Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5/2021 (2-234/2020;) ~ М-195/2020 от 22.05.2020

Дело № 2 –5/ 2021 УИД: 66RS0060-01-2020-000260-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 февраля 2021 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Рогожниковой В.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,

представителя ответчика – администрации Шалинского городского округа Сюкосева А.В.,

представителей третьего лица ООО «Роща» - Дульцева А.Г. и Бурылова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по соблюдению земельного, природоохранного законодательства при размещении твердых коммунальных отходов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском к Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке вблизи автомобильной дороги д.Роща- д.Павлы Шалинского городского округа Свердловской области, GPS-координаты N 57°36.327' Е 058° 16.054'.

В ходе судебного разбирательства дела, судом было удовлетворено ходатайство представителя истца о замене ненадлежащего ответчика – Рощинской сельской администрации, с оставлением её третьим лицом на стороне ответчика, на надлежащего - Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области. Также в ходе подготовки дела и в ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены к участию в деле: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа; Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области; Государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог"; Общество с ограниченной ответственностью "Шалинское строительное управление"; ОГИБДД МО МВД России "Шалинский"; Общество с ограниченной ответственностью "Роща".

Также в ходе разбирательства дела истец уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию Шалинского городского округа в срок не позднее 01.11.2022 восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировать несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов, расположенное на земельном участке общей площадью 9736 квадратных метров в кадастровом квартале 66:31:0101003 с координатами характерных точек границ: н30 X 477880.02 Y 1393641.58, н31 X 477872.69 Y 1393647.74, н32 X 477728.01 Y 1393543.16, н33 X 477702.96 Y 1393505.87, н34 X 477694.62 Y 1393465.80, н35 X 477712.98 Y 1393430.73, н36 X 477727.46 Y 1393446.87, н37 X 477727.46 Y 1393468.02, н38 X 477841.00 Y 1393585.47, н30 X 477880.02 Y 1393641.58.

    Свой иск прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Шалинского района проведены надзорные мероприятия в части соблюдения земельного, природоохранного законодательства при размещении твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных на территории Шалинского городского округа. В ходе проведенного осмотра установлено, что на земельном участке вблизи автомобильной дороги д.Роща- д.Павлы Шалинского городского округа Свердловской области, GPS-координаты N 57°36.327' Е 058° 16.054', находится несанкционированная свалка коммунальных и бытовых отходов. Указанная свалка расположена на земельном участке в границах Шалинского городского округа, в непосредственной близости от населенных пунктов д.Роща, д. Павлы. Отходы являются продуктами жизнедеятельности граждан, носят бытовое и коммунальное происхождение.

Согласно информации, предоставленной Администрацией Шалинского городского округа, Межмуниципальным отделом по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам правообладателей у указанных земельных участков не имеется.

Указанный земельный участок использовался жителями д.Роща и д.Павлы, Шалинского городского округа для складирования твердых коммунальных и бытовых отходов.

        Согласно информации Межмуниципального отдела по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, сведений Единого государственного реестра недвижимости участок площадью 9736 кв.м. в кадастровом квартале 66:31:0101003 является не разграниченными землями в границах муниципального образования Шалинский городской округ. Категория земель и вид разрешенного использования не установлены, сведения о правообладателях отсутствуют.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что указанная несанкционированной свалка бытовых отходов расположена за пределами населенного пункта, но на территории Шалинского городского округа. Рощинская сельская администрация Администрации Шалинского городского округа не обладает специализированной техникой либо бюджетными средствами для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.

Правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Установлено, что земельный участок, на котором размещены отходы, относится к землям не разграниченной собственности.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Следовательно, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанном земельном участке.

На органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Использование формулировки «участие», не может быть сведено к формальному участию органа местного самоуправления в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Возложение обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках разрешается на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности - лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.

Вышеуказанное свидетельствует, что администрация Шалинского городского округа Свердловской области, уклоняясь от решения отмеченных вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в не организации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании изложенного администрация Шалинского городского округа Свердловской области не обеспечила безопасные для здоровья населения и среды обитания условия сбора и вывоза отходов, вследствие чего имеется угроза санитарно-химического и микробиологического загрязнения почвы на территории Шалинского городского округа, распространения инфекционных паразитных заболеваний населения, в связи с чем обязана организовывать деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и благоустройству территории Шалинского городского округа.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 21 марта 2013 года № 124 Рощинская сельская администрация является территориальным органом Администрации Шалинского городского округа, наделена полномочиями в сфере решения вопросов местного значения на подведомственной территории, в том числе в с.Роща. Установлено, что земельный участок, на которых размещены отходы, относится к землям не разграниченной собственности и находится за пределами населенного пункта с. Роща, в границах Шалинского городского округа.

