Дело № 2-276/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2016 года с.Верхнеяркеево
Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,
при секретаре Алпатовой Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мухтаруллина Р.Р. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании неправомерным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мухтаруллина Р.Р. обратилась в суд к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с иском о признании отказ в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, обосновав его тем, что в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на назначение пенсии при стаже лечебной деятельности в сельской местности 25 лет. Данный стаж она выработала и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ей в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано на том основании, что ее стаж лечебной деятельности не достигает требуемых 25 лет и на день обращения составляет лишь 24 года 03 месяца 21 день.
При этом ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>:
-не включило в стаж лечебной деятельности периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год;
-необоснованно засчитало в специальный стаж по фактической продолжительности период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Таким образом, ей насчитали стаж <данные изъяты>, с чем она не может согласиться, просит признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж лечебной деятельности периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год;а периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год просит исчислить в льготном порядке с зачетом 1 года за 1 год 3 месяца.
В судебном заседании Мухтаруллина Р.Р. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда в <адрес> РБ Бурханова Р.З. исковые требования Мухтаруллина Р.Р. не признала, пояснив, что у последней для назначения досрочной трудовой пенсии не хватает стажа: на момент обращения за назначением пенсии ее стаж составил всего <данные изъяты>. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного этим Федеральным законом, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет вгородах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в специальный стаж, поскольку в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпусках, в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в специальный стаж в календарном порядке, так как в этот период выплата заработной платы не производилась, следовательно, факт работы не имел места.
Основываясь на изложенном, представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ Бурханова Р.З. просит в удовлетворении исковых требований Мухтаруллина Р.Р. отказать.
Выслушав истца Мухтаруллина Р.Р., представителя ответчика Бурханову Р.З., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку спорные правоотношения между истцом и Пенсионным фондом возникли в 2015 году, при разрешении данного спора подлежат применению нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 указанного закона, трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, и установлены Правила исчисления сроков выслуги лет. В вышеуказанный список включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 2 вышеуказанного Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа следовало считать за один год три месяца.
Таким образом, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности, при этом один год работы в сельской местности засчитывается в стаж как один год и три месяца.
Правительством Российской Федерации 22 сентября 1999 года принято Постановление за №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Пунктом 1 Постановления №1066, вступившим в силу 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Из содержания п.1 названных Правил следует, что лечебная и иная работа по охране здоровья населения засчитывается в специальной стаж медицинских работников в календарном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мухтаруллина Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а именно, ДД.ММ.ГГГГ она назначена на должность зубного врача Андреевской участковой больницы, где проработала по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ переведена зубным врачом стоматологического отделения Верхнеяркеевской ЦРБ, где продолжает работать по настоящее время.
Суд находит, что периоды обучения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на общих основаниях.
В период повышения квалификации (усовершенствования) работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, предусмотренными трудовым законодательством – за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Выплачивая работнику, направляемому на курсы повышения квалификации, заработную плату, работодатель уплачивает от этой зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральный закон "О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, предусматривают, что в стаж работы в должностях и учреждениях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается лицам, осуществлявшим не только лечебную, но и иную деятельность по охране здоровья населения. В период обучения на курсах повышения квалификации медицинские работники хотя и не занимаются лечебной деятельностью, но продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, то есть повышение квалификации – необходимость, без которой невозможна профессиональная деятельность.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о включении в стаж истицы периодов нахождения в дородовом, послеродовом отпусках, в отпуске по уходу за ребенком в календарном порядке.
Поскольку Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ признало необходимость включения периода нахождения истицы в дородовом, послеродовом отпусках, в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, то суд приходит к выводу о том, что указанные периоды подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии с учетом также действовавших на тот период правил исчисления сроков выслуги для работников в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), предусмотренных п. 2 вышеназванного Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Из материалов дела усматривается, что Мухтаруллина Р.Р. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Исчисленный по вышеизложенным правилам стаж Мухтаруллина Р.Р. к моменту ее обращения за назначением пенсии составляет <данные изъяты>.
Следовательно, к моменту обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ Мухтаруллина Р.Р. выработала необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж, отсюда решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Мухтаруллина Р.Р. является неправомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мухтаруллина Р.Р. удовлетворить.
Признать неправомерным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Мухтаруллина Р.Р. в части отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, исчисления по фактической продолжительности периодов нахождения в дородовом и послеродовом отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ включить в специальный стаж Мухтаруллина Р.Р. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Исчислить стаж Мухтаруллина Р.Р. до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами п.2 Постановления Совета Министров РСФСР «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» от ДД.ММ.ГГГГ № с включением в него периодов нахождения вдородовом и послеродовом отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном порядке один год работы за один год три месяца.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ назначить Мухтаруллина Р.Р. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Миннебаева Л.Я.