Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-54/2021 от 18.08.2021

Дело №12-54/2021

УИД: 52RS0048-01-2021-000655-93

РЕШЕНИЕ

г. Сергач 18 сентября 2021 года

Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Кирюков О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. на постановление № 06-552/2021 специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 06.08.2021 по делу об административном правонарушении в отношении заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № ххх от 06.08.2021 должностное лицо - заместитель директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.

18.08.2021 должностным лицом ООО «АГЖО-Сергач» Семеновым А.Н. в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, на данное постановление подана жалоба, которой он просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указал, что с 06.12.2019 на полигоне ТБО ООО «АГЖО-Сергач» введен в эксплуатацию объект обработки - мусоросортировочный комплекс мощностью 40 000 тонн/год. Обработка твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Технологическим регламентом. Сортировочная линия предназначена для отбора стекла, пластика, металлов, алюминиевой банки, макулатуры. Отсортированное вторсырье выгружается в пресс-компактор, далее они отправляются в накопительный бункер и в дальнейшем продаются как вторсырье в специализированную организацию как вторичный материальный ресурс. Таким образом, образованные вторичные материальные ресурсы в виде полиэтиленовой тары незагрязненной, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы бумаги и картона, лома стекла и изделий из стекла не отвечают критериям отхода, поскольку подлежат дальнейшему использованию. Данные вторичные материальные ресурсы подлежали бы учету в качестве отхода в случае направления указанных отходов на захоронение. Указанные отходы согласно данным бухгалтерского учета ООО «АГЖО-Сергач», образованные после обработки вторичные материальные ресурсы учитываются как готовая продукция на счете 43 "Готовая продукция", который предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в ООО «АГЖО-Сергач. Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством пластика, стекла, картона, банки алюминиевой, тары полиэтиленовой, лома металла, которые образуются в результате деятельности юридического лица к их продукции, требования природоохранного законодательства, включая требования к оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие материалы не распространяется. При проведении административного расследования в отношении ООО «АГЖО-Сергач» вывод должностного лица о наличии в действиях указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, сделан преждевременно, без учета всех обстоятельств дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение должностного лица не может быть признано законным и обоснованным, поскольку допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ.

Срок подачи жалобы по делу не пропущен.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – должностное лицо Семенов А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, исследовав доказательства по делу об административном правонарушении, районный судья приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением должностного лица административного органа должностное лицо Общества привлечено к административной ответственности на основании вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение для некоторых видов отходов.

Изложенные обстоятельства выявлены в ходе плановой проверки исходных данных в 2021 году.

В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «АГЖО-Сергач» Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Межрегиональное управление) в период с 02.06.2021 по 23.06.2021 установлено следующее.

ООО «АГЖО-Сергач» на основании распоряжения администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 21.04.2016 № ххх, договора аренды муниципального имущества от 29.04.2016 № ххх, дополнительного соглашения от 20.09.2017 № хх к договору аренды муниципального имущества от 29.04.2016 № хх, распоряжения администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 02.07.2020 № 376-р является арендатором земельного участка с кадастровым номером ххх расположенного по адресу: права от автодороги «Сергач-Пильна», относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: утилизация хозяйственно-бытовых отходов, общей площадью 39989 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2009 № хххх).

Свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: код: 22-0152-001776-П, 1-я категория объекта, категория риска - высокая (2), название: полигон ТБО «АГЖО-Сергач», свидетельство № AOUJMBSE от 06.01.2017.

На полигон разработан и согласован проект нормативов предельно допустимых выбросов, на основании которого получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ от 25.03.2020 № 0003 сроком действия до 24.03.2027.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение регламентирован приказом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения от 08.12.2020 № 1478 со сроком действия до 07.12.2025.

Согласно представленному первичному учету образования отходов и их дальнейшего движения за 2020 год в процессе осуществления деятельности на полигоне ТБО ОО «АГЖО-Сергач» образуются вторичные материальные ресурсы: отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 110 04 51 5) в количестве 29,894 тонн; лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код по ФККО 4 61 010 01 20 5) в количестве 22,737 тонны; лом алюминиевых банок из-под напитков (код по ФККО 4 62 200 05 51 5) в количестве 2,37 тонн; отходы бумаги и/или картона при сортировке твердых коммунальных отходов (код по ФККО 7 41 113 11 72 5) в количестве 53,250 тонн; лом стекла и изделий из стекла при сортировке твердых коммунальных отходов (код по ФККО 7 41 115 11 20 5) в количестве 108,600 тонн; остатки сортированных твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные (код по ФККО 7 41 119 12 72 5) в количестве 3254,910 тонны. Данные отходы не отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением п. 1 ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, п. 1, 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются исследованными по делу доказательствами: приказом врио руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № 0692 от 25.05.2021 о проведении плановой выездной проверки ООО «АГЖО-Сергач» (л.д. 41-55); актом проверки от 29.07.2021 (л.д. 56-88), протоколом об административном правонарушении № ххх от 02.08.2021 (л.д. 17-19), постановлением о назначении административного наказания № ххх от 06.08.2021 (л.д. 24-28), приказом от 21.04.2021 № 7 о переводе директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. заместителем директора (л.д. 37), приказом врио руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № 1478 от 08.12.2020 «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в отношении ООО «АГЖО-Сергач» на срок с 08.12.2020 по 07.12.2025 (л.д. 90-94), данными учета в области обращения с отходами ООО «АГЖО-Сергач» за 2020 год (л.д. 95-101) и другими иными доказательствами, которым должностным лицом административного органа дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, судья.., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Как следует из материалов дела и содержания приказа от 21.04.2021 № 7 и не оспорено самим заявителем Семеновым А.Н., директором ООО «АГЖО-Сергач» с 2013 года вплоть до 21.04.2021 являлся он сам.

