Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2018 года Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Виноградовой И.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Починковского муниципального района Нижегородской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Починковского муниципального района Нижегородской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование указано, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На момент лишения матери родительских прав, ФИО1 проживала по месту ее жительства. По окончании пребывания в детском доме жилье ей не предоставлялось, поскольку она не была включена в Список по причине закрепления за ней до её совершеннолетия жилого помещения по адресу: <адрес>. В декабре 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о включении её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако в приеме документов ей было отказано по причине достижения возраста 23 лет.
Определением суда от 11.04.2018г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство социальной политики Нижегородской области, администрация Василево-Майданского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области, Управление образования администрации Починковского муниципального района Нижегородской области.
Определением суда от 05.06.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Починковский филиал ГПНО «Нижтехинвентаризация».
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Починковского муниципального района Нижегородской области ФИО3, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями согласилась, пояснив, что ФИО1 в силу незнания, достигнув совершеннолетия, не имела возможности до 23 лет осуществить свои права в органах местного самоуправления путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что свидетельствует об уважительных причинах, по которым она своевременно не встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свое право истица не реализовала, т.к. жилье за ней было закреплено непригодное для проживания.
Представители третьих лиц Министерства социальной политики Нижегородской области, Управления образования администрации Починковского муниципального района Нижегородской области, администрации Василево-Майданского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области, Починковского филиала ГПНО «Нижтехинвентаризация», прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.
На основании статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Установлено, что ФИО9 (ранее Коротина) Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Матерью ФИО9 (Коротиной) Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО4; отец отсутствует, сведения об отце записаны со слов матери (л.д. 73). На момент лишения её матери родительских прав, ФИО1 проживала по месту её жительства.
ФИО1 являлась воспитанницей Починковского детского дома в период с декабря 1994 года по ДД.ММ.ГГГГ. Выбыла в семью попечителя ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации Починковского района №98-р от ДД.ММ.ГГГГ за Коротиной (в настоящее время ФИО9) Л.А. закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>2 (л.д.7).
Как следует из ответа администрации Починковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 не была поставлена на учета в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по причине достижения возраста 23 лет (л.д. 8).
Оценив данные обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 достигла 23 лет в 2005 году и с указанной даты утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки.
До 2005 года истец к ответчику с заявлениями о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обращалась, соответствующее обращение подано ею уже в возрасте 35 лет. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы истца о том, что такое необращение было обусловлено необходимостью признать незаконным распоряжение главы администрации Починковского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении несовершеннолетней ФИО6 в детский дом», суд считает необоснованными, поскольку первое заявление о признании незаконным распоряжение главы администрации Починковского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении несовершеннолетней ФИО6 в детский дом» подано прокурором Починковского района в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже в возрасте 27 лет. До достижения 23 лет ФИО1 с такими заявлениями к ответчику не обращалась, её доводы об обратном материалами дела не подтверждены.
Доводы ФИО1 о ненадлежащем исполнении её опекуном ФИО5 и органами опеки и попечительства администрации Починковского муниципального района Нижегородской области своих обязанностей по защите жилищных прав несовершеннолетнего суд не принимает во внимание, поскольку полное государственное обеспечение истца было окончено в 2000 году в связи с совершеннолетием, недееспособной истец не признана, при этом впервые о своих правах как лица вышеуказанной категории она заявила после достижения 23 лет, при том, что имела возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет.
Сама по себе юридическая неграмотность ФИО1 и её опекуна, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (2000 г.), а также исполнения 23 лет (2005 г.), до обращения с иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке её на учет нуждающихся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста – ФИО1 не принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Каких либо допустимых доказательств об уважительности причин, препятствующих своевременному обращению истца в органы местного самоуправления с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суду не представлено. В настоящее время ФИО1 35 лет, в связи с чем оснований для включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Нижегородской области, не имеется.
Кроме того заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы местного самоуправления района № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>2, было признано пригодным для постоянного проживания.
Решением Починковского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в иске прокурору <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Починковского района, администрации Василево-Майданского сельсовета о признании незаконным распоряжения главы администрации Починковского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении несовершеннолетней ФИО6 в детский дом», о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области предоставить по договору социального найма ФИО1 жилое помещение, отказано.
ДД.ММ.ГГГГ кассационным определением Нижегородского областного суда решение суда оставлено без изменения.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение и не доказываются вновь.
В вышеуказанном решении суда установлено, что распоряжение от 10.02.1995 года № 98-р признано законным. Таким образом, установлено юридически важное обстоятельство для разрешения спорного правоотношения, а именно закрепленное за истицей право на жилое помещение.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Починковского муниципального района Нижегородской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья п/п И.В.Виноградова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья п/п И.В.Виноградова
Верно
Судья И.В.Виноградова
Секретарь суда ФИО8