РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-397/2018 г.
Серафимовичский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Блюдёнова Ю.И.,
при секретаре Кумовой Е.В.,
рассмотрев 08 октября 2018 года в открытом судебном заседании в городе Серафимович Волгоградской области гражданское дело по иску главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе город Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Еланском районах, в защиту неопределенного круга лиц к администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области, НП «Водолей» Серафимовичского района Волгоградской области, заинтересованное лицо: администрация Большовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области «о понуждении к совершению действий, связанных с устранением нарушений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что в период с дата г. была проведения плановая выездная проверка Муниципального казенного образовательного учреждения Большовская средняя школа Серафимовичского района Волгоградской области (МКОУ Большовская СШ), в ходе которой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в городе Михайловка» был проведен отбор проб питьевой воды. Согласно протокола испытаний № от дата (вх. 701 от дата) вода централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранная в варочном цеху МКОУ Большовская СШ (кран для мытья рук) (общие колиформные бактерии ОКБ=5,33 КОЕ/100,0, при гигиеническом нормативе-отсутствуют в 100,0), исследуемый образец вода централизованных систем питьевого водоснабжения: обеденный зал кран для мытья рук, после фильтра(общие колиформные бактерии ОКБ=5 КОЕ/100,0, при гигиеническом нормативе-отсутствуют в 100,0), исследуемый образец вода централизованных систем питьевого водоснабжения: кабинет 1 класса кран для мытья рук, после фильтра(общие колиформные бактерии ОКБ=4 КОЕ/100,0, при гигиеническом нормативе-отсутствуют в 100,0), исследуемый образец вода централизованных систем питьевого водоснабжения: в варочном цеху дошкольной группы кран для мытья рук, после фильтра(общие колиформные бактерии ОКБ=3,33 КОЕ/100,0, при гигиеническом нормативе-отсутствуют в 100,0) не соответствуют по микробиологическим показателям, что является нарушением требований п. 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения; статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
За допущенные нарушения в отношении юридического лица МКОУ Большовская СШ 28.11.2017г. составлен протокол об административном правонарушении №, указанное юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.
При проведении плановой выездной проверки было установлено, что учредителем МКОУ Большовская СШ является Администрация Серафимовичского муниципального района, а собственником объектов водоснабжения (артезианские скважины, водонапорные башни, водопроводные сети) является Большовское сельское поселение Серафимовичского муниципального района Волгоградской области, объекты водоснабжения эксплуатирует некоммерческое партнерство «Водолей» для обеспечения водой для хозяйственно-бытовых нужд.
Истец просит суд:
Обязать администрацию Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в срок установленный судом обеспечить организацию питьевого водоснабжение населения х. Большой Серафимовичского муниципального района Волгоградской области питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями), в том числе определить организацию, осуществляющую водоснабжение на территории сельского поселения (гарантирующую организацию), утвердить схему водоснабжения на территории сельского поселения;
Обязать НП «Водолей» совместно с администрацией Большовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района в срок установленный судом обеспечить население х. Большой Серафимовичского муниципального района Волгоградской области питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями).
От ответчика представителя администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области по доверенности Денисова И.В. 25.09.2018 г. поступило возражение на исковое заявление, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку требования истца об определении гарантирующей организации и утверждении схемы водоснабжения сельского поселения регламентированы именно специальным отраслевым законом (О водоснабжении и водоотведении) и соответствующими подзаконными актами. Утверждение схемы водоснабжения и определение гарантирующего поставщика имеют специальный порядок и комплексную процедуру принятия. Так в соответствии с п. 6 ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях проверки централизованной системы водоснабжения всего населенного пункта необходимо руководствоваться ГОСТ Р56237-2014 (ИСО 5667-5:2006) Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах. Данный стандарт распространяется на питьевую воду (далее - воду), предназначенную для потребления человеком, и устанавливает общие требования к отбору проб воды:
централизованных систем питьевого (непрерывного) водоснабжения на любом этапе использования, включая точку фактического потребления в распределительной сети;
- домовых распределительных сетей централизованного водоснабжения (в больших зданиях и сооружениях), в которых могут применяться дополнительные меры по управлению качеством воды.
В связи с этим, истцом не соблюден порядок отбора проб для проверки качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения населенного пункта, а акт плановой проверки образовательного учреждения и протокол испытания является недопустимым, ненадлежащим и полученным с нарушением закона доказательством, и не может быть положен в обоснование требований истца.
От заинтересованного лица: представителя администрации Большовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области Растаргуева Ф.М. 03.10.2018 г. поступило возражение на исковое заявление, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку требования истца не обосновано, так как население х. Большой обеспечено водой надлежащего качества в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, о чем свидетельствуют имеющиеся у ОНТ «Водолей» протоколы лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области».
В судебное заседание представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе город Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Еланском районах Семиволосова Е.В. не явилась, исковые требования поддерживает, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика, администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области по доверенности Денисов И.В., просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает.
Представитель ответчика Огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ) «Водолей» Серафимовичского района Котов В.В. в судебное заседание не прибыл, но от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признает, в виду того, что ежегодно согласно программе производственного контроля качества воды проводят лабораторные исследования Скважины №, по результатам которых воды подземного источника по микробиологическим показателям соответствует ГОСТ 2761-84: протокол № от дата, протокол № от дата лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области».
