Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-29785/2018 от 23.07.2018

Судья: Грачев П.А. дело № 33-29785/2018 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей Суслова К.К., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Суслова К.К.,

при секретаре Власенко В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» к Марининой Валентине Владимировне об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению,

по апелляционной жалобе Марининой В.В. на решение Темрюкского районного суда от 29 мая 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (далее по тексту - ФКУ «Ространсмодернизация») обратилось в суд с иском к Марининой В.В. об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению, в котором просило изъять для государственных нужд у Марининой Валентины Владимировны земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 18 699 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань, посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере 317 883 рубля и убытков в виде затрат на регистрацию права собственности, в размере 350 рублей, а всего 318 233 рубля на банковский счет Марининой Валентины Владимировны или на депозитный счет нотариуса и обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решением Темрюкского районного суда от 29 мая 2018 года исковые требования удовлетворены. Суд изъял для государственных нужд у Марининой Валентины Владимировны земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 18 699 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань, посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере 354 000 рублей и убытков в размере 10 350 рублей, а всего 364 350 рублей на банковский счет Марининой Валентины Владимировны или на депозитный счет нотариуса.

Обратил решение суда к немедленному исполнению, кроме взыскания судебных издержек по настоящему делу.

Взыскал с Марининой Валентины Владимировны в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 6 844 рублей.

Указал, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для государственной регистрации прекращения права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 18 699 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань и основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изымаемый земельный участок.

В апелляционной жалобе Маринина В.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

В возражения на апелляционную жалобу представитель ФКУ «Ространсмодернизация» по доверенности Басанцева Д.Ю. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Марининой В.В. по доверенности Павлюк Г.Б., поддержавшую доводы жалобы, просившую решение суда отменить, представителя ФКУ «Ространсмодернизация» по доверенности < Ф.И.О. >5, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.

Как следует из материалов дела, Марининой В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 18699 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань.

ФКУ «Ространсмодернизация», во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.12.2017г. № 1596, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 20.05.2011г. № ИЛ-55-р, выполняет функции государственного заказчика по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив. Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 26.12.2016г. №ВЧ-130-р «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждена документация по планировке территории для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в том числе утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту.

Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р принято решение об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», указанных в приложении к настоящему распоряжению. Пунктом 12 Приложения к распоряжению Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р, принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта земельного участка площадью 18 699 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань, принадлежащего на праве собственности ответчику Марининой В.В.

Из пункта 2 Распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р следует, что ФКУ «Ространсмодернизация» необходимо обеспечить проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, земельный участок, площадью 18 699 кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань, принадлежащий на праве собственности ответчику Марининой В.В., попадает в зону строительства объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с п.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно п.3, п.5 и п.6 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии со ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрен главой VII. 1 ЗК РФ. Так, в соответствии с п.п.1 ст.56.2 ЗК РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно п.1 ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Судом установлено, что 10.04.2017г. в адрес ответчика истцом направлено уведомление об изъятии земельного участка, площадью 18 699 кв.м, для нужд Российской Федерации с приложением копии распоряжения об изъятии, что подтверждается уведомлением от 10.04.2017г. № ИМ-35/2189-ИС, квитанцией и описью почтовых вложений.

ООО «Экспертная компания «ФИНЭКА» по заказу ООО УК «Трансюжстрой» произведена оценка рыночной стоимости, а также определен размер убытков, причиненный изъятием земельного участка, площадью 18 699 кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань. Размер выкупной цены земельного участка, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка, определялся истцом на основании отчета об оценке от 10.10.2017 г. № 0096КР2017-П396, подготовленного независимым оценщиком ООО «Экспертная компания «ФИНЭКА» Протасовым Д.С. Исходя из отчета об оценке от 10.10.2017 г. № 0096КР2017-П396: размер возмещения за изымаемый земельный участок в общем составляет 318 233 рубля, из которого: рыночная стоимость земельного участка, площадью 18 699 кв.м, с кадастровым номером <...>, составляет 317 883 рубля; размер убытков, возникающих в связи с изъятием земельного участка в общем составляет 350 рублей.

В соответствии с п.2 ст.281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п.1 и п.2 ст.56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Согласно положительному заключению № 569/21-17 от 16.10.2017г., выданному Саморегулируемой организацией оценщиков «Межрегиональный союз оценщиков», отчет об оценке от 10.10.2017г. г. № 0096КР2017-П396 соответствует требованиям законодательства РФ.

ФКУ «Ространсмодернизация» подготовлен проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права собственности на земельный участок в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен ответчику посредствам почтовой связи 24.10.2017г., и получен правообладателем 31.10.2017г., что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления. Вместе с тем, ответчик полученное им указанное соглашение не подписал, предложения о внесении изменений в соглашение не представил.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.

В силу ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется по решению суда.

В связи с несогласием ответчика с размером выкупной стоимости и результатами оценки земельного участка, судом первой инстанции назначена судебная экспертиза.

Как следует из экспертного заключения № 249 от 28.04.2018г., подготовленным ООО «Независимая экспертная компания «Фаворит», рыночная стоимость объекта экспертизы - земельного участка, площадью 18 699 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, южнее ст. Тамань, по состоянию на 06.04.2018 г. составляет 354 000 рублей, размер убытков, причиненных в связи с изъятием участка, составляет 10 350 рублей.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования ФКУ «Ространсмодернизация», исходя из стоимости земельного участка, указанной в заключении судебной экспертизы.

В силу п.п.1 п.2 ст.279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такой земельный участок.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не была извещена о дате, времени и месте судебного заседания, не может быть принят судебной коллегией, поскольку опровергается материалами дела.

Также является несостоятельным довод жалобы о том, что суд должен был прекратить производство по делу в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции, поскольку данный спор не связан с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Темрюкского районного суда от 29 мая 2018 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Темрюкского районного суда от 29 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марининой В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-29785/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ФКУ Ространсмодернизация
Ответчики
Маринина Валентина Владимировна
Другие
Фед. агентство железнодорожного транспорта
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Суслов Константин Константинович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
27.07.2018Передача дела судье
04.09.2018Судебное заседание
27.09.2018Судебное заседание
02.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее