дело № 2-200/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбачевой Т.Ю., с участием помощника прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Нягусева Д.В., при секретаре Никоновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Шульпина М.М. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно – защитной зоне завода (третье лицо, заявляющее самостоятельные требования Шульпина В.А.),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Шульпина М.М. обратился в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе судебного заседания, к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности по выплате денежной компенсации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по выполнению ответчиком законодательства по расселению жителей п. Цемзавод из санитарно – защитной зоны.
Жилое помещение Шульпина М.М., Шульпиной В.А. находится в пределах трехсот метровой расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоне завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тон в год, принадлежащего ООО «Сенгилеевский цементный завод».
Ссылаясь на действующие положения СанПин 2.2.1/2.1200-03, не допускающие возможность размещения жилой застройки в санитарно-защитной зоне, просит суд взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» в пользу истца и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 7 057 452 руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, ООО «Экологические системы»; в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования привлечена – Шульпина В.А.
В судебном заседании помощник прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Нягусев Д.В., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, доводы привел аналогичные тем, что изложены в иске.
Истец Шульпин М.М., в судебном заседании уточненные исковые требования просил удовлетворить, в обоснование привел доводы, изложенные в иске.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования Шульпина В.А., в судебном заседании уточненные исковые требования просила удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сенгилеевский цементный завод», по доверенности Павлушкина О.А., уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что границы санитарно – защитной зоны для завода в установленном законном порядке окончательно не определены, установлена расчетная (предварительная) санитарно – защитная зона в 300 метров для проектируемого «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией». После установления границ санитарно – защитной зоны, а также пуска завода в эксплуатацию, жители поселка будут расселены. В удовлетворении уточненных исковых требований просила отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Сенгилеевский цементный завод», по доверенности Цыплов М.П. просил в удовлетворении уточненных исковых требований отказать.
Представители третьих лиц - администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, ООО «Экологические системы» в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно – защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено в судебном заседании, в 2009 году ООО «Сенгилеевский цементный завод» (ранее ООО «Ульяновскшифер») разработана Программа переселения жителей из санитарно – защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
05.10.2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области выдано ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство объекта капитального строительства - завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1200000 тон в год по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до 17.05.2020.
Из материалов дела следует, что Шульпину М.М., Шульпиной В.А. на праве общей совместной собственности принадлежит двухэтажный жилой дом общей площадью 182,56 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Согласно приложению к Программе переселения жителей из санитарно – защитной зоны, жилое помещение Шульпина М.М., Шульпиной В.А. вошло в программу по переселению граждан со сроком 2012 – 2013 г.г.
Приказом генерального директора ООО «Сенгилеевский цементный завод» от 31.05.2019 планируемые сроки переселения жителей из санитарно – защитной зоны продлены до 17.05.2020.
Из Программы переселения жителей из санитарно – защитной зоны усматривается, что жители домовладений, расположенных на территории санитарно – защитной зоны, имеют право на получение альтернативного жилья с аналогичными или улучшенными условиями проживания, или на получение денежной компенсации в отдельных случаях, подлежащих согласованию в индивидуальном порядке.
Как следует из условий Программы переселения выкупная цена изымаемого жилого помещения в силу ч. 7 ст. 32 ЖК РФ слагается из двух частей: рыночной стоимости жилого помещения и убытков, которые несет собственник жилого помещения вследствие его изъятия. К числу возможных потерь собственника жилого помещения, в частности, отнесены – расходы, которые он несет в связи с изменением места проживания, расходы на оплату пользования иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилья, расходы, связанные с переездом, расходы, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение, расходы, понесенные в связи с поиском другого жилого помещения.