Согласно должностной инструкции директора ООО «АГЖО-Сергач» в его обязанности, в числе прочих, входит осуществление общего руководства всей деятельностью Общества (п. 2.1), соблюдение требований действующих нормативно-правовых актов (п. 2.4); принятие управленческих решений, непосредственно связанных с деятельностью Общества (п. 2.12). При этом директор несет ответственность: за невыполнение и (или) несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей (п. 4.1.), невыполнение должностных инструкций подчиненными сотрудниками (п. 4.4.); за законность осуществляемой деятельности, соблюдение требований законодательства РФ, в том числе и природоохранного (п. 4.5) (л.д. 33-36).

В соответствии с приказом директора ООО «АГЖО-Сергач» от 21.04.2021 № ххх на Семенова А.Н. возложены ответственность за обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления на объектах предприятия; ответственность за инструктаж и допуск сотрудников к работе с отходами производства и потребления на объектах предприятия (л.д. 38).

Установлено, что согласно представленному первичному учету образования отходов и их дальнейшего движения за 2020 год в процессе осуществления деятельности на полигоне ТБО ООО «АГЖО-Сергач» образуются вторичные материальные ресурсы: отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 110 04 51 5) в количестве 29,894 тонн; лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код по ФККО 4 61 010 01 20 5) в количестве 22,737 тонны; лом алюминиевых банок из-под напитков (код по ФККО 4 62 200 05 51 5) в количестве 2,37 тонн; отходы бумаги и/или картона при сортировке твердых коммунальных отходов (код по ФККО 7 41 113 11 72 5) в количестве 53,250 тонн; лом стекла и изделий из стекла при сортировке твердых коммунальных отходов (код по ФККО 7 41 115 11 20 5) в количестве 108,600 тонн; остатки сортированных твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные (код по ФККО 7 41 119 12 72 5) в количестве 3254,910 тонны. Данные отходы не отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением п. 1 ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, п. 1, 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Таким образом, факт нарушения должностным лицом Семеновым А.Н. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, выразившееся в неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение для некоторых видов отходов за 2020 год - имел место, в связи с чем обжалуемое постановление от 06.08.2021 в части квалификации действий Семенова А.Н. является правильным.

Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы о том, что обжалуемое постановление вынесено преждевременно, без учета всех обстоятельств дела, не может быть принят районным судьей во внимание, поскольку в данном случае приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении Семеновым А.Н. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации.

Доказательств, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа, заявителем суду не представлено.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу должностного лица Семенова А.Н., не усматривается.

Вынесенное должностным лицом административного органа обжалуемое постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Порядок привлечения должностного лица Семенова А.Н. к административной ответственности не нарушен.

Действия (бездействия) должностного лица Семенова А.Н. правильно квалифицированы по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, не нарушены.

Наказание за совершенное административное правонарушение должностному лицу Семенову А.Н. назначено в нижнем пределе санкции ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Повод для отмены, изменения постановления должностного лица административного органа, для прекращения производства по делу отсутствует.

При таких обстоятельствах постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № ххх от 06.08.2021, районный судья оставляет без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, районный судья

РЕШИЛ:

Постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № ххх от 06.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. оставить без изменения, а жалобу Семенова А.Н. – без удовлетворения.

Копию настоящего решения направить Семенову А.Н., органу, возбудившему производство по делу об административном правонарушении.

На решение может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, через районный суд, в течение десяти дней со дня получения его копии.

Судья О.В. Кирюков

12-54/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Семенов Александр Николаевич
Суд
Сергачский районный суд Нижегородской области
Судья
Кирюков Олег Владимирович
Статьи

ст.8.2 ч.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
sergachsky--nnov.sudrf.ru
18.08.2021Материалы переданы в производство судье
18.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.10.2021Вступило в законную силу
19.10.2021Дело оформлено
19.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее