РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 мая 2023 года адрес
Лефортовский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Войцехович Н.В.,
при секретаре судебного заседания фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1084/2023 (УИД 77RS0014-02-2022-014184-31) по иску Задорнова Александра Николаевича к ООО «Грант-Трейд» о взыскании задолженности по договору уступки прав требований,
УСТАНОВИЛ:
истец Задорнов А.Н. обратился в суд с иском к ООО «Грант-Трейд» о взыскании задолженности по договору уступки прав требований, что 14 октября 2019 года между ООО СК «Строй Групп» и ООО «Грант-Трейд» был заключен договор уступки права требования № 16/У, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию (ответчику) право требования к ПАО «ОДК-Сатурн» в размере сумма; цена уступаемого права требования установлена в п. 3.2.1 договора уступки в размере сумма Оплата цены уступаемого права требования по договору уступки осуществляется путем перечисления ответчиком денежных средств в пользу третьего лица, при условии заключения договора о переводе долга в течение 30 рабочих дней с даты заключения договора уступки. По истечении 30 рабочих дней с 14 октября 2019 года договор о переводе долга заключен не был. Ответчиком обязанность по оплате уступленного права требования не исполнена, задолженность ответчика по договору уступки составляет сумма Обстоятельство перехода права требования по договору уступки в пользу ответчика подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда адрес от 05 марта 2020 года по делу № А82-24260/2019, в соответствии с которым с ПАО «ОДК-Сатурн» в пользу ответчика взыскана задолженность в размере сумма
17 января 2020 года между ООО СК «Строй Групп» и Задорновым А.Н. был заключен договор уступки права требования № 16/У-2, в соответствии с которым ООО СК «Строй групп» передало истцу право требования к ответчику в размере сумма, возникшие из вышеуказанных обязательств.
29 октября 2021 года истец направил в ООО «Грант-Трейд» претензию с требованием о погашении задолженности. Согласно п. 6.1 договора уступки, срок ответа на претензию составляет 10 дней с момента ее получения, но не более 20 дней с даты ее направления. До настоящего времени ответ на претензию не поступил, требования, изложенные в претензии, не исполнены.
На основании изложенного истец просит взыскать с ООО «Грант-Трейд» в пользу фио сумму основного долга за уступленные права (требования) по договору уступки права требования № 16/У-2 в размере сумма, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26 ноября 2019 года по 31 марта 2022 года в размере сумма
Истец Задорнов А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Халанской Ю.В., которая исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Грант-Трейд» по доверенности Сучков И.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных материалах дела, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Представитель третьего лица ООО СК «Строй Групп» по доверенности фио в судебное заседание явилась, решение по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.
Третье лицо ООО «Интеграл» своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Третье лицо временный управляющий ООО «Интеграл» фио в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному отзыву на иск, определением Арбитражного суда адрес от 07 июня 2022 года по делу № А40-238112/2021 в отношении ООО «Интеграл» введена процедура банкротства — наблюдение, временным управляющим утвержден фио, который приступил к выполнению возложенных на него обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; временный управляющий назначен судом для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности, и не является руководителем ООО «Интеграл» в настоящее время, руководство отстранено не было, согласно выписке из ЕГРЮЛ управляющей компанией является ООО «Станица»; представить правовую позицию относительно искового заявления не представляется возможным ввиду того, что руководство ООО «Интеграл» не передало никакой документации, временный управляющий не располагает информацией по существу дела относительно иска фио
Третье лицо ООО «Тул Трэйд» своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно п. 1, 2 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии п. 1 ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что 14 октября 2019 года между ООО Строительная Компания «Строй Групп» (цедент) и ООО «Грант-Трейд» (цессионарий) был заключен договор уступки права требования, в соответствии с которым цедент передает, а цессионарий принимает право требования цедента к ПАО «ОДК-Сатурн» в размере сумма, возникшее из обязательства: контракт от 26 февраля 2019 года № 00000000000000000000/08/ММ90ФР на поставку 5 единиц многофункциональных токарно-фрезерных обрабатывающих центров с ЧПУ.
Согласно п. 3.2 договора, цессионарий обязался рассчитаться с цедентом за уступаемое право требования на следующих условиях: подписанием настоящего договора цедент признает наличие задолженности перед цессионарием, возникшего из договоров № Д19-010 от 05 марта 2019 года в размере сумма, № Д19-024 от 30 мая 2019 года в размере сумма, в том числе проценты за пользование займом в размере сумма. Общая сумма задолженности цедента перед цессионарием составляет сумма В соответствии со статьей 410 ГК РФ указанная сумма подлежит зачету в уплату долга цедента в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации после получения цессионарием от должника денежных средств в размере, установленном в п. 3.1.1 настоящего договора. Цена уступаемого права требования по настоящему договору определяется как остаток денежных средств (части уступленного), образовавшийся после произведения цессионарием зачета встречных однородных требований (денежные средства, в размере разницы между суммой уступленного права требования, указанной в п. 3.1.1 настоящего договора, и задолженности цедента, указанной в абзаце втором настоящего пункта). Оплата цены уступаемого права требования осуществляется путем перечисления денежных средств цессионарием третьему лицу (ООО «Тул Трэйд»), перед которым цедент имеет задолженность в соответствии с условиями заключаемого соглашения (договора) о переводе долга. В случае незаключения соглашения (договора) о переводе долга в течение 30 рабочих дней с момента заключения настоящего договора, денежные средства подлежат перечислению цессионарием цеденту в течение 30 календарных дней с даты получения цессионарием соответствующего уведомления.
