Дело №
Поступило 09.03.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
р.<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Отт С.А.,
при секретаре Болтовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации р.<адрес>, с участием третьих лиц: ОГИБДД МО МВД России «Ордынский», АО «РЭС», ПАО «Ростелеком», ООО «Газпром газораспределение Томск», ОАО «Ордынский теплоучасток 1», ООО «Ордынское ВКХ», о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на поднадзорной территории выявлены нарушения в администрации р.<адрес>. В ходе проверки установлено, что администрацией р.<адрес> ненадлежащим образом исполняется возложенная обязанность по содержанию дорог в нормативном состоянии. Так, пунктом 1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с правилами градостроительства, устанавливает общие требования к ним и правила их применения. Проверкой проведенной в январе 2021 года совместно с госинспектором дорожного надзора в ОГИБДД МО МВД «Ордынский», были проведены мероприятия по обследованию улично-дорожной сети примыкающей к детским учреждениям, в администрации р.<адрес> выявлены нарушения ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», выразившиеся в отсутствии тротуаров на подходах к пешеходным переходам, расположенным напротив <адрес> р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Радуга», напротив <адрес>А по <адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка»; нарушения ГОСТ Р 52289-2019, выразившиеся в отсутствии светофора Т-7, пешеходного ограждения напротив <адрес> р.<адрес> вблизи МКОУ Ордынская санаторная школа, отсутствие пешеходного ограждения напротив дома напротив <адрес> р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Радуга», напротив <адрес>А по <адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка»; нарушения ГОСТ Р 52605-2006, выразившиеся в отсутствии искусственной неровности напротив <адрес> р.<адрес> вблизи МКОУ Ордынская санаторная школа. Отсутствие тротуаров на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 метров, искусственной неровности за 10-15 метров до наземных нерегулируемых пешеходных переходов, светофора Т-7, ограничивающего пешеходного ограждения создают угрозу безопасности лиц-участников дорожного движения. Кроме того, это ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данного образовательного учреждения. Выявленные нарушения подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей. Просит обязать администрацию р.<адрес> устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно обустроить пешеходный переход, расположенный напротив <адрес>, в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Радуга», тротуарами в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; обустроить пешеходный переход, расположенный напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка», тротуарами в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; обустроить пешеходный переход, расположенный напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКОУ Ордынская санаторная школа, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019, установить светофор Т-7 в соответствии с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, устроить искусственную неровность в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006. Установить администрации р.<адрес> срок для устранения вышеуказанных нарушений законодательства - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> Садыкова Э.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации р.<адрес> Ромашов С.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика администрации р.<адрес> Акалович А.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, указав что.
Представитель третьего лица ООО «Ордынское ВКХ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, указав что.
Представитель третьего лица ООО «Газпром газораспределение Томск» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, указав, что на данный момент нормативно-технической документация не содержит запретов на обустройство пешеходных переходов (тротуаров) вдоль газопровода и перехода через него, в том числе в охранной зоне.
Представитель третьего лица АО «РЭС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, указав, что обустройство пешеходного перехода в близи МКОУ Ордынская санаторная школа возможно при условии письменного согласования с сетевой организацией. Обустройство пешеходных тротуаров и ограждений вблизи МКОУ Ордынский детский сад «Радуга», МКОУ Ордынский детский сад «Росинка» создаст негативные последствия для эксплуатации воздушных линий, может нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, повлечь причинение вреда жизни, здоровья граждан и имущества физических или юридических лиц, а также воспрепятствует устранению аварийных ситуаций.
Представитель третьего лица ОАО «Ордынский теплоучасток 1» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, указав что. Обустройство пешеходных тротуаров и ограждений создаст негативные последствия для нормальной эксплуатации тепловых сетей, а также воспрепятствует устранению аварийных ситуаций на тепловых сетях в случае их возникновения.
Представитель ОГИБДД МО МВД России «Ордынский» Терехов В.А. допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что он в проведении совместной проверки с прокурором в январе 2021 года не участвовал. Он выезжал совместно с помощником прокурора Садыковой Э.А. в 2022 году и делал замеры возле детского сада Радуга, детского сада Росинка и школы интернат. Согласно выполненным замерам тротуар по требованиям ГОСТ невозможно сделать, не хватает расстояния, будет менее 50 метров. От требования ГОСТа отступать нельзя. Возле школы интернат есть тротуар, но нет ограждения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2../../../Users/PC2/Desktop/2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанностьгосударства.
В силу ст.15Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как следует из ч. 1 ст.132 КонституцииРоссийской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 5 ст.16Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечениебезопасности дорожного движенияна них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст.6Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «Обезопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации изаконодательствомсубъектов Российской Федерации в пределах компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечениябезопасности дорожного движения.
