Мировой судья Чернобай Н.Л. 12А-835/17-2010 г.
судебного участка № 5 г. Петрозаводска
Р Е Ш Е Н И Е
19 августа 2010 года. город Петрозаводск.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Петраков М.Ю., при секретаре Селифановой Н.В., рассмотрев жалобу Саунина А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Петрозаводска Республики Карелия от 28 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Саунина А.В., хх.хх.хххх года рождения, ........, работающего директором А., зарегистрированного и проживающего по адресу: ........,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г. Петрозаводска от 28 июля 2010 года Саунин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в сумме 4000 рублей, по тем основаниям, что организовал без специального разрешения (лицензии) и вне специально отведенной для этих целей игорной зоне 18.05.2010 г. в 08 час. 40 мин. в помещении ........, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ........, с использованием шести лототронов «Лотоматик» изготовитель ООО «Плеймейкер» г. Санкт-Петербург, осуществил проведение азартных игр в отсутствии специального разрешения (лицензии) на осуществления данного вида деятельности.
Саунин А.В. обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу. В жалобе указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В судебное заседание Саунин А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В суде представитель Саунина А.В. адвокат Реттиев В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Указал, так же что состав административного правонарушения отсутствует. Так же указал, что административное нарушение не конкретизировано в протоколе об административном правонарушении, поскольку ссылка на Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не конкретизирована статьей указанного ФЗ которую Саунин А.В. нарушил. Так же пояснил, что указанная деятельность не может быть лицензирована, поскольку решением Петрозаводского городского суда признана незаконной деятельность А. по распространению лотерейных билетов с использованием электронных лототронов «Лотоматик». Данное обстоятельство свидетельствует о том, что указанная деятельность не может быть лицензирована. В связи с вышеизложенным полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ЦБРСПР и ИАЗ при МВД по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав представителя Саунина А.В. адвоката Реттиева В.В., судья приходит к следующим выводам.
Саунин А.В. обратился с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 5 города Петрозаводска от 28 июля 2010 года. Жалоба поступила в адрес мирового судьи 05 августа 2010 года. При таких обстоятельствах по смыслу положений ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем не пропущен срок на обжалование постановления мирового судьи судебного участка № 5 города Петрозаводска от 28 июля 2010 года.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 244-ФЗ) игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. Азартная игра в силу ст.4 Федерального закона № 244-ФЗ - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона "О лотереях" лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Лотерейная ставка есть оплаченная игровая комбинация. Бестиражной лотереей признается лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. Указанное свидетельствует, что размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием.
Установлено, что А. осуществляло деятельность по распространению лотерейных билетов лотереи "Золотой Запас". В помещении были размещены и использовались электронные лототроны. Управление аппаратом в процессе розыгрыша осуществляется одним человеком. Процессор является главным узлом аппарата, работает по определенной программе, которая хранится в запоминающем устройстве.
Используемая схема распространения лотерейных билетов выглядит следующим образом. Посетитель приобретает лотерейный билет, самостоятельно вскрывает его и в случае выигрыша (указанном в данном лотерейном билете) может получить выигрыш непосредственно на руки, либо получает право перевода выигрыша в эквивалентное количество баллов (кредитов) на электронном лототроне. Впоследствии посетитель в результате манипуляций с кнопками управления уменьшает либо увеличивает количество баллов (кредитов) на мониторе в соответствии с программой, заложенной в процессоре. В случае, если посетитель набрал некоторое количество баллов (кредитов), которое желает получить, он обращается к находящемуся в зале распространителю билетов - работнику А. и получает от него, в зависимости от выигранных (набранных) им на лототроне количества баллов (кредитов) соответствующее количество лотерейных билетов. После получения некоторого количества лотерейных билетов посетитель может распорядиться ими по собственному усмотрению, а именно: вскрыть их на месте и получить причитающийся выигрыш или уйти с ними. Если же после манипуляций с кнопками управления у посетителя уменьшилось количество баллов (кредитов) до ноля, он не приобретает права на получение дополнительных лотерейных билетов у распространителя, а может вновь приобрести лотерейный билет.
Указанное выше свидетельствует, что посетитель павильона по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ........, путем самостоятельного использования органов управления лототрона направляет сигналы в процессор аппарата и производит набор баллов в сторону уменьшения либо увеличения в соответствии с программой, имеющейся в запоминающем устройстве (процессоре), то есть самостоятельно и на свой риск, совершая манипуляции с кнопками управления лототронов, увеличивает либо уменьшает баллы (кредиты), в зависимости от количества которых, посетитель получает либо не получает лотерейные билеты, содержащие выплачиваемые на месте выигрыши в денежном выражении.
В силу ст. 91 ГК РФ и ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества или единоличным исполнительным органом Общества и коллегиальным исполнительным органом Общества. В соответствии с положениями п. 10.1 Устава А., выписки из ЕГРЮЛ единоличным исполнительным органом А. является директор Саунин А.В.
Федеральным законом № 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Согласно ст.9 ФЗ № 244-ФЗ на территории РФ создаются четыре игорные зоны. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 244-ФЗ предусмотренные указанным Федеральным законом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного указанным федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года.
В силу правовых норм ст. 13 ФЗ № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта РФ (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов РФ), в том числе, путем проведения аукциона или конкурса.
Таким образом, для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр необходимо соответствующее разрешение. Согласно ст.49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения.
Установлено, что ни А., ни его директор Саунин А.В. разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не имеют.
Однако, доказательств осуществления директором А. Сауниным А.В. действий по организации и проведению азартных игр в материалах дела так же не имеется.
В соответствии со ст.7 ФЗ №128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» на каждый вид деятельности, указанный в п.1 ст.17 данного закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставляется лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако, п.п. 77 п.1 ст.17 Закона №128-ФЗ утратил силу с 30.06.2009 года (ст.17 ФЗ от 29.12.2006 года №244-ФЗ), т.е. на момент проведения проверки и вынесения постановления указанная об административном правонарушении деятельность по организации и проведению азартных игр (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования лицензированию не подлежала.
Деятельность А. регулируется законодательством России «О лотереях», в соответствии с договором, заключенным с Б., А. занимается распространением лотерейных билетов, а для проведения лотереи используется специальный аппарат - электронный лототрон; лицо, участвующее в лотерее, как такового выигрыша не получает, в связи с чем, деятельность А. не может являться организацией азартных игр. Для распространения лотерейных билетов, специального разрешения не требуется.
Всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Золотой запас» зарегистрирована в государственном реестре лотерей, ей присвоен государственный регистрационный номер №Н200Б/000430 ФНС, сроком проведения с 02.05.2007 г. по 10.05.2012 г.
При таких обстоятельствах в действиях директора А. Саунина А.В. отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно (обязательна). Доказательства вины Саунина А.В. отсутствуют. Материалы административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, протокол осмотра места происшествия в данном случае не содержат доказательств осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно (обязательна). Кроме того, протокол об административном правонарушении не содержит в себе указания на нарушение нормы закона директором А. Сауниным А.В. в части конкретного указания нарушения Федерального закона № 244 - ФЗ поскольку в протоколе об административном правонарушении статья закона, которую нарушил Саунин А.В. не указана.
С учетом вышеизложенного обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Саунина А.В. прекращению по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
Жалобу директора А. Саунина А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 города Петрозаводска от 28 июля 2010 года о назначении директору А. Саунину А.В. административного взыскания в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора А. Саунина А.В. прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья М.Ю. Петраков.