Истец указывает, что по истечении 30 рабочих дней с 14 октября 2019 года договор о переводе долга заключен не был. Ответчиком обязанность по оплате уступленного права требования не исполнена, задолженность ответчика по договору уступки составляет сумма
Решением Арбитражного суда адрес от 05 марта 2020 года по делу № А82-24260/2019 с ООО «ОДК-Сатурн» в пользу ООО «Грант-Трейд» взысканы денежные средства в размере сумма долга по контракту на поставку многофункциональных токарно-фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным управлением от 26 февраля 2019 года № 00000000000000000000/08/ММ90ФР, уступленного по договору уступки прав требования от 24 октября 2019 года № 1619, а также сумма расходов на уплату государственной пошлины.
17 марта 2020 года между ООО СК «Строй Групп» (цедент) и Задорновым А.Н. (цессионарий) был заключен договор № 16/У-2 уступки права требования (цессии), в соответствии с п. 1.1 которого цедент передает, а цессионарий принимает право требования цедента к ООО «Гранд-Трейд» (должник) в размере сумма, возникшие из обязательства: договор от 14 октября 2019 года № 16/У уступки права требования задолженности к ПАО «ОДК-Сатурн» перед ООО СК «Строй Групп».
29 октября 2021 года истец направил в ООО «Грант-Трейд» претензию с требованием о погашении задолженности, однако, как указывает истец, до настоящего времени ответ на претензию не поступил, требования, изложенные в претензии, не исполнены, что послужило причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, указал, что 18 августа 2020 года в адрес ответчика поступило уведомление № 57 от ООО «Интеграл», согласно которому 25 декабря 2019 года ООО «Интеграл» заключило с ООО СК «Строй Групп» аналогичный договор уступки права требования № 16/У-2, в соответствии с которым передало указанному лицу право требования к ответчику в размере сумма
Ответчиком в материалы дела представлена копия договора № 16/У2 уступки права требования (цессии), заключенного 25 декабря 2019 года между ООО Строительная Компания «Строй Групп» (цедент) и ООО «Интеграл» (цессионарий), в соответствии с п. 1.1 которого цедент передает, а цессионарий принимает право требования цедента к ООО «Грант-Трейд» в размере сумма, возникшие из обязательства: договор № 16/У от 14 октября 2019 года уступки права требования задолженности ПАО «ОДК- Сатурн» перед ООО СК «Строй Групп»; согласно п. 1.2 договора право требования к должнику уступается в объеме, существующем на момент заключения настоящего договора, включая сумму основного долга, все подлежащие вследствие просрочки исполнения должником своих обязательств, начислению санкции, в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойки, а также иные требования, связанные с неисполнением должником своего обязательства по оплате. Согласно п. 3.2 договора цессионарий принял на себя обязательство рассчитаться с цедентом за уступленное право в полном объеме, указанном в протоколе об урегулировании финансов согласно п. 1.3 настоящего договора, в течение 30 календарных дней с момента получения денежных средств от должника. В случае неисполнения данного обязательства цедент вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке и потребовать от цессионария все убытки. Цессионарий вправе в любое время досрочно рассчитаться с цедентом.
