Решение по делу № 2-491/2015 ~ М-369/2015 от 14.04.2015

Дело № 2-491/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Калтан 27 мая 2015 года

Судья Калтанского районного суда Кемеровской области     Ванюшин Е.В.,

при секретаре                                 Ереминой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой Вероники Сергеевны, действующей в своих интересах и как законный представитель Л.И.С., Снегиревой Евгении Л,А.А., действующей в своих интересах и как законный представитель С.С.С. к администрации Калтанского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты, третьи лица: Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ), Министерство энергетики (Минэнерго) РФ,

УСТАНОВИЛ

Лазарева В.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Л,А.С., ХХ года рождения, Снегирева Е.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней С.С.С. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Калтанского городского округа, в котором просят признать за ними право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ Шахты «Шушталепская», обязать администрацию Калтанского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ Шахты «Шушталепская», признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: ..., ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой Шахты «Шушталепская», обязании администрации Калтанского городского округа предоставить им социальную выплату для приобретения жилья, взамен ветхого, расположенного по адресу: ..., ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой Шахты «Шушталепская» из расчета 72 кв.м. на семью из 4 человек.

Заявленные требования мотивируют тем, что решением мирового судьи судебного участка ... от ХХ за Л,А.А., который является родственником истцам, признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., общей площадью 24,9 кв.м., жилой 15,0 кв.м., решение суда вступило в законную силу. В данном доме они проживают с 1992 года, зарегистрированы с 2012 года. Согласно технического паспорта данный жилой ... года постройки, износ составляет 65%. В настоящее время в доме проживать опасно, так как он разрушается, разрушение в основном коснулись несущих конструкций дома: фундамент имеет сквозные трещины, имеет место сильное отклонение стен от вертикали, перекос оконных и дверных коробок, имеется сильный прогиб перекрытия, в доме холодно, в связи с тем, что дом находится на подработки Шахты «Шушталепская». Ответчик отказывается включить их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в связи с подработкой горных пород Шахты «Шушталепская». Считают, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ХХ они имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате горных работ на ликвидируемой Шахты «Шушталепская».

В судебное заседание истцы Лазарева В.С. и Снегирева Е.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца Лазаревой В.С.- Загацкая Э.Х., действующая на основании нотариальной доверенности от ХХ исковые требования Лазаревой В.С. поддержала в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации Калтанского городского округа, Гизатулина Н.Н., действующая на основании доверенности от ХХ в судебном заседании считает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в материалах дела имеется дополнение к заключению ВНИМИ от ХХ, согласно которому данный дом находится на угленосной территории ликвидированной шахте «Шушталепская», техническое состояние дома косвенно находится в причинно следственной связи с влиянием подработки ликвидированной Шахты «Шушталепская». Указанные обстоятельства исключают право гражданина, проживающего в указанном доме на переселение за счет средств федерального бюджета. Факт проживания истцов на момент ликвидации Шахты «Шушталепская» и составления Списков в жилом доме по адресу: ... не оспаривает.

Представитель третьего лица – Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Министерства энергетики (Минэнерго) РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, письменный отзыв по существу заявленных исковых требований не представил.

Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Ранее действующим законодательством РФ (Постановлением Правительства РФ от ХХ «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности») предусматривалось направление средств государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, непосредственно на угольные шахты.

Постановлением Правительства РФ от ХХ «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.

В настоящее время данным постановлением Правительства (в редакции от ХХ ) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Федеральным агентством по энергетике местным бюджетам шахтерских городов и поселков.

В соответствии с пунктом 5 данного постановления межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Пунктом 8 Постановления от ХХ предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ N 428 от ХХ социальная выплата предоставляется при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Судом установлено, что жилой дом по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Л.А.А. на основании решения мирового судьи судебного участка ... от ХХ (л.д.8-9) и свидетельства о праве собственности от ХХ (л.д.7). Л.А.А. является мужем Лазаревой В.С., отцом Снегиревой Е.А., что подтверждено свидетельствами о рождении и об установлении отцовства.

