Дело 2-1763/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2015 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО5, представителя ответчика – министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Совету министров Республики Крым о возложении обязанности принять меры по обеспечению выплаты среднего месячного заработка в сумме <данные изъяты> рублей,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит возложить обязанность на министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Совет министров Республики Крым принять меры по обеспечению выплаты в ее пользу среднего месячного заработка в сумме <данные изъяты> за период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы и довести до ФИО2 сведения о порядке выплаты <данные изъяты>.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО2 работала в территориальном отделении Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы на должности методиста 2 категории. Согласно распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» была создана ликвидационная комиссия Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы. ДД.ММ.ГГГГ приказом ликвидационной комиссии Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец была уволена в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ 154-р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» утвержден ликвидационный баланс Фонда. Кроме того, распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы», отменена регистрация Фонда. Указывает, что принятыми распоряжениями была исключена возможность обратиться за выплатой среднего месячного заработка в период выплаты заработной платы на предприятии (с 01 по ДД.ММ.ГГГГг.). Поясняет, что с момента увольнения в связи с ликвидацией организации и по ДД.ММ.ГГГГ истец трудоустроен не был, поэтому имеет право на выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации. Считает, что подлежит выплате средний месячный заработок на период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации в размере <данные изъяты>, согласно расчета, представленного истцом ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО6 исковые требования не признала, предоставила суду письменные возражения, согласно которым, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме. Указывает, что Фонд общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 17.03.2014г. №-р зарегистрирован в Совете министров Республики Крым с указанием в составе 22-х центров занятости, Крымского центра профессионально-технического образования Фонда. Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р принято решение о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, в связи с чем создана ликвидационная комиссия Фонда, назначен председатель ликвидационной комиссии; все работники Фонда были своевременно предупреждены о предстоящем увольнении. ДД.ММ.ГГГГ Фондом прекращены трудовые отношения со всеми работниками. При увольнении в соответствии с п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с работниками был произведен окончательный расчет, выплачены все компенсационные выплаты, а также выходное пособие. Указывает, что взыскание в судебном порядке среднего месячного заработка на период трудоустройства возможно только с работодателя, взыскание данных выплат с иных лиц, с которыми истец не был связан трудовыми отношениями, не допускается. ДД.ММ.ГГГГ распоряжениями Совета министров Республики Крым №-р и №-р, процедура ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы завершена: утвержден ликвидационный баланс, регистрация Фонда отменена. Фонд ликвидирован без правопреемников. Таким образом. Министерство не является надлежащим ответчиком по данному исковому заявлению.
В судебном заседании представитель ответчика дополнительно пояснила, что министерство труда и социальной защиты Республики Крым не принимало решения о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы. Методика расчета среднемесячного заработка ФИО2 является верной.
Представитель Совета министров Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил суду письменные возражения, из которых следует, что согласно действующего законодательства, взыскание в судебном порядке среднего месячного заработка на период трудоустройства (за второй и третий месяц со дня увольнения) возможно только с работодателя, взыскание данных выплат с иных лиц, с которыми истец не был связан трудовыми отношениями, не допускается. Совет министров Республики Крым не являлся работодателем истца. Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» Фонд был зарегистрирован, ему присвоен идентификационный код юридического лица - <данные изъяты> Фонд действовал на основании Положения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Временного положения о Фонде общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы», которым было установлено, что Фонд является учреждением Республики Крым, находящимся в сфере управления Министерства социальной политики Республики Крым, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах казначейской службы и учреждениях банков, в том числе валютные, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки. Советом министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» утвержден ликвидационный баланс Фонда, распоряжением №-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» отменена регистрация Фонда. Таким образом, Фонд, в структуру которого входил и Крымский центр профессионально- технического образования Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, где работал истец, был ликвидирован, ни Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ни Совет министров Республики Крым не являются его правопреемниками. После проведения ликвидационной комиссией мероприятий, связанных с ликвидацией Фонда и высвобождением работников, был составлен ликвидационный баланс Фонда, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым были подготовлены и внесены на рассмотрение проекты распоряжений Совета министров Республики Крым «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» и «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы». Согласно ликвидационному балансу, представленному в Совет министров Республики Крым, задолженность у Фонда отсутствует.