Истцом, третьим лицом, по данному делу заявлены исковые требования о взыскании рыночной стоимости жилого помещения.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека; гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В абзаце втором статьи 8 Закона о благополучии населения предусматривается, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности выполнять требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к Санитарным нормам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых Санитарными нормами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Абзацем 2 п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно п. 3.2 СанПин 2.2.1/2.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений действующих объектов, производств и сооружений, должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Из экспертного заключения № от 21.06.2010, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что цементный завод относится к предприятиям 2 класса опасности, санитарно - защитная зона для проектируемого цементного завода предварительно установлена в 300 м.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выдано санитарно – эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ на проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно – защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1,2 млн. тонн в год одной технологической линией размером 300 метров от границы территории промплощадки по всем направлениям для ООО «Сенгилеевский цементный завод», по адресу: <адрес>.
Разработчик проекта – ООО «Фирма Интеграл» г. Санкт – Петербург, 2009 год, экспертное заключение выдано ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва, 2010 год.
Проектной документацией предусмотрено сокращение санитарно – защитной зоны с 500 до 300 метров с учетом переселения жителей.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что ООО «Сенгилеевский цементный завод» не отказывается от своих обязательств по исполнению Программы переселения жителей, вместе с тем, указывает, что иск прокурором заявлен преждевременно, поскольку санитарно – защитная зона не установлена, действие указанной Программы продлено до мая 2020 года.
В обоснование своих доводов представителем ответчика представлен проект санитарно – защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», разработанный в 2018 году ООО «Экологические системы». Данным проектом предусматривается возможность установления санитарно – защитной зоны для ООО «Сенгилеевский цементный завод» по совокупности показателей химического и физического воздействия на окружающую среду по контуру объекта – ноль во всех направлениях.
Экспертным заключением № от 08.04.2019 ООО «Центр гигиены и экологии» установлено, что проектная документация «Проект санитарно – защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам.
Суд указанную проектную документацию оценивает критически и не принимает в качестве доказательства по следующим основаниям.
Как следует из письменных материалов дела 17.04.2019 разработчиком проекта ООО «Экологические системы» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области направлено заявление о выдаче санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации с приложением необходимых документов.
16.05.2019 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в выдаче санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации от ООО «Экологические системы» в отношении Проекта санитарно – защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» было отказано.
Из данного документа усматривается, что ООО «Сенгилеевский цементный завод» относится к предприятиям 2 класса опасности. По совокупности показателей и технологических процессов, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочная СЗЗ для промплощадки ООО «Сенгилеевский цементный завод» составляет 500 метров.
В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:
- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
Основным видом деятельности предприятия является производство цемента. Производительность завода составляет 1,2 млн. тонн цемента в год. Предприятие осуществляет деятельность в 3 смены (350 дней в году), то есть производственные мощности предприятия, состав не изменились, перепрофилирования промышленного объекта и производства не происходило, и связанный с этим класс опасности промышленного объекта не изменился. Следовательно, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области не рассматривает вопрос сокращения размера санитарно – защитной зоны объектов 1-2 класса опасности.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области разъясняет также, что проектом, разработанным в 2009 году ООО «Фирма Интеграл», установлена расчетная (предварительная) санитарно – защитная зона размером 300 метров во всех направлениях от границы территории промплощадки для ООО «Сенгилеевский цементный завод». Проектной документацией уже предусмотрено сокращение санитарно – защитной зоны с 500 до 300 метров с учетом переселения жителей. В рамках данных мероприятий руководителем предприятия была утверждена Программа переселения жителей из санитарно – защитной зоны.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в 300 метровую зону, от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную «Проектом обоснования размера санитарно – защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией» от 2009 года.
При этом суд принимает во внимание, что данный проект разрабатывался с учетом Программы переселения жителей из санитарно – защитной зоны, класса опасности предприятия, с учетом сокращение санитарно – защитной зоны с 500 до 300 метров.
Истец и третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, фактически не имеют возможности распоряжаться и использовать по назначению принадлежащее им на праве собственности жилое помещение, поскольку данный дом находится в указанной выше 300 метровой зоне.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусматривают, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Способы отселения жителей из санитарно-защитной зоны могут быть различными - в виде предоставления жилых помещений в натуре, так и в виде выплаты денежной компенсации стоимости жилых помещений.