Истцы в данном доме проживают с 1992 года и значатся зарегистрированными с 2012 года (л.д. 18-20).

При обследовании жилых домов в связи с ликвидацией Шахты «Шушталепская» согласно дополнения к заключению СФ ВНИМИ от ХХ, дом по адресу: ..., находится на угленосной территории ликвидированной шахты «Шушталепская», подземные горные работы шахты «Шушталепская» создали опасные условия для проживания людей, единственная дорога, ведущая к жилому дому проходит по подработанной горными работами территории, в условно-опасных зонах по выходу провалов. ЛЭП, питающая жилой дом проходит по подработанной, сильно нарушенной территории, проведение ремонтных работ, особенно в зимнее время крайне затруднительно, в результате невозможно обеспечить нормальное электроснабжение. Проживание в доме крайне затруднительно и не отвечает условиям безопасности и санитарным нормам. Дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Шушталепская» (л.д. 21-28).

Истцы считают, что имеют право на предоставление социальной выплаты на основании постановления Правительства РФ от ХХ, суд находит данные доводы обоснованными.

Из приведенных выше положений законов в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Как установлено в судебном заседании решение о ликвидации Шахты «Шушталепская» было принято в 1999 году (л.д. 66), на указанный момент истцы проживали в доме по адресу: .... Член семьи истцов Л.А.А. является собственником указанного дома, истцы иного жилого помещения в собственности не имеют (л.д. 42-50), указанный дом является для них единственным местом жительства. Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.

Согласно дополнения к заключению СФ ВНИМИ от ХХ жилой дом по адресу: ... рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Шушталепская».

Таким образом, на основании изученных документов, суд приходит к выводу, что вышеуказанный дом является для истцов единственным и постоянным местом жительства, данный дом стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, что порождает их безусловное право на получение указанной социальной выплаты. Соответственно, суд считает, что истцы нуждаются в социальной помощи государства после сноса ветхого дома в целях приобретения иного жилья.

Статья 1 Протокола к Европейской Конвенции предусматривает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Из смысла Постановления Правительства (в редакции от 27.01.2009г.) «О порядке межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» следует, что программа направлена на обеспечение жильем непосредственно проживающих в сносимых жилых помещениях и не имеющих другого жилого помещения. Указанные обстоятельства не были оспорены представителем ответчика в судебном заседании.

Суд считает, что в судебном заседании бесспорно установлено и доказано, что дом по адресу: ..., не пригоден для проживания и подлежит сносу именно, по причине ведения Шахтой «Шушталепской» горных работ. Таким образом, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит каких – либо ограничений в способах доказывания указанных обстоятельств, в связи с чем, суд вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ в данном случае судебную строительно – техническую экспертизу, которая отвечает требованиям допустимости, установленным ст. 60 ГПКРФ.

С целью определении пригодности данного жилого дома для постоянного проживания, а также причинно – следственной связи ветхости дома с подработкой Шахты «Шушталепская» была проведена строительно – техническая экспертиза.

Оценивая выводы указанной строительно – технической экспертизы, суд приходит к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., не пригоден для проживания и подлежит сносу именно, по причине ведения Шахты «Шушталепская» горных работ. Экспертами СФ ВНИМИ сделан однозначный вывод о том, что разрушение дома истцов находится в полной мере в причинно следственной связи с влиянием подработки Шахтой «Шушталепской» угольных пластов.

Заключение СФ ВНИМИ соответствует требованиям ст. 86 ГПКРФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», является мотивированным и обоснованным. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеют необходимое высшее специальное образование, подготовку и стаж работы экспертом, выезжали на место и осматривал жилой дом. При таких обстоятельствах суд находит указанное заключение достоверным, относимым и допустимым доказательством и принимает во внимание при вынесении решения. Сомневаться в его объективности оснований не усматривает, так как экспертиза проведена в рамках гражданского дела, стороны при назначении строительно – технической экспертизы ставили вопросы, необходимые для проведения экспертизы.

