Дело № 2-839/2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Соболева В.М.,
при секретаре Шумиловой Н.А,
с участием прокурора Паюсовой Е.М.,
представителя ответчика МАОУ « Лицей №...» ... Калмыковой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июля 2012 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар», МАОУ «Лицей №...» ... об обязании оборудовать объект специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара РК с исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар», МАОУ «Лицей №...» ... об обязании оборудовать центральный вход в здание МАОУ «Лицей №...» ... специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указал, что статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со статьёй 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Исходя из предмета деятельности МАОУ «Лицей №...», которым является осуществление образовательного процесса, данное учреждение относится к объектам социальной инфраструктуры. По результатам проверки установлено, что перед входом в МАОУ «Лицей №...» находится лестница в бетонном исполнении. Общее количество ступеней лестницы – ... штук, высота ступеней – ... см. Таким образом, общий подъём перед входом в учебное заведение составляет более ... м ( ... см), высота крыльца составляет ... см. Однако, данный подъём не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, в частности, пандусом. Невыполнение ответчиком требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» затрагивает права инвалидов, которые в полной мере не могут реализовать права, предусмотренные Конституцией РФ.
В судебном заседании прокурор Паюсова Е.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель МАОУ «Лицей №...» ... Калмыкова Г.Н. исковые требования признала, о чём представило письменное заявление.
Судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска, ранее они также были разъяснены в определении от **.**.**.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело судом рассмотрено в отсутствие ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар».
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему.
В соответствии со статьёй 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком МАОУ «Лицей №...» ..., поскольку оно сделано добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 09 декабря 1975 года, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст.ст. 3, 5).
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
В силу части 2 указанной статьи в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции РФ).
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
В соответствии со статьёй 18 указанного закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу статьи 19 данного закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
В разделе 3 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 ноября 1999 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предъявляются требования о том, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Градостроительная деятельность основывается на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации рекомендовано осуществлять в приоритетном порядке финансирование мероприятий по приспособлению находящихся в федеральной собственности объектов социальной и производственной инфраструктуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 года региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с требованиями СниП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78, здание муниципального образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание МОУ должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ... №... от **.**.** здание Муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей №...» ..., расположенное по адресу: ..., является собственностью муниципального образования городского округа «Сыктывкар», здание передано в оперативное управление МАОУ «Лицей №...» ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... №... от **.**.**.
В соответствии с Уставом Муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей №...» ... является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. Учредителем Лицея является МО ГО «Сыктывкар». Пунктом 7.6 Устава определено, что источником финансового обеспечения деятельности лицея является бюджет МО ГО «Сыктывкар» в виде субсидий.
В силу статей 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, вход в здание МАОУ «Лицей №...» ... по адресу: ..., не приспособлен для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, что подтверждается информацией Администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**, в которой указано, что специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов, а также пандус отсутствуют, при этом техническая возможность установки пандуса имеется, а также объяснениями представителя МАОУ «Лицей №...» ....
То обстоятельство, что в настоящее время в МАОУ «Лицей №...» ... не обучаются инвалиды-колясочники, не имеет юридического значения.
Согласно части 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (под. 1 п. 1 ст. 14, под. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
В соответствии со статьёй 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, суд считает, что несоблюдение и невыполнение администрацией МО ГО «Сыктывкар» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают интересы неопределенного круга инвалидов, к которым могут относиться как воспитанники МАОУ «Лицей №...» ..., так и их родители, бабушки, дедушки и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Положения закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент объекта социальной инфраструктуры данной категорией лиц.
Данное решение, по мнению суда, в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, направлено не только на пресечение действий, нарушающих в настоящее время права данной категории лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает правильным возложить обязанность оборудовать центральный вход в здание МАОУ «Лицей №...» ... специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп на администрацию МО ГО «Сыктывкар», МАОУ «Лицей №...» ..., определив срок исполнения требования - в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №...» ....
Заявление прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар», Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №...» ... оборудовать центральный вход в здание МАОУ «Лицей №...» ... специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп в течение в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца, со дня изготовления в мотивированной форме, то есть 28 июля 2012 года.
Судья Соболев В.М.