Правовыми основаниями заявленного иска истцом указаны ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 22 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7, п. 3 ст. 11, ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3 ст.8, ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 7-10, 73-77).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. иск поддержал в полном объеме по изложены в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа – Сюкосев А.В. иск не признал в полном объеме. Суду пояснил, что истец просит обязать администрацию провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на земельном участке вблизи автомобильной дороги Роща, Павлы. В силу статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственником указанной автодороги является Свердловская область, а не Шалинский городской округ. В силу статьи 10 названного Федерального закона, утверждение нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти Свердловской области, а не органов местного самоуправления Шалинского городского округа. Постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2016 № 824-ПП утверждено Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, согласно которому, Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, реализующим государственную политику Свердловской области в сферах дорожной деятельности отношении автомобильных дорог регионального значения. Согласно пунктов 10, 13 Положения, Министерство реализует бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных ассигнований дорожного фонда Свердловской области, участвует в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального значения; принимает решения об установлении или изменении придорожных полос автомобильных дорог регионального значения.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 04.07.2018 № 259 установлены границы придорожных полос автомобильных дорог регионального значения Роща Павлы - 25 м. Согласно материалам дела, спорная свалка находится в 25 м. от автомобильной дороги, в полосе отвода. Возложение обязанности по ликвидации свалки в границах полосы отвода (придорожной полосы)    региональной дороги на администрацию Шалинского городского округа является незаконным.

В настоящее время отсутствует Федеральный или закон субъекта федерации, наделяющий полномочиями органы местного самоуправления Шалинского городского округа по ликвидации указанной свалки.

Согласно лицензии, выданной 14.04.1999 СКП Роща вправе осуществлять утилизацию складирование, перемещение, захоронение, уничтожение промышленных отходов на спорном участке. Согласно выписки ЕГРЮЛ ООО Роща является правопреемником СПК Роща. Свалка изначально была организована СПК Роща. Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Объем размещенных отходов на свалке является значительным, поэтому вывоз отходов на санкционированный полигон невозможен. Необходимо проведение работ по разработке проекта рекультивации земель. Обязание по ликвидации свалки повлечет необходимость проведения межевания спорного земельного участка в целях определения технического задания для проведения торгов. При проведении межевания должно быть указано целевое назначение (использование) земельного участка, что является невозможным, так как указание – для размещения отходов, противоречит принципу использования сельскохозяйственных земель. Не проведение межевания при закупке также невозможно, так как приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, не будет определен объем работ. Кадастровый номер участка не определен.

Представитель третьего лица – Рощинской сельской администрации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее участвуя в судебном заседании в качестве ответчика, исковые требования не признал, подтвердил, что свалка ранее использовалась местными жителями. С момента организации регионального оператора, мусор на указанный земельный участок не складируется. Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, в состав Рощинской сельской администрации не входит, земли не разграничены, являются землями городского округа, поэтому считает, что данную свалку должен ликвидировать ответчик - Администрация Шалинского городского округа (т. 1 л.д.57-60).

Представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании, возражал против удовлетворения иска. В письменном отзыве указал, что согласно представленных данных специалиста (эколога) администрации Шалинского городского округа, несанкционированная свалка с координатами N 57 36.327 Е 058 16.054, расположена непосредственно в полосе отвода региональной автодороги Роща - Павлы (идентификационный номер: 65 ОП РЗ 65К-3114000 Постановление правительства Свердловской области от 14 июня 2011 г. №737-ПП «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области»), V категории. Полоса отвода для дорог данной категории составляет 25 метров, которая находится в ведении ГКУ СО «Управление автомобильных дорог». В данной ситуации, расстояние от края дороги до свалки менее 25 метров, то есть считают, что ликвидация свалки не относится к компетенции Рощинской сельской администрации. Ликвидировать свалку обязаны, либо ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», либо организация, осуществляющая обслуживание данного участка дороги. Полагают, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Шалинского ГО следует исключить из лиц участвующих в деле, поскольку Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Шалинского городского округа и Положением об управлении архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Шалинского городского округа, следует, что к полномочиям Управления архитектуры относится непосредственно процедура межевания участков, подготовки для дальнейшего распоряжения, а Комитет имеет дело уже с готовым сформированным участком. Именно в полномочия Управления архитектуры относится земельный контроль в отношении всех земельных объектов, находящихся на территории городского округа (т.1 л.д. 57-60, 70-71, 216).

