Дело № 2-4836/2015
Материал № 13-890/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2023 года Люблинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кененова А. А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Транс Компани» о восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с названным заявлением, ООО «Транс Компани» обосновало заявленные требования тем, что в соответствии со ст. 382 ГК РФ к нему перешли права требования по кредитному договору № 870468 от 27 августа 2012 года, заключенному между ПАО Сбербанк и Федотовым Ю. И. В соответствии со ст. 432 ГПК РФ заявитель просит суд восстановить срок предъявления исполнительного документа к исполнению, ссылаясь на то, что срок пропущен по уважительной причине, поскольку в момент заключения договора уступки прав требования Цедент не передал Цессионарию информацию о месте нахождения исполнительного документа и не передал оригинал исполнительного документа; исполнительный документ серии ФС № 001821959, выданный по гражданскому делу № 2-4836/2015 поступил в адрес ООО «Транс Компани» лишь 26 мая 2021 года.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть заявленные требования в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, представленные документы, приходит к следующему.
Установлено, что решением судьи Люблинского районного суда адрес от 13 августа 2015 года удовлетворены исковые требования ПАО Сбербанк к Федотову Ю. И. о взыскании задолженности по кредиту.
Решение суда вступило в законную силу.
Определением суда в соответствии со ст. 44 ГПК РФ по делу было допущено процессуальное правопреемство – замена взыскателя с ПАО Сбербанк на Банк ВТБ (ПАО).
Определением суда от 17 февраля 2023 года в соответствии со ст. 44 ГПК РФ по делу было допущено процессуальное правопреемство – замена взыскателя с Банка ВТБ (ПАО) на ООО «Транс Компани».
В соответствии со ст. ст. 382, 384 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Статьей 44 ГПК РФ установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.
Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Замена взыскателя его правопреемником не влечет выдачу нового исполнительного листа или изменение исчисления срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, что следует из ст. ст. 428 – 430 ГПК РФ, ст. ст. 13, 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Переход права (требования) на основании договора не влияет на течение срока предъявления исполнительного листа к исполнению; условия перехода права (требования), срок передачи документов, ответственность за неисполнение цедентом своих обязанностей определяется условиями договора, заключенного между ними.
В силу положений ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно материалам дела во исполнение решения судьи Люблинского районного суда адрес от 13 августа 2015 года взыскателю был выдан исполнительный документ – исполнительный лист серии ФС № 001821959.
На момент подачи настоящего заявления срок предъявления исполнительного листа к исполнению истек.
Взыскатель ПАО Сбербанк и его правопреемник ООО «Транс Компани» – процессуально заинтересованные лица в исполнении решения суда; при надлежащей степени внимательности и предусмотрительности имели возможность предъявить исполнительный документ к исполнению в предусмотренные законом сроки, а впоследствии как сторона исполнительного производства интересоваться его результатами.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 54 от 21 декабря 2017 года «О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» осуществляя процессуальное правопреемство на стадии исполнения судебного акта, суд производит замену цедента цессионарием по заявлению или с согласия последнего в той части, в которой судебный акт не исполнен. Если истек срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, суд производит замену только в случае восстановления срока на предъявление исполнительного листа к исполнению (ст. ст. 23, 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению.
Согласно ч. 2 названной статьи после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (ч. 3).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 7-П от 10 марта 2016 года в любом случае предъявление исполнительного документа к исполнению после того, как ранее предъявленный исполнительный документ был возвращен взыскателю по какому-либо из предусмотренных ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оснований, влечет перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, вследствие чего его течение начинается заново.
Статьей 23 названного закона предусмотрено, что взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 432 ГПК РФ взыскателям, пропустившим срок предъявления исполнительного документа к исполнению по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, если федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из приведенных положений Закона следует, что основанием для выдачи дубликата исполнительного листа является факт утраты его подлинника, а основанием для удовлетворения заявления взыскателя о восстановлении срока предъявления исполнительного листа к исполнению – уважительные причины, в силу которых взыскатель объективно не мог предъявить исполнительный лист к исполнению в установленный законом срок.
В качестве уважительных причин пропуска предъявления исполнительного листа к исполнению могут быть признаны не только обстоятельства, относящиеся к личности заявителя, такие как тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и тому подобное, но и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать право на совершение соответствующего процессуального действия, как-то введение в отношении должника процедуры банкротства, впоследствии прекращенной, принятие взыскателем мер, направленных на исполнение решения суда до истечения срока предъявления исполнительного листа к исполнению, утрата исполнительного листа по вине службы судебных приставов и др.
Переход права (требования) на основании договора не влияет на течение срока предъявления исполнительного листа к исполнению, а невыполнение цедентом каких-либо обязанностей перед цессионарием по общему правилу не может рассматриваться как уважительная причина для восстановления цессионарию срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, поскольку условия перехода права (требования), срок передачи документов, ответственность за неисполнение цедентом своих обязанностей определяется условиями договора, заключенного между ними.
Объективных доказательств уважительности причин пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению заявителем в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено. Доводы ООО «Транс Компани», изложенные в обоснование своих требований, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Более того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что согласно доводам заявителя исполнительный документ был получен им 26 мая 2021 года, тогда как с заявлением о восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению он обратился спустя год – 10 июля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 44, 224 – 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░