В силу ч. 8 ст.6Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.6 ч.1, ч.2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Исходя из приведенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерациивозложенона муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета села.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 9 ст.5Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу п. 6 ст. 3 и ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; а под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечениюбезопасности дорожного движения.
Согласно положениям ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ госинспектором дорожного надзора в ОГИБДД МО МВД «Ордынский» Васильевым А.Н. проведена проверка, в ходе которой было выявлены следующие нарушения: напротив <адрес>, в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Радуга»: отсутствуют тротуары, что не соответствует п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения что не соответствует п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка»: отсутствуют тротуары, что не соответствует п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения что не соответствует п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКОУ Ордынская санаторная школа: отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019, отсутствует светофор Т-7 в соответствии с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствует искусственная неровность в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, о чем составлены акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), железнодорожного переезда.
Согласно п.п. 1, 5 ст.3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст.12Федерального закона «Обезопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечиватьбезопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечениюбезопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ст.2Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «Обезопасности дорожного движения»,безопасность дорожного движенияпредставляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечениебезопасности дорожного движениярассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Как предусмотрено ст.ст.17и18Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно переходному положению, предусмотренному в ч. 8 ст.62Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиямизаконодательстваРоссийской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ.
Следовательно, до принятия технических регламентов действуют соответствующие нормативы (ГОСТ).
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» содержатся стандарты на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии со сводом правил градостроительства Планировка и застройки городских и сельских поселений, кроме этого ГОСТ устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не мене 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Согласно п.4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Согласно п.4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Согласно п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» светофорыТ.7любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если: - интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений дляусловий 1и2по7.2.1; не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом; пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений; по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; б) перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника поГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: 1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; 2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: - проходящих вдоль детских учреждений; - местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода; - где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории. Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения.
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" искусственную неровность устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
В соответствии со ст.1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «Обезопасности дорожного движения», задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.3Федерального закона «Обезопасности дорожного движения», основными принципами обеспечениябезопасности дорожного движенияявляются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечениебезопасности дорожного движениянад ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечениибезопасности дорожного движения.
Следовательно, у суда не вызывает сомнений тот факт, что непринятие администрацией р.<адрес> мер поустранению нарушений в области дорожного движения, а именно обустройство пешеходного перехода, расположенного напротив <адрес>, в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Радуга», тротуарами в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1, 4.5.1.2,4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; обустройство пешеходного переход, а расположенного напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка», тротуарами в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; обустройство пешеходного перехода, расположенного напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКОУ Ордынская санаторная школа, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019, светофором Т-7 в соответствии с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, искусственной неровностью в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, влечетнарушениеправ неопределенного круга лиц, как пешеходов, так и водителей, на обеспечениебезопасности дорожного движенияна указанном участке.
Согласно протоколу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на заседании комиссии по безопасности дорожного движения <адрес> было решено подготовить документы и согласовать исключение Ордынской санаторной школы-интернат из перечня образовательных организаций вблизи которых необходимо обустройство пешеходного перехода в соответствии с требованиями новых национальных стандартов.
Согласно распоряжению администрации р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, пешеходный переход, расположенный в р.<адрес> вблизи МКОУ «Ордынская санаторная школа» исключен из перечня пешеходных переходов, в отношении которых необходимо обустройство в соответствии с требованиями новых национальных стандартов.
На основании распоряжения администрации р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение администрации р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу.
ДД.ММ.ГГГГ администрация р.<адрес> заключила муниципальный контракт № по выполнению работ по обустройству пешеходных переходов в р.<адрес> в соответствии с локально сметным расчетам. Нарушения, выявленные прокурором <адрес> при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ, в локально сметный расчет включены не были.
Согласно техническим условиям на строительство тротуаров ОАО «Ордынский теплоучасток 1» от ДД.ММ.ГГГГ, ограничений по строительству тротуаров по <адрес> и по четной стороне <адрес> нет, так как тепловых сетей нет. Строительство тротуаров по нечетной стороне <адрес> невозможно, так как тротуар будет расположен в охранной зоне участка тепловых сетей от котельной №.
Согласно ответу ООО «Ордынское ВКХ» центральный водопровод проходит по четной стороне <адрес>, и по нечетной стороне <адрес>. В случаи аварии на водопроводе тротуар будет демонтирован.
Согласно информации ПАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ, строительство тротуара по <адрес> и <адрес> в р.<адрес> возможно в случае строительства кабельной канализации с укладкой в нее кабеля связи и вынос кабеля из зоны строительства и запроектировать защиту кабеля.