22 ноября 2019 года между ООО «Гранд Трейд» (новый должник) и ООО «Тул Трейд» (кредитор) был заключен договор перевода долга, согласно п. 1.1 которого, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РФ и в исполнение положений договора уступки права требования от 14.10.2019 № 16/У, заключенного между новым должником и ООО СК «Строй Групп» (первоначальный должник), новый должник с согласия кредитора принимает на себя обязательства по уплате долга первоначального должника в сумме сумма В соответствии с соглашением сторон, новый должник принимает на себя обязательства по уплате основного долга первоначального должника, вытекающим из договора от 26 марта 2019 года № У-00000000000000000000/008/М90ФРЛ. Согласно уведомлению ООО «Гранд-Трейд», адресованному ООО «Тул Трейд» на основании положений п. 2.2 договора перевода долга от 14 октября 2019 года, на основании решения Арбитражного суда адрес от 05 марта 2020 года ООО «Грант-Трейд» 03 июля 2020 года получило денежные средства ПАО «ОДК-Сатурн» в размере сумма по договору № У-00000000000000000000/008/М90ФРЛ.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлено заключение специалиста о проведении почерковедческого исследования от 07 декабря 2021 года № 067/21, составленное фио центр «Альфа Групп», представленная на исследование подпись от имени фио на первом листе в копии договора уступки права требования (цессии) № 16/У-2 от 17 января 2020 года, вероятно, выполнена не фио, а иным лицом; представленная на исследование подпись от имени фио на втором листе в копии договора уступки права требования (цессии) № 16/У-2 от 17 января 2020 года, вероятно, выполнена не фио, а другим лицом; представленная на исследование подпись от имени фио в копии Акта приема-передачи прав (требований) от 17 января 2020 года, вероятно, выполнена не фио, а другим лицом.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика также пояснил, что на основании договора о переводе долга от 22 ноября 2019 года ООО «Грант-Трейд» выплатило ООО «Тул-Трейд» денежные средства в сумме сумма тремя транзакциями: 01 июня 2021 года в размере сумма (платежное получение от 01 июня 2021 года № 245). 05 августа 2021 года в размере сумма (платежное поручение от 05 августа 2021 года № 380), 15 сентября 2021 года в размере сумма (платежное поручение от 15 сентября 2021 года № 449), в подтверждение чего ответчиком в материалы дела представлены копии платежных поручений, а также выписка по банковскому счету адрес Банк» за период с 01.10.2019 по 10.04.2023.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика суммы основного долга за уступленные права (требования) по договору уступки права требования № 16/У-2 в размере сумма удовлетворению не подлежат, поскольку ответчик принятые на себя обязательства по договору № 16/У уступки права требования от 14 октября 2019 года, заключенному с ООО СК «СройГрупп» исполнил надлежащим образом.
Согласно условиями п. 3.2.1 договора № 16/У уступки права требования от 14 октября 2019 года предусмотрено, что цена уступаемого права требования по настоящему договору определяется как остаток денежных средств (части уступленного), образовавшейся после произведения цессионарием зачета встречных однородных требований, то есть в размере сумма (сумма - сумма), при этом оплата цены уступаемого права требования осуществляется путем перечисления денежных средств цессионарием третьему лицу ООО «Тул Трейд», перед которым цедент ООО СК «СройГрупп» имеет задолженность в соответствии с условиями заключаемого соглашения (договора) о переводе долга; в случае незаключения соглашения (договора) о переводе долга в течение 30 рабочих дней с момента заключения настоящего договора, денежные средства подлежали перечислению цессионарием цеденту в течение 30 календарных дней с даты получения цессионарием соответствующего уведомления.
В соответствии с п. 2 ст. 157 ГК РФ сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Так, 22 ноября 2019 года между ООО «Гранд Трейд» (новый должник) и ООО «Тул Трейд» (кредитор) был заключен договор перевода долга, согласно п. 1.1 которого, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РФ и в исполнение положений договора уступки права требования от 14.10.2019 № 16/У, заключенного между новым должником и ООО СК «Строй Групп» (первоначальный должник), новый должник с согласия кредитора принимает на себя обязательства по уплате долга первоначального должника в сумме сумма Указанные обязательства по выплате кредитору (ООО «Тул Трейд») денежных средств в размере сумма были исполнены ответчиком путем перечисления денежных средств в сумме сумма тремя транзакциями: 01 июня 2021 года в размере сумма (платежное получение от 01 июня 2021 года № 245). 05 августа 2021 года в размере сумма (платежное поручение от 05 августа 2021 года № 380), 15 сентября 2021 года в размере сумма (платежное поручение от 15 сентября 2021 года № 449), что подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, отсутствуют неисполненные обязательства на стороне ответчика, принятые им на себя в соответствии с условиями договора № 16/У уступки права требования от 14 октября 2019 года.
Суд также учитывает, что 25 декабря 2019 года между ООО Строительная Компания «Строй Групп» (цедент) и ООО «Интеграл» (цессионарий) был заключен договор уступки прав требований (цессии), предметом которого также являлось право требования цедента к ООО «Грант-Трейд» в размере сумма, возникшее из договора № 16/У от 14 октября 2019 года уступки права требования задолженности ПАО «ОДК- Сатурн» перед ООО СК «Строй Групп»; то есть ООО Строительная Компания «Строй Групп» на момент заключения с истцом договора цессии от 17 марта 2020 года уже заключило договор цессии в отношении уступаемых прав с другим лицом.
В соответствии со ст. 390 ГК РФ цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, если цедент принял на себя поручительство за должника перед цессионарием. При уступке цедентом должны быть соблюдены следующие условия: уступаемое требование существует в момент уступки, если только это требование не является будущим требованием; цедент правомочен совершать уступку; уступаемое требование ранее не было уступлено цедентом другому лицу; цедент не совершал и не будет совершать никакие действия, которые могут служить основанием для возражений должника против уступленного требования.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика ответственности в виде уплаты истцу денежных средств по договору уступки права требования № 16/У-2, в связи с чем в удовлетворении требований истца отказывает.
Также не подлежат удовлетворению производные от основных требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26 ноября 2019 года по 31 марта 2022 года в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Задорнова Александра Николаевича к ООО «Грант-Трейд» о взыскании задолженности по договору уступки прав требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Лефортовский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Войцехович