Уголовное дело № 1-553/21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
адрес 09 августа 2021 года
Нагатинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Шикаревой С.А. при секретаре судебного заседания фио с участием:
государственного обвинителя –помощника Нагатинского межрайонного прокурора фио
обвиняемого фио
защитника – адвоката фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Зайцева Игоря Дмитриевича, паспортные данные, зарегистрированного по адресу: адрес, гражданина РФ, имеющего среднее специальное образование, холостого, не работающего, не судимого,
- обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 1 ст. 174.1 УК РФ,
установил:
Органами предварительного расследования Зайцев И.Д. обвиняется в совершении незаконного сбыта наркотических средств, в крупном размере, в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, то есть в умышленных действиях лица, непосредственно направленных на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам, а так же в совершении финансовых операций с денежными средствами, заведомо приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами.
Обстоятельства совершения вышеуказанных преступлений подробно изложены в постановлении о привлечении фио в качестве обвиняемого, его действиям органами предварительного следствия дана квалификация, указанная во вводной части настоящего постановления.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
В ходе судебного следствия, после предъявления обвинения, а так же оглашения представления об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу, Зайцев И.Д. вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 174.1 УК РФ не признал в полном объеме, в связи с чем, по основанию, указанному в п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, на обсуждение сторон поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения и вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемой в случае возвращения дела прокурору.
Подсудимый Зайцев И.Д. и его защитник в судебном заседании не возражали против возвращения уголовного дела прокурору.
Государственный обвинитель фио возражала против возвращения уголовного дела прокурору. В обоснование своих возражений указала, что при составлении обвинительного заключения, нарушений процессуального закона, препятствующих рассмотрению уголовного дела по существу, не допущено.
Выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 317.3 УПК РФ в досудебном соглашении о сотрудничестве должны быть указаны, в том числе, описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 - 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ.
Указанные требования при заключении и составлении досудебного соглашения о сотрудничестве прокурором не соблюдены.
Согласно описательно-мотивировочной части досудебного соглашения о сотрудничестве от 02.12.2020 года расследованием по делу установлено, что Зайцев И.Д. имея умысел на незаконный сбыт наркотических средств, в неустановленное следствием время, но не позднее 13 часов 35 минут 24 июля 2020 года, находясь по адресу: адрес, при неустановленных следствием обстоятельствах, незаконно сбыл гр. фио два куска спрессованного вещества растительного происхождения, общей массой не менее 25,5 грамм (9,1 г. и 16,4 г.), которое согласно справке об исследовании № 12/14-2579 от 24 июля 2020 года, содержит в своем составе наркотическое средство-гашиш (анаша, смола каннабиса), оборот которого в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019 г.) запрещен, включенное в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (с изменениями и дополнениями от 09.08.2019 г.), что согласно Постановлению Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ» (с изменениями и дополнениями от 09.08.2019 г.), является крупным размером, которое фио незаконно хранил при себе, вплоть до момента задержания сотрудниками полиции 24 июля 2020 года примерно в 13 часов 35 минут на адрес, где при задержании в северном подуличном переходе указанной адрес вышеуказанное наркотическое средство-гашиш (анаша, смола каннабиса) выбросил на пол и в период времени с 13 часов 50 минут до 14 часов 10 минут, было изъято из незаконного оборота в ходе осмотра места происшествия.
25 июля 2020 года в 19 часов 30 минут Зайцев И.Д. задержан в порядке ст. 91-92 УПК РФ, в тот же день Зайцеву И.Д. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
26 ноября 2020 года от обвиняемого фио поступило ходатайство, в котором он просит о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в соответствии со ст. 317.1 УПК РФ.
При этом из постановления о привлечении фио в качестве обвиняемого от 24 мая 2021 года и фабулы обвинительного заключения от 27 мая 2021 года следует, что Зайцев И.Д. обвиняется в совершении незаконного сбыта наркотических средств, в крупном размере, в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, то есть в умышленных действиях лица, непосредственно направленных на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам, а так же в совершении финансовых операций с денежными средствами, заведомо приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами.
Таким образом, в досудебном соглашении отсутствует описание двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 1 ст. 174.1 УК РФ, с указанием времени, места их совершений, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с пунктами 1 - 4 части первой статьи 73 УПК РФ.
Допущенные на досудебной стадии производства по делу нарушения порядка составления досудебного соглашения о сотрудничестве являются существенными, исключают возможность постановления судом законного и обоснованного приговора и вынесения иного решения на основе поступившего в суд обвинительного заключения, помимо этого, нарушают право фио на защиту, в том числе, могут лишить его права на рассмотрение дела в порядке главы 40.1 УПК РФ.
Выявленная судом неопределенность, выразившаяся в том, что поступившее в порядке главы 40.1 УПК РФ уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением по обвинению фио в совершении преступлений, в том числе предусмотренных ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 1 ст. 174.1 УК РФ, и представлением прокурора по такому же обвинению и досудебным соглашением о сотрудничестве в котором, в отличии от обвинительного заключения и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, отсутствуют данные предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 317.3 УПК РФ, что лишает суд возможности правильно определить процедуру судопроизводства, а также лишает обвиняемого права на реализацию гарантированных ему законом условий заключенного досудебного соглашения о сотрудничестве.
Поскольку вышеизложенная процедура заключения досудебного соглашения о сотрудничестве допустима только на стадии предварительного следствия, то изложенные нарушения не могут быть устранены в судебном разбирательстве, в связи с чем, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадет необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК РФ.
Разрешая вопрос о мере пресечения в отношении фио суд полагает необходимым оставить ее без изменения, поскольку, по мнению суда, основания для изменения в отношении фио меры пресечения в виде содержания под стражей не отпали и не изменились.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 237 УПК РФ, суд
постановил:
Уголовное дело в отношении Зайцева Игоря Дмитриевича , обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 1 ст. 174.1 УК РФ - возвратить исполняющему обязанности заместителя прокурора Московского метрополитена для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Меру пресечения в отношении Зайцева Игоря Дмитриевича в виде содержания под стражей оставить без изменения до 09 ноября 2021 года.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья фио
1