Представитель третьего лица - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил в адрес суда отзыв, в котором указал, что Министерство осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2008 № 189-ПП «О Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области» в установленных сферах в пределах предоставленных полномочий. Пунктом 15 Положения о Министерстве определены полномочия Министерства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Полномочия реализуются Министерством посредством оказания регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия. Начиная с января 2019 года, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами организовывает взаимодействие с собственниками земельных участков, на которых размещаются твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для указанных целей. Взаимодействие организовывается с участием местных администраций, за исключением случаев размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, распоряжение которыми осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также в отношении земель лесного фонда. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Нормативно-правовое регулирование правоотношений по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, правами собственника по распоряжению имуществом наделены, в том числе, и органы местного самоуправления городских округов. С возникновением прав, возникают и обязанности, установленные для собственника законом, которые необходимо исполнять (т.1 л.д. 204-208).

Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области надлежащим образом извещенный о дате, времени, месте судебного заседания, в письменном отзыве указал, что п. 7 раздела 3 Государственной программы Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года» утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП предусматривает, что полномочия государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения и иных связанных с этой деятельностью работ и услуг осуществляет ГКУ СО «Управление автодорог» в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения выполняются подрядными организациями на основании заключённых с ГКУ СО «Управление автодорог» государственных контрактов по результатам конкурсных (аукционных) процедур (т.1 л.д.198-200).

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» надлежащим образом извещенный о дате, времени, месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что согласно п. 12, п. 15 ст. 2 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Полоса отвода автомобильной дороги это не расстояние от края автомобильной дороги вправо и влево. Полоса отвода автомобильной дороги - это земельный участок, предназначенный для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги. С учетом представленных сторонами процесса данных, мусор расположен за пределами полосы отвода автомобильной дороги. Ответчик прямо указал, что несанкционированная свалка находится на расстоянии 25 метров от автомобильной дороги. Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Таким образом, придорожная полоса это земли, не относящиеся к полосе отвода, на данные земли не распространяется обязанность по содержанию автомобильной дороги. Обязанность организации работ по уборке территории не относящейся к полосе отвода автомобильной дороги не входит в компетенцию ГКУ СО «Управление автомобильных дорог». В свою очередь к вопросам местного значения городского округа отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждение правил благоустройства территории городского округа. В связи с этим, просит суд удовлетворить исковые требования к Администрации Шалинского городского округа в полном объеме (т.1 л.д.108-110, т.2 л.д.80-82, 95-98).

Представители третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Роща" Бурылов Н.В. и Дульцев А.Г. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных прокурором уточненных исковых требований. Пояснили, что указанная свалка изначально была организована не СПК Роща и не ООО «Роща», а жителями деревень в 1990-х г.г., когда строилась дорога Роща-Павлы и при строительстве дороги образовался карьер, куда население стало вывозить отходы. ООО «Роща» до появления регионального оператора в добровольном порядке оказывал содействие в вывозе мусора и расчистке территории. Межевание указанного земельного участка не проведено, данный земельный участок ООО «Роща» не принадлежит. Следовательно, ООО «Роща» подлежит исключению из числа третьих лиц по делу.

Представители третьих лиц ОГИБДД МО МВД России "Шалинский", Общество с ограниченной ответственностью "Шалинское строительное управление", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, последний просил рассмотреть дело в его отсутствие (т. 1 л.д.122, т.2 л.д. 149).

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Новоселова Е.Н. – главный специалист Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации Шалинского городского округа пояснила, что указанный земельный участок находятся за границей населенного пункта. В материалах дела также содержится информация из Росреестра, подтверждающая что категория и вид использования, собственник данного участка отсутствует.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Кирякова А.Н.- ведущий специалист отдела по делам ГО и ЧС, мобилизационной подготовки, экологии и лесному хозяйству администрации Шалинского городского округа пояснила, что для того, чтобы убрать свалку с возможностью дальнейшего использования земли необходима рекультивация указанного земельного участка. Процесс рекультивации проходит в несколько этапов, требует определённых финансовых затрат, поэтому на эти цели необходимо финансирование из областного бюджета. В установленный срок администрация Шалинского городского округа не сможет провести рекультивацию данной свалки.

