№ 10 RS 0012-01-2020-000074-25 Дело № 2-110/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Гуль И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сабуровой Елены Алексеевны к администрации Питкярантского муниципального района о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Сабурова Е.А. обратилась с названным иском по тем основаниям, что 22.02.2007 умерла ее мать С.Л.Н. после смерти которой осталось наследственное имущество в виде ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> вторая часть доли принадлежала ее (истца) сестре С.Н.А. которая умерла 20.05.2018. Из иска следует, что после смерти матери истец приняла наследство, подав соответствующее заявление нотариусу, а после смерти сестры подать такое заявление в шестимесячный срок не смогла, поскольку живет в Республике Беларусь, с сестрой отношения не поддерживала, недавно узнала о смерти сестры. Сабурова Е.А. просит восстановить срок для принятия наследства.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.
Представитель истца, действующая на основании доверенности Дюмина Н.Н., исковые требования поддержала, пояснила, что Сабурова Е.А. приходится ей племянницей, о смерти сестры она узнала в октябре 2018 года; в связи с тем, что она (истец) проживает в Белоруссии, возникли сложности в оформлении документов, поскольку выданная нотариусом доверенность для оформления наследства на имя Дюминой Н.Н., не значилась в реестре доверенностей.
Представитель ответчика, администрации Питкярантского муниципального района, третье лицо, нотариус Питкярантского нотариального округа, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены, представили письменные заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, где также указали на признание исковых требований.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 1154 указанного кодекса наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В силу пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В пункте 1 статьи 1155 гражданского кодекса РФ указано, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены, если наследник не знал или не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст.205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
В силу п.4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В судебном заседании установлено, что 22 февраля 2007 умерла мать истца С.Л.Н. после смерти которой осталось наследственное имущество в виде ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>
После смерти матери Сабурова Е.А. обратилась с заявлением к нотариусу, чем совершила действия о принятии наследства. Не смотря на то, что истец не получила свидетельство о праве на наследство и не зарегистрировала право собственности, она признается собственником названного имущественного права.
Также установлено, что С.Н.А. приходившейся сестрой истцу, принадлежала ? доли в праве собственности на указанную квартиру. 20 мая 2018 года С.Н.А. умерла.
По утверждению представителя истца о том, что сестра умерла, Сабурова Е.А. узнала в октябре 2018
года. Поскольку в материалах дела отсутствуют иные сведения, суд принимает данное заявление в качестве доказательств, следовательно, истец должна была обратиться к нотариусу до мая 2019 года, однако, такое заявление подано ею 21.06.2019, то есть с пропуском срока.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд принимает во внимание удаленность проживания истца в Республике Беларусь от места открытия наследства – г. Питкяранта, незначительность пропуска срока, а также учитывает позицию ответчика о признании исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования заявлены законно и обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Восстановить Сабуровой Елене Алексеевне срок для принятия наследства, оставшегося после смерти С.Н.А., умершей 20 мая 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 23 марта 2020 года.