Судом установлено, что обязанностью администрации Калтанского городского округа является ежегодное уточнение Списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, путем внесения граждан в указанные списки, однако эту обязанность администрация ... в отношении истцов не выполняла и не выполняет. Из объяснений представителя администрации следует, что она не может пояснить почему Списки домов, находящихся на территории шахтовой подработки, не уточнялись администрацией Калтанского городского округа в отношении дома истцов.

Так, из вышеназванных положений закона следует, что основанием для включения в списки лиц, подлежащих переселению и предоставления социальной выплаты, является то обстоятельство, что в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах жилое помещение становится ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с чем, подлежит сносу. Именно эти юридически значимые обстоятельства были бесспорно установлены в судебном заседании, подтверждены проведенной по делу судебной строительно – технической экспертизой, и не оспорены представителем ответчика.

В связи с этим, суд считает, что представителем ответчика не представлено доказательств в обоснование своих возражений.

В судебном заседании представителем ответчика по состоянию на 2015 год разрушение дома не оспаривается, но представитель администрации Калтанского городского округа указывает, что ветхость дома не связана с горным работами. Эксперты СФ ВНИМИ сделали вывод о причинно – следственной связи между состоянием дома истцов и влиянием подработки на дом истца.

В судебном заседании представителю ответчика разъяснялись требования ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что не предоставление социальной выплаты и не предоставление истцам денежных средств на поддержание дома по специальной программе постановления Правительства нарушают их конституционное право на жилище.

С учетом изложенного, в силу пп. 5,9-10 Постановления от ХХ «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты, предоставляемой на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ Шахты «Шушталепская», из расчета 72 кв.м. на семью из 4 человек.

Поскольку, в силу п. 8 данного Постановления списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, утверждаются органами местного самоуправления и должны ежегодно уточняться, суд находит обоснованными требования истцов о возложении на администрацию Калтанского городского округа обязанности по включению их в указанный список.

Из анализа ст. 12 Федерального закона от ХХ ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что социальная выплата – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Суд считает, что истцами представлены доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что жилой дом находится на подработанной территории, данный дом является для истцов единственным местом жительства, поэтому, суд считает, что они имеют право на включение в список граждан, подлежащих переселению, и предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лазаревой Вероники Сергеевны, действующей в своих интересах и как законный представитель Л.И.С., Снегиревой Евгении Л,А.А., действующей в своих интересах и как законный представитель С.С.С. удовлетворить.

Признать за Лазаревой Вероникой Сергеевной, Л.И.С., Снегиревой Евгенией Александровной, С.С.С. право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ Шахты «Шушталепская», расположенного по адресу: ..., за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Обязать администрацию Калтанского городского округа включить Лазареву Веронику Сергеевну, Л.И.С., Снегиреву Евгению Л,А.А., С.С.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ Шахты «Шушталепская».

Обязать администрацию Калтанского городского округа предоставить Лазаревой Вероникой Сергеевной, Л.И.С., Снегиревой Евгенией Александровной, С.С.С. социальную выплату для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ Шахты «Шушталепская», расположенного по адресу: ..., за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета 72 кв. метра на семью из 4 человек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ХХ.

Судья:                                     Е.В. Ванюшин

2-491/2015 ~ М-369/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лазарев Александр Анатольевич
Ответчики
ГУРШ -гос.учреждение по вопросам реорганизации
Суд
Калтанский районный суд Кемеровской области
Судья
Ванюшин Евгений Владимирович
Дело на странице суда
kaltansky--kmr.sudrf.ru
14.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
14.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2015Подготовка дела (собеседование)
12.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2015Судебное заседание
04.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2017Дело оформлено
02.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее