Решение
Именем Российской Федерации
г. Москва 11 мая 2017 года
Бутырский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Лукашина И.А.,
секретаря судебного заседания Абакаровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-812/17 по иску Демидович Л.Н., Миронова О.Г., Зверевой Л.В. к ТСЖ «Норд-Ост-02» о признании протоколов собрания собственников жилья недействительными, о признании протокола собрания ТСЖ в части недействительным,
решил:
Демидович Л.Н., Миронов О.Г. и Зверева Л.В. обратились в суд с иском к ТСЖ «Норд-Ост-02» о признании недействительными и не порождающими правовые последствия проведенных в форме заочного голосования решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее МКД) № 20, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, принятых протоколами б/н от 29.04.2015. и № 18 от 20.09.2015 - 22.09.2015, ссылаясь на то, что являются собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме, управляющей компанией которого является ТСЖ «Норд-Ост-02». Поскольку данные собрания фактически не проводились ни в очной, ни в заочной форме и отсутствовал порядок его принятия, в том числе созыв, подготовка и кворум, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Одновременно в производстве суда находилось гражданское дело № 2-833/17 по исковому заявлению Демидович Л.Н., Миронова О.Г. и Зверевой Л.В. к ТСЖ «Норд-Ост-02» о признании недействительным решения, принятого общим собранием членов ТСЖ «Норд-Ост-02», проведенном в форме заочного голосования и оформленного протоколом № 15 от 31.03.2015 в части выбора формы правления ТСЖ «Норд-Ост-02» (по седьмому вопросу повестки дня), со ссылкой на отсутствие кворума при принятии такого решения.
Определением суда от 06.02.2017 названные гражданские дела как однородные для их совместного рассмотрения и разрешения были объединены в одно производство.
Истцы Демидович Л.Н. и Миронов О.Г. в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что за период рассмотрения спора стороной ответчика не предпринято мер для предоставления доказательств легитимности спорных протоколов, которые отсутствуют и в ГЖИ СВАО г. Москвы за исключением документов, по протоколу № 15 заверенных печатью ТСЖ, подлинность которых уставить возможным не представляется. Заявленное стороной ходатайство о применении срока исковой давности просили отклонить, указав, что спорные протоколы были опубликованы по официальном сайте лишь 24.11.2016, что исключало обжалование таких документов ранее. Указали, что действия со стороны управляющей компании являются препятствием к деятельности собственников по управлению своим МКД, что приводит к существенным неблагоприятным последствиям, нарушению законных интересов истцов и иных собственников жилья, ограничивает и лишает возможности принимать управленческие решения, осуществлять контроль по управлению домом и расходами на его управление (ремонт).
Истец Зверева Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена, ранее в ходе рассмотрения спора настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик ТСЖ «Норд-ОСТ-02» в судебное заседание представителя не направило, извещено, согласно поступившим возражениям просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, отклонив требования истцов за пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Третье лицо ГЖИ СВАО г. Москвы в судебное заседание представителя не направило, извещено, согласно поступивших отзывов сообщило, что при принятии решения, принятого общим собранием членов ТСЖ «Норд-Ост-02», проведенном в форме заочного голосования и оформленного протоколом № 15 от 31.03.2015 отсутствовал кворум, а протокола № 18 от 20-22.09.2015 в инспекции отсутствует.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом постановлено решение в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что истцы Демидович Л.Н., Миронов О.Г. и Зверева Л.В. владеют жилыми помещениями в МКД № 20, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.20.
Так, Демидович Л.Н. владеет квартирой № 20, Миронов О.Г. квартирой № 25, а Зверева Л.В. владеет 1/3 долей в праве собственности на квартиру № 99.
Управляющей компанией названного многоквартирного дома является ТСЖ «Норд-Ост-02».
Обращаясь с настоящими требованиями, истцы ссылались на отсутствие созыва, подготовки и как следствие кворума проведенных в форме заочного голосования решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее МКД) № 20, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, принятых протоколами б/н от 29.04.2015, № 18 от 20.09.2015 - 22.09.2015 и № 15 от 31.03.2015 в части выбора формы правления ТСЖ «Норд-Ост-02» (по седьмому вопросу повестки дня); указали на фальсификацию названных документов со стороны управляющей компании.
Установлено, что общая площадь жилых помещений в МКД № 20, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука составляет 7568 кв.м.
Из ответа ГЖИ СВАО г. Москвы следует, что Демидович Л.Н. обращалась по вопросу нарушения ТСЖ «Норд-ост-02» стандарта раскрытия полной информации на интернет-сайтах, в результате чего последнему было выписано предписание.
Истцами представлены светокопии спорных протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.20, проведенных в форме заочного голосования, опубликованных на официальном интернет-сайте:
- № б/н от 29.04.2015;
- № 18 от 20.09.2015 - 22.09.2015;
- № 15 от 31.03.2015 в части выбора формы правления ТСЖ «Норд-Ост-02» (по седьмому вопросу повестки дня).
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В силу ст. 47 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент проведения собрания) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
В силу правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, не любое нарушение требований жилищного законодательства может явиться основанием к отмене решения общего собрания, а только такие существенные нарушения закона, ввиду которых невозможно выявить истинную волю большинства участников соответствующего гражданско-правового сообщества, при этом принятое решение нарушает права и законные интересы лица, оспаривающего такое решение.
Поскольку вопросы наличия кворума, легитимности лиц, участвующих в голосовании, соблюдение порядка самого голосования и подсчета голосов имеют существенное значение для правомочности принимаемых собранием решений, а, следовательно, и их законности, судом в ходе рассмотрения спора в управляющую компанию ТСЖ «Норд-Ост-02», а также в ГЖИ СВАО г. Москвы были направлены запросы для истребования названных доказательств.
Между тем, стороной ответчика доказательства, подтверждающие легитимность спорных собраний в материалы представлены не были, тогда сторона ответчика знакомилась с материалами дела, получила названный запрос и судебные извещения.
В поступивших от ТСЖ «Норд-Ост-02» возражениях такие доказательства также отсутствуют, лишь имеется ходатайство о пропуске истцами установленного законодательством шестимесячного срока для оспаривания протокол общего собрания собственников ТСЖ.
Вместе с тем, согласно поступившего ответа на судебный запрос из ГЖИ СВАО г. Москвы, а также пояснений представителя ГЖИ СВАО г. Москвы по доверенности Баирова В.И., данных в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, следует, что все имеющиеся документы, относящиеся к протоколу общего собрания собственников жилья, состоявшегося 31.03.2015 представлены в ходе рассмотрения дела, документов относящихся к спорным протоколам собраний б/н от 29.04.2015 и № 18 от 20-22.09.2015 в инспекции не имеется, поскольку не были представлены управляющей компанией.
В свою очередь, ТСЖ «Норд-Ост-2» доказательств проведения оспариваемых собраний в форме заочного голосования в суд не представило. В частности, не были представлены доказательства уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оригиналы протоколов общего собрания и решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии со ст. 6 ГК РФ, к спорным отношениям подлежит применению по аналогии п. 2.1. Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 года N 03-33/пс в соответствии с п. 2 ст. 89 ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 43 ФЗ "О рынке ценных бумаг" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 2003 г. N 4994), согласно которому общество обязано хранить постоянно (т.е. без ограничения сроков) протоколы общих собраний, бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров.
В связи с этим, отсутствие у ТСЖ «Норд-Ост-2» документов, которые могли бы подтвердить проведения собраний и наличия на них кворума, означает, что ТСЖ «Норд-Ост-2» не доказал те обстоятельства, бремя доказывания которых лежит на нем.
Также суд учитывает, что в соответствии с представленными по запросу суда из ГЖИ СВАО г. Москвы светокопиями документов, относящихся к спорному протоколу собрания от 31.03.2015 видно, что при проведении такого собрания, отсутствовал кворум, поскольку он изначально исчислялся из меньшего размера площади всех жилых помещений в МКД – в размере 5 411 кв.м., тогда как этот размер равен 7 568 кв.м.; данные обстоятельства согласуются с позицией ГЖИ СВАО г. Москвы и, вопреки ст. 56 ГПК РФ, не опровергнута стороной ответчика.
Между тем, с учетом положений ч. 7 ст. 67, ч. 2 ст. 71 ГПК РФ суд полагает недоказанными обстоятельства, подтверждаемые только копиями документов, принимая во внимание, что не переданы их оригиналы.
В связи с недоказанностью соблюдения порядка проведения собраний и наличия кворума на общих собраниях, решения которых оформлены протоколами № б/н от 20.04.2015, № 18 от 20-22.09.2015, и № 15 от 31.03.2015, протоколы№ б/н от 20.04.2015 и № 18 от 20-22.09.2015, а также решение, оформленное протоколом № 15 от 31.03.2015 в части выбора формы правления ТСЖ «Норд-Ост-02» (по седьмому вопросу повестки дня) в силу положений ст. ст. 166 - 168 ГК РФ (в редакции, действующей в юридически значимый период) являются ничтожными.
Заявление стороны ответчика о том, что истцами пропущен шестимесячный срок исковой давности, предусмотренный частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации судом отклоняется, поскольку материалами дела не подтверждено соблюдение требований ч. 3 ст. 46 ЖК РФ о доведении до сведения собственников помещений о принятом на общем собрании решении, при том, что сведения о проведенных в форме заочного голосования собраниях от 31.03.2015, 20.04.2015 и от 20-22.09.2015 до 24.11.2016 отсутствовала и в сети «Интернет» на сайте, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; истцы обратились в суд 24.04.2017, т.е. в пределах шестимесячного срока после раскрытия информации в сети «Интернет» произведенной 24.11.2016.
При таких данных, учитывая, что требования закона ответчиком, как инициатором собраний при созыве, подготовке и проведении общих собраний соблюдены не были, а сам факт проведения собраний допустимыми доказательствами не подтвержден, при том, что копии протокола от 31.03.2015 и соответствующих решений, заверенная ответчиком, к таковым доказательствам не относится, требования истцом суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Демидович Л.Н., Миронова О.Г., Зверевой Л.В. к ТСЖ «Норд-Ост-02» о признании протоколов собрания собственников жилья недействительными, о признании протокола собрания ТСЖ в части недействительным – удовлетворить.
Признать недействительным протокол общего собрания № б/н собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.20, проведенного 29.04.2015 в форме заочного голосования.
Признать недействительным протокол общего собрания № 18 собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.20, проведенного 20.09.2015 - 22.09.2015 в форме заочного голосования.
Признать недействительным решение, принятое на общем собрании членов ТСЖ «Норд-Ост-02», проводимом в форме заочного голосования и оформленного протоколом № 15 от 31.03.2015 в части выбора формы правления ТСЖ «Норд-Ост-02» (по седьмому вопросу повестки дня).
Решение суда подлежит обжалованию в апелляционном порядке в Московский городской суд через Бутырский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А. Лукашин
Решение суда в окончательной форме принято 25.05.2017
Решение
(резолютивная часть в порядке ст. 193 ГПК РФ)
Именем Российской Федерации
г. Москва 11 мая 2017 года
Бутырский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Лукашина И.А.,
секретаря судебного заседания Абакаровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-812/17 по иску Демидович Л.Н., Миронова О.Г., Зверевой Л.В. к ТСЖ «Норд-Ост-02» о признании протоколов собрания собственников жилья недействительными, о признании протокола собрания ТСЖ в части недействительным,
решил:
исковые требования Демидович Л.Н., Миронова О.Г., Зверевой Л.В. к ТСЖ «Норд-Ост-02» о признании протоколов собрания собственников жилья недействительными, о признании протокола собрания ТСЖ в части недействительным – удовлетворить.
Признать недействительным протокол общего собрания № б/н собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.20, проведенного 29.04.2015 в форме заочного голосования.
Признать недействительным протокол общего собрания № 18 собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.20, проведенного 20.09.2015 - 22.09.2015 в форме заочного голосования.
Признать недействительным решение, принятое на общем собрании членов ТСЖ «Норд-Ост-02», проводимом в форме заочного голосования и оформленного протоколом № 15 от 31.03.2015 в части выбора формы правления ТСЖ «Норд-Ост-02» (по седьмому вопросу повестки дня).
Решение суда подлежит обжалованию в апелляционном порядке в Московский городской суд через Бутырский районный ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░