Судом в порядке ст.167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела при данной явке лиц.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 работала в Крымском центре профессионально - технического образования, который являлся территориальным отделением Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с ФИО2 уволена с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ согласно п.1 ст.81 ТК РФ.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» Фонд был зарегистрирован, ему присвоен идентификационный код юридического лица - <данные изъяты>
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» утвержден ликвидационный баланс Фонда, распоряжением №-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» отменена регистрация Фонда.
В судебном заседании было установлено, что Фонд общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы (далее Фонд) действовал на основании Временного Положения о Фонде общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 1 Временного Положения, Фонд является учреждением Республики Крым, находящимся в сфере управления Министерства социальной политики Республики Крым.
В соответствии с п. 15 Временного Положения, Фонд содержится за счет страховых взносов.
Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 130 ТК РФ в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда называет обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Реализация этой гарантии обеспечивается нормами гражданского законодательства, предусматривающими очередность удовлетворения требований кредиторов.
Частью двенадцатой ст. 20 ТК РФ предусмотрено, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.
Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы.
К их числу относятся гарантии, установленные ст. 178 ТК РФ, из содержания которой следует, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Таким образом, из системного толкования действующего трудового законодательства усматривается, что работники, уволенные в связи с ликвидацией организации (учреждения), не могут быть лишены предусмотренных трудовым законодательством гарантий в виде выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
По смыслу норм трудового законодательства, выходное пособие выплачивается работнику в день окончания трудового договора. Для того чтобы работник получил сохраненный за ним средний заработок, он должен представить работодателю соответствующее заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве. Поскольку средний заработок сохраняется за работником на срок не свыше двух месяцев (с зачетом выходного пособия), то работодатель обязан выплатить его по окончании второго месяца с момента прекращения трудового договора.
Из материалов дела следует, что право на получение среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения наступило у истицы ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истица не была трудоустроена.
То обстоятельство, что возможность реализации данного права возникла уже после издания распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № – р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» и распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы», не может являться основанием ограничения трудовых прав истицы гарантированных ей нормами Конвенции Международной Организации Труда № и Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, установлен факт нарушения трудовых прав истицы на получение среднего месячного заработка при увольнении в связи с ликвидацией, которые не были реализованы по независящим от нее причинам.
В соответствии с положениями ст.423 ТК РФ, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В силу ст.423 ТК РФ, в настоящее время действует Положение о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и представления им льгот и компенсаций (в редакции постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № – 69).
В соответствии с п. 12 указанного Положения, выходное пособие выплачивается предприятием при увольнении работника. Выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройству (кроме лиц, уволенных в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия).
Орган, по решению которого произведена реорганизация или ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия, а в необходимых случаях - определить правопреемника, на которого возлагается обязанность производить эти выплаты.
Органом, принявшим решение о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, является Совет министров Республики Крым.
Поскольку истица не имела возможности предъявить к ликвидационной комиссии требование о выплате среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц со дня увольнения, в установленные сроки, не была трудоустроена в течение двух месяцев со дня увольнения, то ее требования к Совету министров Республики Крым, подлежат удовлетворению.
Поскольку министерство труда и социальной защиты Республики Крым не являлось органом, принявшим решение о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, исковые требования к данному ответчику являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Произведенный истцом расчет средней месячной заработной платы, является законным, мотивированным, арифметически верным, не опровергнут ответчиками со ссылкой на нормы права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 к Совету министров Республики Крым, удовлетворить.
Возложить обязанность на Совет министров Республики Крым принять меры по обеспечению выплаты в пользу ФИО2 среднего месячного заработка в сумме <данные изъяты> на период трудоустройства за второй месяц со дня увольнения в связи с ликвидацией Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы и, довести до ФИО2 сведения о порядке выплаты.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к министерству труда и социальной защиты Республики Крым, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.