Не согласившись с требованием истца, представитель ответчика ходатайствовал о назначении строительно-технической экспертизы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена по делу судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам заключения комиссии Э. ООО «НовоСтройЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № С.1377.21, по результатам проведения экспертизы объекта с целью определения возможности обустройства пешеходного перехода напротив <адрес> р.<адрес> вблизи МКОУ «Ордынской санаторной школы» ведение закрытого типа) в соответствии с ГОСТ 52766-2007, 52289-2019 экспертами выполнено исследование, основанное на требованиях действующих нормативов и информации, полученной из обще доступных (проверяемых) источников. Несмотря на длительное пребывание учащихся в учреждении МКОУ Ордынской санаторной школы» нормирование в части соблюдения требований Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении сведений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ N 196- не имеет при принципиальных отличий от иных детских учреждений, т.е. требования ГОСТ 52766-2007, 52289-2019 должны соблюдаться. Однако, по результатам исследования установлено, что на исследуемом участке местности - участок вдоль территории МКОУ «Ордынской санаторной школы по адресу: р.<адрес> сконцентрированы инженерные коммуникации (линия электропередач, газопровод; тепловые сети; линия связи), обособленные в охранные зоны (за исключением газопровода - охранная зона газопровода не установлена) в соответствии с действующими нормами РФ. Ведение строительной (создание зданий и сооружений) деятельности в охранных зонах указанных коммуникаций запрещено без согласования с обслуживающими организациями. Размещение удерживающих пешеходных ограждений, а так же светофора Т.7, создаст препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций, в плановом режиме, так и в случае аварийной ситуации (для доступа к коммуникациям может потребоваться частичный или полный демонтаж обустройства пешеходного перехода). Таким образом, Э. приходят к выводу о том, что обустройство (в т.ч. нормальная эксплуатация в обустроенном виде) пешеходного перехода, напротив <адрес> р.<адрес> вблизи МКОУ «Ордынской санаторной школы» в соответствии с ГОСТ 52766-2007, 52289-2019 невозможно, поскольку данные действия противоречат требованиям: Приказа министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Р. Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N 197 «О Типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей»; Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»), а согласования с обслуживающими организациями не исключат необходимость демонтажа обустройства пешеходного перехода при ремонтных работах на коммуникациях.
Согласно пояснениям ПАО «Ростелеком», волоконно-оптическая линия ОАО «Мобильные ТелеСистемы» проложены в кабельной канализации принадлежащие ПАО «Ростелеком».
Согласно п. 4 Приказа Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О Типовых правилах охраны комунальных тепловых сетей», охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей, или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Согласно п. 2.4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02", ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов. В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно-защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Вопреки положениям ч. 1 ст.56 ГПК РФ, установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельстванарушенияГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что обустройство пешеходного перехода, расположенного напротив <адрес>, в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Радуга», обустройство пешеходного переход, а расположенного напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка», обустройство пешеходного перехода, расположенного напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКОУ Ордынская санаторная школа, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52605-2006, невозможно поскольку в данных частях улицы проходят водопроводные сети, газопровод среднего давления, линии связи, линии электрических сетей, тепловые сети, судом не принимаются, поскольку ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств о том, каким именно образом водопроводные сети, газопровод среднего давления, линии связи, линии электрических сетей, тепловые линии препятствуют обустроить пешеходные переходы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52605-2006.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации р.<адрес> об обязании устранить нарушениязаконодательствавсферебезопасности дорожного движенияв течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
ООО «НовоСтройЭксперт» просит рассмотреть вопрос об оплате строительно-технической экспертизы проведенной на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в размере 20000,00 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ расходы по проведению экспертизы были возложены на ответчика, таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу ООО «Новостройэксперт» расходы по производству судебной экспертизы в размере 20000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию р.<адрес> устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно:
- обустроить пешеходный переход, расположенный напротив <адрес>, в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Радуга», тротуарами в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019;
-обустроить пешеходный переход, расположенный напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка», тротуарами в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019;
-обустроить пешеходный переход, расположенный напротив <адрес> в р.<адрес> вблизи МКОУ Ордынская санаторная школа, ограничивающим пешеходным ограждением в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019, установить светофор Т-7 в соответствии с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, устроить искусственную неровность в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006.
Установить администрации р.<адрес> срок для устранения вышеуказанных нарушений законодательства - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации р.<адрес> в пользу ООО «Новостройэксперт» расходы по производству судебной экспертизы в размере 20000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца через Ордынский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Отт