Представитель заинтересованного лица: администрации Большовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Растаргуев Ф.М. в судебное заседание не прибыл, но от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П) к перечню вопросов местного значения, закрепленных в части 1 статьи 16 данного Федерального закона, указывается, что, сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований направления деятельности городских округов в виде нормы общего характера, федеральный законодатель исходил из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе данного Федерального закона во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании, в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.6 ст.38 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" регламентирует порядок разработки схем водоснабжения и водоотведения. Данный порядок многоступенчатый и взаимосвязан с использованием: а) документов территориального планирования, сведений о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий б) материалов инженерно-геологических изысканий и исследований, опорных и адресных планов, регистрационных планов подземных коммуникаций и атласов геологических выработок, материалов инженерно-геодезических изысканий и исследований, картографических и геодезических основ государственного кадастра недвижимости, публичных кадастровых карт, кадастровых карт территорий муниципальных образований, кадастровых карт территории субъекта Российской Федерации, схем, чертежей, топографо-геодезические подоснов, космо- и аэрофотосъемочных материалов.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
СанПиН 2.1.4.1074-01 предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. СанПиН 2.1.4.1074-01 применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Требования СанПиН 2.1.4.1074-01 должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. На основании требований СанПиН 2.1.4.1074-01 индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории.
Истцом в качестве доказательства и обоснования некачественного обеспечения питьевой водой всего населения населенного пункта, указывается проведенная плановая проверка казенного образовательного учреждения – школы, что в результате проведенной плановой проверки конкретного юридического лица, протокола испытания, вода, отобранная в МКОУ не соответствует п. 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 является единственной точкой отбора проб. В результате плановой проверки конкретное образовательное учреждение признано виновным лицом и привлечено к административной ответственности за нарушение требований СанПиН 2.1.4.1074-01.
Необходимо учитывать, что в целях проверки централизованной системы водоснабжения всего населенного пункта необходимо руководствоваться ГОСТ Р 56237-2014 (ИСО 5667-5:2006) Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах. Данный стандарт распространяется на питьевую воду (далее - воду), предназначенную для потребления человеком, и устанавливает общие требования к отбору проб воды:
централизованных систем питьевого (непрерывного) водоснабжения на любом этапе использования, включая точку фактического потребления в распределительной сети;
- домовых распределительных сетей централизованного водоснабжения (в больших зданиях и сооружениях), в которых могут применяться дополнительные меры по управлению качеством воды.
В соответствии с п. 4.2 данного ГОСТ места отбора проб следует выбирать с учетом следующих основных критериев:
точки отбора проб должны представлять систему водоснабжения в целом или ее главные компоненты;
на каждой водоочистной станции должно быть не менее одного места отбора на входе воды и не менее одного места отбора проб непосредственно на выходе обработанной воды;
в случае, если система имеет более одного источника воды, количество точек отбора проб
должно отражать производительность и водопотребление из каждого источника и относительную численность обслуживаемого населения;
точки отбора проб должны распределяться по всей водопроводной сети, а их число должно быть пропорционально количеству звеньев или ответвлений разводящей сети;
точки отбора проб должны быть расположены в различных местах разводящей сети с учетом тупиковых участков, застойных зон и других уязвимых для загрязнения мест;
там, где вода из различных источников поступает в единый трубопровод, точки отбора проб должны создавать условия для определения относительного вклада каждого источника в систему;
если распределительная сеть соединяет большие здания (такие, как отели или административные здания), места отбора проб должны располагаться на входе и внутри каждого здания.
Как следует из материалов дела, истцом не соблюдён порядок отбора проб для проверки качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения населенного пункта, при этом на обозрение суда не представлены акт плановой проверки образовательного учреждения и протокол испытаний воды централизованных систем питьевого водоснабжения, протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица МКОУ Большовская СШ.
Согласно вышеуказанных положений законодательства и на основании ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, доказательств, свидетельствующих об отсутствии организации питьевого водоснабжения населения х. Большой Серафимовичского района и обеспечении питьевой водой не надлежащего качества, в том числе об отсутствии организации осуществляющей водоснабжение на территории сельского поселения и схемы водоснабжения на территории сельского поселения, сторона истца не представила. Более того, представителями ответчиков на момент рассмотрения дела судом представлены протоколы испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области»: № от дата, результат испытаний, а так же заключение к протоколу испытаний № от дата; № от дата, результат испытаний, а так же заключение к протоколу испытаний № от дата; № от дата, результат испытаний, а так же заключение к протоколу испытаний № от дата; согласно, которым Вода подземного источника системы централизованного водоснабжения (ПК.1416.1) отобранная вода из Скважины № по микробиологическим показателям соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", следовательно, вода надлежащего качества поступает в водопроводный кран МКОУ «Большовская СШ».
В соответствии со статьями 10 и 12 Конституции Российской Федерации суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать его деятельность и обязывать орган местного самоуправления тем или иным образом решить вопросы местного значения. Решение вопросов повышения уровня благоустройства в населенных пунктах относится к полномочиям органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым истцу ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе город Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Еланском районах в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требовании главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе город Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Еланском районах в защиту неопределенного круга лиц к администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области, НП «Водолей» Серафимовичского района Волгоградской области, заинтересованное лицо: администрация Большовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области «о понуждении к совершению действий, связанных с устранением нарушений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Блюдёнов Ю.И.
решение изготовлено в совещательной комнате
с помощью компьютера
В окончательной форме решение изготовлено 12 октября 2018г.
Судья подпись Блюдёнов Ю.И.