Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3/241/2019-3 ~ М-3/250/2019-3 от 09.09.2019

51RS0020-03-2019-000279-76                             Дело № 2-3/241/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гаджиево                            9 октября 2019 года.

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего: судьи Птицы Б.Б.,

при секретаре: Вороновой А.В.,

с участием:

прокурора Афанаскиной Е.В.            

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО Александровск Мурманской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в городе Снежногорске на территории муниципального образования ЗАТО Александровск

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кольского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Полярный районный суд с иском к администрации ЗАТО Александровск Мурманской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в городе Снежногорске на территории муниципального образования ЗАТО Александровск.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведения прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления, об охране земель, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что на территории города Снежногорск в ЗАТО Александровск имеется несанкционированная свалка, которая находится на улице П. Стеблина, в десяти метрах от автодороги, ведущей в сторону котельной № 2, географические координаты свалки по навигации GPS: Д 69.19145? Ш 33.25771?, Д 69.191141? Ш 33.25744?, Д 69.191383 Ш 33.257056?, Д 69.19142 Ш 33.25749?, Д 69.191482 Ш 33.257444.

На указанной свалке размещены различные отхода: тара из полимерных материалов, пластмасс, загрязненная нефтепродуктами; отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона; металлическая тара (бочки); тара из полимеров и пластмасс незагрязненная; отходы изделий из фанеры (мебель); бытовые приборы; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; отходы изделий из полиэтилена незагрязненные; отходы резиновых изделий; использованные автомобильные покрышки; изделия из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненные нефтепродуктами; отходы продукции из пенопласта и другие несортированные отходы потребления. Площадь загрязнения составляет 30 х 40 м.

Указанная свалка расположена в 10 метрах от дороги по ул. П. Стеблина, и занимает часть земельного участка с кадастровым номером 51:51:0020102:2364 (категория земельного участка земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных зданий). Сведения о правообладателях указанного земельного участка отсутствуют. Земельный участок находится в границах МО ЗАТО Александровск.

Принимая во внимание, что установить владельца указанных отходов не представилось возможным, свалка находится в границах муниципального района ЗАТО Александровск, обязанность по чистке территорий, занятых несанкционированными свалками, лежит на администрации МО ЗАТО Александровск.

Непринятие мер по устранению выявленных нарушений приводит к загрязнению окружающей среды, представляет реальную угрозу экологической безопасности и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, тем самым нарушается гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Просит суд, обязать администрацию МО ЗАТО Александровск в срок до 30 ноября 2019 года организовать очистку земельного участка с кадастровым номером 51:21:00201102:2364, от отходов потребления, занятого несанкционированной свалкой, расположенной у нежилого заброшенного здания по улице П.Стеблина в 10м от автодороги, ведущей в сторону котельной № 2 города Снежногорска, географические координаты по навигации GPS: Д 69.19145? Ш 33.25771?, Д 69.191141? Ш 33.25744?, Д 69.191383 Ш 33.257056?, Д 69.19142 Ш 33.25749?, Д 69.191482 Ш 33.257444.

В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования в части срока исполнения. Просил обязать ответчика организовать очистку земельного участка с кадастровым номером 51:21:00201102:2364, от отходов потребления, занятого несанкционированной свалкой, в срок до 31 декабря 2019 года.

Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в суд заявлении указал, что Администрация ЗАТО Александровск с предъявленным иском согласна в полном объеме. Просят установить срок очистки земельного участка до 31 декабря 2019 года.

Заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Положениями частей 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88, содержащие основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

В силу п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Как установлено в судебном заседании, в рамках осуществления мероприятий по надзору за соблюдением законодательства в сфере природоохранного законодательства, об отходах производства и потребления, об охране земель, санитарно-эпидемиологического законодательства, на территории города Снежногорска МО ЗАТО Александровск выявлена несанкционированная свалка по улице П.Стеблина примерно в 10 метрах от автодороги, ведущей в сторону котельной № 2 в городе Снежногорске.

На указанной свалке размещены следующие отходы: тара из полимерных материалов, пластмасс, загрязненная нефтепродуктами; отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона; металлическая тара (бочки); тара из полимеров и пластмасс незагрязненная; отходы изделий из фанеры (мебель); бытовые приборы; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; отходы изделий из полиэтилена незагрязненные; отходы резиновых изделий; использованные автомобильные покрышки; изделия из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненные нефтепродуктами; отходы продукции из пенопласта и другие несортированные отходы потребления. Площадь загрязнения составляет 30м х40м.

Несанкционированная свалка имеет координаты GPS: Д 69.19145? Ш 33.25771?, Д 69.191141? Ш 33.25744?, Д 69.191383 Ш 33.257056?, Д 69.19142 Ш 33.25749?, Д 69.191482 Ш 33.257444 и расположена в границах МО ЗАТО Александровск.

Данные обстоятельства подтверждаются проведенной прокуратурой Кольского района проверкой и не оспаривается ответчиком.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, а также доказательств того, что земельный участок, на котором расположена указанная свалка, не относится к ведению муниципального образования, либо является частным.

Из п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, администрацией муниципального образования ЗАТО Александровск ненадлежащим образом исполняются обязанности в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и регулярной очистке территории муниципального образования от бытовых отходов и мусора в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд находит требования прокурора Кольского района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в городе Снежногорске на территории муниципального образования ЗАТО Александровск, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 № 7-П).

Установление срока исполнения решения суда без учета особенностей порядка формирования статей бюджета, особенностей института государственного заказа по существу можно расценивать как вмешательство в деятельность органа местного самоуправления по осуществлению установленных полномочий. При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.

При решении вопроса об установлении срока исполнения настоящего решения, суд учитывает признание Администрацией ЗАТО Александровск заявленных требований, просьбу об установлении срока до 31 декабря 2019 года и согласие прокурора с указанным сроком.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход муниципального бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300,00 рублей.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Кольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО Александровск Мурманской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в городе Снежногорске на территории муниципального образования ЗАТО Александровск, удовлетворить.

Обязать администрацию ЗАТО Александровск организовать очистку земельного участка с кадастровым номером 51:21:00201102:2364, от отходов потребления, занятого несанкционированной свалкой, расположенной у нежилого заброшенного здания по улице П.Стеблина в 10м от автодороги, ведущей в сторону котельной № 2 города Снежногорска, географические координаты по навигации GPS: Д 69.19145? Ш 33.25771?, Д 69.191141? Ш 33.25744?, Д 69.191383 Ш 33.257056?, Д 69.19142 Ш 33.25749?, Д 69.191482 Ш 33.257444, в срок до 31 декабря 2019 года.

Взыскать с администрации ЗАТО Александровск Мурманской области государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца.

Председательствующий:                Б.Б.Птица

Решение в окончательной форме изготовлено 9 октября 2019 года.

2-3/241/2019-3 ~ М-3/250/2019-3

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Ответчики
Администрация ЗАТО Александровск
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Птица Борис Борисович
Дело на странице суда
pol--mrm.sudrf.ru
09.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2019Передача материалов судье
12.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
09.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее