Судебный акт #1 () по делу № 33-987/2021 от 08.02.2021

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                                               Дело № 33-987/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 марта 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Чурбановой Е.В.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н., 

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2562/2020 по апелляционной жалобе Артамонова Владимира Алексеевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 декабря 2020 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Артамонова Владимира Алексеевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонное) о включении периода обучения в страховой стаж, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  пояснения истца Артамонова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Артамонов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска  Ульяновской области (межрайонное) о включении периода обучения в страховой стаж.

В обоснование исковых требований указал, что он является получателем пенсии по старости с 22 апреля 2016 года. После назначения пенсии обнаружил, что при исчислении размера пенсии в его стаж не был засчитан период обучения в *** с 1 сентября 1971 года по 25 февраля 1975 года.

Его заявления с требованием включить период обучения в *** в стаж для назначения пенсии ответчиком не были удовлетворены.

Согласно письму от 3 августа 2017 года № *** период обучения в Ульяновском *** не был засчитан в его стаж, поскольку это не предусмотрено нормами Федерального закона № 400-ФЗ.

В письме от 22 октября 2020 года № *** истцу сообщено, что по результатам проверки его пенсионного дела пенсия ему выплачивается правильно и в полном объеме.

С отказом ответчика включить данный период в страховой стаж истец не согласен.

Просит суд включить в стаж для назначения пенсии период обучения в *** с 1 сентября 1971 года по 25 февраля 1975 года.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Артамонов В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении  исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неверно установлены обстоятельства дела, а потому  решение суда является незаконным, необоснованным,.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что при определении права на страховую пенсию по старости период обучения истца в *** с 01.09.1971 по 25.02.1975 был включен в его страховой стаж, что, как указал суд, подтверждается стажевой таблицей, однако, по мнению заявителя, из данной таблицы однозначно не следует включение указанного периода в стаж истца. Иных расчетов ответчиком суду представлено не было. Кроме того, согласно письму Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области от 22.10.2020 при исчислении размера пенсии по состоянию на 31.12.2014 учтен общий трудовой стаж продолжительностью 26 лет 4 мес. 29 дней, при этом период обучения не был засчитан в стаж, поскольку это не предусмотрено нормами действующего законодательства. Полагает, что данным обстоятельствам суд оценки не дал. Считает необоснованным вывод суда о том, что при расчете пенсии по п.4 ст.30 Закона  Российской Федерации от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях»  размер пенсии истца будет меньше, поскольку данный вывод никакими расчетами ответчика не подтвержден, судом не проверен. Полагает, что суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался исключительно доводами ответчика, при этом доводы истца во внимание приняты не были.

В возражениях на апелляционную жалобу  Артамонова В.А. представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), соглашаясь с принятым судом решением,  просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя согласно целям социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в соответствующих правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, по правилам, закрепленным Федеральным законом «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Из материалов дела следует, что с 22 апреля 2016 года Артамонов В.А., 1956 года рождения, является получателем страховой пенсии по старости. Пенсия ему назначена в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в  страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).

В соответствии со статей 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовой стаж для расчета пенсии учитывается на 1 января 2002 г. После 1 января 2002 года учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд РФ в пользу такового. В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего с 1 января 2002 г., исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2015 г. применяется только в области регулирующей исчисление размера трудовых пенсии и подлежит применению в целях определения размеров страховых пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему.

Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

При определении права на страховую пенсию по старости период обучения Артамонова В.А. в ***: с 01 сентября 1971 года по 25 февраля 1975 года  включен в его страховой стаж, что подтверждается стажевой таблицей (л.д.41).

Доводы апелляционной жалобы в части того, что указанный документ фактически доказательством включения в страховой стаж  периода обучения не является, не состоятельны.

Так, при обращении лица за назначением страховой пенсии по старости  пенсионный орган производит оценку его права на пенсионное обеспечение, в том числе и в  части наличия необходимой продолжительности трудового (страхового, специального) стажа. Для этого сотрудник пенсионного органа при наличии необходимых документов определяет какие периоды подлежат включению в стаж заявителя, отражая данные сведения в стажевой таблице.

Таким образом, у суда отсутствовали основания не доверять данным представленным ответчиком в части продолжительности трудового стажа истца.

Согласно п.3 ст.30 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; служба в Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому).

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Согласно п. 4 ст.30 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Согласно подпункту 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.

По документам, представленным Артамоновым В.А. для расчета размера страховой пенсии по старости, продолжительность трудового стажа на 091.01.2002 с учетом оценки пенсионных прав по п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ составила 26 лет 4 месяца 29 дней (без учета периода обучения), продолжительность страхового стажа на дату назначения пенсии – 39 лет 3 месяца 27 дней. Размер пенсии по п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2011 № 173-ФЗ на 22 апреля 2016 года составил 11 855 руб. 96 коп.

Для расчета размера страховой пенсии по старости, продолжительность  трудового стажа на 01.01.2002 с учетом оценки пенсионных прав по п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ составила 29 лет 10 месяцев 24 дня (с учетом периода обучения). Размер пенсии при включении периода учебы на основании п. 4  ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ на 22 апреля 2016 года составил 7791 руб. 90 коп.

Таким образом, вариант исчисления размера пенсии за периоды до 1 января 2002 года  по п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ, без учета периода обучения, выгоднее для истца.

Оценка пенсионных прав истца произведена по п.3 ст.30 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях» по документам, имеющимся в его пенсионном деле с учетом общего трудового стажа на 01 января 2002 г., п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, включение в общий страховой стаж периода обучения не предусмотрено.

Исходя из вышеизложенного, дав верную правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив закон, подлежащий применению, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж для назначения пенсии периода обучения в *** в период с 01.09.1971 по 25.02.1975.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, основаны на неверной оценке представленных доказательств и неправильном толковании закона.  

Закрепленный положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения продолжительности общего трудового стажа застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Артамонова Владимира Алексеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

 

33-987/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Артамонов В.А.
Ответчики
ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе Ульяновской области (межрайонное)
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
09.02.2021[Гр.] Передача дела судье
16.03.2021[Гр.] Судебное заседание
19.03.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее