Закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В силу части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ положения части 3 этой статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, приведен внесудебный порядок определения категории земельного участка, тогда как при разрешении судебного спора для подтверждения значимых по делу обстоятельств могут быть представлены доказательства, соответствующие требованиям статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> относились к колхозным (совхозным) лесам и никогда не являлись землей сельскохозяйственного назначения. На основании изложенного, невозможно применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, принятого в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров указанная норма не исключает возможность рассмотрения между сторонами спора о праве. Помимо этого, необходимым условием для применения к отношениям сторон указанных нормативных положений является добросовестность землепользователя - приобретателя земельного участка, то есть он не должен знать, что земельный участок является лесным и у него не должно быть противоправной цели.
Суд не признает добросовестным поведение ответчика Зарубиной Е.А., совершавшей сделки с земельными участками с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>, поскольку материалами дела подтверждается наличие на участках именно лесной массив, не относящийся ни к пашням, ни к пастбищам, ни к сенокосам леса, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок.
Следовательно, до совершения оспариваемых сделок, с учетом нахождения на участке леса, приобретатель участка должен был удостовериться в том, что настоящий участок не относится к землям государственного лесного фонда.
Судом установлено, что согласно договорам аренды участки предоставлены для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что не связано с ведением лесного хозяйства.
Вступившим в законную силу решением Белоярского районного суда Свердловской области от 30.03.2018 года и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02.08.2018 года по административному делу по административным искам Криволаповой Е. А. к Администрации Белоярского городского округа об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельных участков установлено, что Криволапова (Зарубина) Е.А. никогда не использовала земельные участки в соответствии с их видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> находятся в границах лесного участка, который относится к землям лесного фонда, что позволяет сделать вывод о нарушении права собственности Российской Федерации на лесной участок.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом
В силу положений пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Распоряжение лесным участком, в границах которого расположены земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>, произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу уполномоченного Федерального агентства лесного хозяйства (Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Приказ Рослесхоза от 01.02.2018 № 41) и с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.
Таким образом, договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> от 18.09.2009 года № 509, 514, 515, заключенные между Белоярским городским округом и Рыжковой А.Д. с последующей переуступкой прав Зарубиной Е.А., подлежат признанию недействительными, поскольку оформлены с нарушением закона.
Учитывая изложенное, суд применяет последствия недействительности сделок в виде констатации отсутствия вышеуказанных обременений, исключает записи о регистрации обременений в виде аренды земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> из ЕГРН.
Основания для применения последствий недействительности договоров аренды по возврату уплаченных сумм при рассмотрении данного иска, в отсутствие соответствующего требования, у суда отсутствуют.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» данное решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа, Зарубиной Е. А. о признании недействительными (ничтожными) сделками договоры аренды земельных участков, исключении записи из ЕГРН удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка земельного участков от 16.07.2009 № 509, заключенный между Белоярским городским округом в лице Главы Администрации Белоярского городского округа и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой А. Д., замененной по договору передачи прав и обязанностей от 01.09.2011 года на Зарубину Е. А., в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Исключить запись о регистрации обременения в виде аренды земельного участка с кадастровым номером <номер> от 18.09.2009 года <номер> из Единого государственного реестра недвижимости.
Признать недействительным договор аренды земельного участка земельного участков от 16.07.2009 № 514, заключенный между Белоярским городским округом в лице Главы Администрации Белоярского городского округа и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой А. Д., замененной по договору передачи прав и обязанностей от 01.09.2011 года на Зарубину Е. А., в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Исключить запись о регистрации обременения в виде аренды земельного участка с кадастровым номером <номер> от 18.09.2009 года <номер> из Единого государственного реестра недвижимости.
Признать недействительным договор аренды земельного участка земельного участков от 16.07.2009 № 515, заключенный между Белоярским городским округом в лице Главы Администрации Белоярского городского округа и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой А. Д., замененной по договору передачи прав и обязанностей от 01.09.2011 года на Зарубину Е. А., в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Исключить запись о регистрации обременения в виде аренды земельного участка с кадастровым номером <номер> от 18.09.2009 года <номер> из Единого государственного реестра недвижимости.
Данное решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/ Е.А. Самарина