При удовлетворении исковых требований, суд также учитывает, что ООО «Сенгилевский цементный завод» осуществляет деятельность, производит цемент, заключает контракты по сбыту продукции.
Как следует из письменных материалов дела, на территории ООО «Сенгилеевский цементный завод» функционируют: цех помола сырья, цех обжига клинкера, цех помола цемента, цех упаковки цемента и отгрузки, подразделение главного инженера, очистные сооружения, котельная, склад МРЦ, административно – бытовой корпус, траснформаторные подстанции.
Предприятие осуществляет работу в 3 смены (350 дней в году): 1 смена 8.00 – 17.00, 2 смена 17.00 – 24.00, 3 смена 24.00 – 8.00. Среднесписочная численность сотрудников предприятия составляет за 2018 год – 363 человека, за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 – 370 человек.
Основной вид деятельности предприятия – производство цемента, производительность завода составляет 1,2 млн. тонн цемента в год. Объемы производства и отгрузки составляют: производство цемента 2018 год - 678 231 тн, 2019 год – 369 176 тн, отгрузка цемента 2018 год – 680 436 тн, 2019 год – 349 063 тн. Процент от годовой производственной мощности составляет: 2018 год – 56%, 2019 год – 31%.
Согласно сведениям ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), ООО «Сенгилеевский цементный завод» предоставляет сведения по застрахованным лицам в пенсионный фонд по форме СЗВ-М, а также сведения по форме СЗВ-Стаж.
Как следует из ответа на запрос Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области, ООО «Сенгилеевский цементный завод» находится на общепринятой системе налогообложения, отчетность предоставляет не нулевую.
Стороной ответчика в судебном заседании не оспаривался факт, что Программа переселения жителей из санитарно – защитной зоны в 2009 году была разработана предприятием под строительство завода.
Как установлено в суде, разрешение на строительство завода и планируемые сроки переселения жителей из санитарно – защитной зоны неоднократно продлевались, до настоящего времени жители не переселены.
Таким образом, предприятием нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Для определения рыночной стоимости жилого помещения по ходатайству истца судом была назначена экспертиза, производство которой поручено АНО «Национальный экспертно – криминалистический центр».
Заключением эксперта установлено, что рыночная стоимость, принадлежащего Шульпину М.М., Шульпиной В.А., жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, составляет 7 057 452 руб.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что названая экспертиза в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Данное экспертное заключение суд принимает как допустимое доказательство. Оснований сомневаться в правильности выводов эксперта и в беспристрастности, объективности эксперта у суда не имеется.
В судебном заседании эксперт Павловская Е.А. суду пояснила, что экспертиза проведена в соответствии законодательными актами, указанными в экспертном заключении, имеется подробный расчет оцениваемого жилого дома и земельного участка, анализировался рынок жилья, указаны методы оценки. Технические опечатки на расчеты и вывод, указанные в заключении, не влияют.
Доказательств иной оценки объекта суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что в 2017 году Сенгилеевским районным судом Ульяновской области рассматривалось дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, суд считает несостоятельными.
Как следует из письменных материалов дела 08.06.2017 Сегилеевским районным судом Ульяновской области вынесено решение об оставлении без удовлетворения исковых требований Шульпина М.М., Шульпиной В.А. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности заключить соглашение о сроках выплаты денежной компенсации за жилой дом, расположенный в санитарно – защитной зоне завода.
Анализ правового содержания требований Шульпина М.М. и Шульпиной В.А. по вышеуказанному делу и требований по настоящему гражданскому делу не позволяет сделать вывод об их тождественности.
Исходя из фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не имеется.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Соответственно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Шульпина М.М. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно – защитной зоне завода (третье лицо, заявляющее самостоятельные требования Шульпина В.А.), удовлетворить.
Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Шульпина М.М., Шульпина В.А. рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 7 057 452 руб.
Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Горбачева Т.Ю.