Дело № 2-853/2021
Поступило 23.08.2021.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грушко Е.Г.,
при секретаре Болтовой О.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Лисицыной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» об обеспечении антитеррористической защищенности объекта (территорий) образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» об обеспечении антитеррористической защищенности объекта (территорий) образовательного учреждения, указывая, что прокуратурой <адрес> в <данные изъяты> года проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, в том числе, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях района. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. Решением антитеррористической комиссии района МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» присвоена 3 категория опасности. Согласно пп. 24, 25 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляются ряд мероприятий в т.ч.: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: 1) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; 2) оборудование на l-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);3) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);4) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В нарушение названных выше требований законодательства образовательным учреждением в полном объеме перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) не выполнен. А именно, не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудованы основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); объекты (территории) не оснащены стационарными или ручными металлоискателями.
В связи с этим осуществление деятельности МКОУ при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу. До настоящего времени нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в МКОУ не устранены. Выявленные прокурорской проверкой нарушения законодательства ставят под угрозу устойчивое и безопасное функционирование образовательного учреждения, защиту интересов личности, общества, граждан, не достигших совершеннолетия и государству в сфере образования от актов незаконного вмешательства. Просит обязать МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» обеспечить, охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на l-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); объекты (территории) оснастить стационарными или ручными металлоискателями. При недостаточности у МКОУ денежных средств на финансирование указанных мероприятий возложить субсидиарную ответственность по их финансированию на администрацию <адрес>. Установить ответчикам срок для выполнения вышеуказанных действий в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Лисицына О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации <адрес> Моисеев П.М. с исковыми требованиями согласен частично, не согласен со сроками, так как финансирование не является достаточным, требует субвенций из областного бюджета, разработан график выполнения данных обязательств с <данные изъяты> г. в отношении всех образовательных учреждений района.
Представитель ответчика МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» Герман И.Б. с исковыми требованиями согласна частично, не согласна со сроками, так как финансирование не является достаточным.
Представитель третьего лица – Правительства НСО в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица – Министерства образования НСО в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления наделены обязанностью принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Согласно пп. 24, 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В судебном заседании установлено, что в <данные изъяты> года прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» присвоена 3 категория опасности. В учреждении не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудованы основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); объекты (территории) не оснащены стационарными или ручными металлоискателями.
Таким образом, установлено и не оспаривается ответчиками, что осуществление деятельности МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик», учреждение является некоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет для учета операций со средствами бюджета <адрес>, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность учреждения несет учредитель. Учредителем учреждения является администрация <адрес>.
<адрес>, обладая правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 ГК РФ, на основании ст. 210 ГК РФ обязана нести бремя содержания имущества. В связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя срок исполнения обязательства, суд учитывает необходимость несения затрат на указанные цели, в том числе путем получения бюджетных субвенций, порядок формирования бюджета, порядок заключения муниципальных контрактов, в связи с чем устанавливает дату исполнения обязательств до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» обеспечить, охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на l-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); объекты (территории) оснастить стационарными или ручными металлоискателями.
При недостаточности у МКДОУ Красноярский детский сад «Кораблик» денежных средств на финансирование указанных мероприятий возложить субсидиарную ответственность по их финансированию на администрацию <адрес>.
Установить срок для выполнения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ордынский районный суд <адрес>.
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.