    Решением Шалинского районного суда Свердловской области № 12-18/2020 от 09.11.2020, вступившим в законную силу 13.01.2021, оставлено без изменения постановление начальника отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Свердловской области Военкова А.С. от 03.09.2020 которым Зайцев А.П. как должностное лицо - заместитель главы Шалинского городского округа Свердловской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 66:31:101003, вдоль автодороги с. Роща — д. Павлы, в 2-х км на север от с. Роща Шалинского района, обнаружена свалка твердых бытовых и промышленных отходов (условный центр места размещения отходов в географических координатах N57,60572000° Е58,26759000°). Площадь захламления на момент осмотра составила 8497 кв.м. Указанным решением установлено, что нахождение на территории вышеназванного земельного участка несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, свидетельствует о бездействии Администрации Шалинского городского округа Свердловской области, на которую действующим законодательством, а также её Уставом возложены обязанности по организации свалок твёрдых бытовых отходов, а также о бездействии Зайцева А.П., как должностного лица, указанной Администрации, на которого согласно его служебных обязанностей в числе другого входит то, что он участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.     Невыполнение Зайцевым А.П. возложенных на него должностных обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок мусора, то есть осуществлению требований и обязательных мероприятий по защите земель и по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к ухудшению качественного состояния земель и образует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ -невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (т.1 л.д.221-240, т.2 л.д.1-57, 133-139, 140-142).

Данное решение имеет преюдициальное значение и не требует иного толкования.

Выслушав представителя истца, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Актом надзорных мероприятий (т.1 л.д. 11), схемами расположения земельного участка (т.1 л.д.14-16, 17, 18, 15-16, 18-20, 52), информацией Межмуниципального отдела по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (т.1 л.д.17, 56, 58-63, 97), справкой кадастрового инженера (т.1 л.д. 78-79, 80-82, 86-88), материалами административного дела в отношении Зайцева А.П. (т.1 л.д.221-240, т.2 л.д.1-57, 133-139, 140-142), подтверждается наличие несанкционированной свалки коммунальных и бытовых отходов вблизи автомобильной дороги д.Роща- д.Павлы Шалинского городского округа Свердловской области, GPS-координаты N 57°36.327' Е 058° 16.054' на земельном участке общей площадью 9736 кв.м. в кадастровом квартале 66:31:0101003 с координатами указанных в иске характерных точек границ, на не разграниченных землях, сведения о правообладателе на данный земельный участок отсутствуют. Представителем ответчика указанный факт не оспаривался (т.1 л.д.21).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на вышеуказанном участке местности имеется несанкционированная свалка бытовых отходов.

В соответствии с п.11, 24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления», в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 5 Закона Свердловской области № 77-ОЗ от 19.12.1997 г. «Об отходах производства и потребления».

Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального Закона № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории городских округов и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 53-ФЗ от 30.03.1999 г. порядок, условия, способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, вызванное наличием несанкционированной свалки бытовых отходов на территории Шалинского городского округа, обязанность по ликвидации которой возложена на ответчика - Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

По этим основаниям к доводам представителя ответчика об отсутствии финансирования, на эти цели, и выполнения такой обязанности суд отнесся критически. Также представителем ответчика не предоставлено доказательств того, что земельный участок, заявленный в иске передан на законных основаниях в собственность, пользование и так далее кому-либо, на кого может быть возложена обязанность по соблюдению земельного, природоохранного законодательства при размещении твердых коммунальных отходов, восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировать несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по соблюдению земельного, природоохранного законодательства при размещении твердых коммунальных отходов, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Срок устранения выявленных нарушений не позднее 01.11.2022, суд считает разумным.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по соблюдению земельного, природоохранного законодательства при размещении твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа в срок не позднее 01.11.2022 восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировать несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов, расположенное на земельном участке общей площадью 9736 квадратных метров в кадастровом квартале 66:31:0101003 с координатами характерных точек границ: н30 X 477880.02 Y 1393641.58, н31 X 477872.69 Y 1393647.74, н32 X 477728.01 Y 1393543.16, н33 X 477702.96 Y 1393505.87, н34 X 477694.62 Y 1393465.80, н35 X 477712.98 Y 1393430.73, н36 X 477727.46 Y 1393446.87, н37 X 477727.46 Y 1393468.02, н38 X 477841.00 Y 1393585.47, н30 X 477880.02 Y 1393641.58.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 04.03.2021.

Председательствующий судья                      С.Н. Миронова

2-5/2021 (2-234/2020;) ~ М-195/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шалинского района
Ответчики
Администрация Шалинского городского округа
Другие
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области
ООО "Роща"
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ШГО
ОГИБДД МО МВД России "Шалинский"
Рощинская сельская администрация
Общество с ограниченной ответственностью "Шалинское строительное управление"
Государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог"
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Судья
Миронова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
shalinsky--svd.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2020Передача материалов судье
26.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
10.02.2021Производство по делу возобновлено
25.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее