Дело № 2-4069/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2017 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой О.С. к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Федорова О.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Пскова о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что 28 сентября 2017 года на основании решения жилищной комиссии истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако до настоящего времени вопрос о предоставлении Федоровой О.С. жилья по договору найма специализированного жилого помещения не разрешен.
Истец полагает, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не устанавливает какую-либо очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку право на обеспечение жилым помещением данной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения вне зависимости от каких-либо условий, Федорова О.С. просит суд обязать Администрацию г. Пскова предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Пскова, площадью не менее 25 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены Администрация Псковской области и ГГУ социальной защиты населения Псковской области.
Истец Федорова О.С. и ее представитель – адвокат Разумовская А.С. требования и доводы в их обоснование поддержали.
Представитель ответчика – Администрации г. Пскова Семёнов А.Ю. исковые требования не признал, пояснив, что жилые помещения предоставляются по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с порядком, установленным законом, а также исходя из объемов средств областного бюджета, предусмотренного на эти цели.
Представитель третьего лица – Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в письменных возражениях на иск указал, что требования истца об обязании предоставить жилое помещение не соответствуют нормам материального права, поскольку реализация права истца должна осуществляться в установленном порядке. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица – ГГУ социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена государственная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013 г., устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений аналогичные, предусмотренным ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Статьей 7 Закона области определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
Указанный Список формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства (п. 1, 12).
Орган опеки и попечительства ежегодно в срок до 1 августа направляет в орган исполнительной власти области, осуществляющий государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политики, сведения о потребности в финансовых средствах для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующем календарном году (п. 14 ст. 7 ).
Согласно ст. 9 Закона финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области № 1082-ОЗ от 03.06.2011 года были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Судом установлено, что решением Псковского городского суда от **.**. 2017 года, вступившим в законную силу, установлен факт нахождения Федоровой О.С., 1981 года рождения, без родительского попечения и нахождения на полном государственном обеспечении, за Федоровой О.С. признано право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Федорова О.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 8-16).
Решением жилищной комиссии от 28 сентября 2017 года, оформленным протоколом № ***, истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д. 18-20).
Вместе с тем, до настоящего времени вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения Администрацией г. Пскова не разрешен.
Из анализа вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ следует, что ни данная норма, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Напротив, по смыслу этих положений жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Кроме того, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование соответствующего списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме этого, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующее толкование действующего законодательства содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 24.12.2014 г.
Из материалов дела следует, что Федорова О.С. проживает в муниципальной квартире по адресу: г. Псков, ул. В., д. № ***, кв. , площадью 50,7 кв.м. Кроме нее в квартире зарегистрированы и проживают еще пять человек (л.д. 21).
Согласно выписке из ЕГРН ни истец Федорова О.С., ни члены ее семьи не имеют в собственности жилых помещений (л.д. 30,31,32,33).
Данные обстоятельства объективно свидетельствуют о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения.
Тем не менее, до настоящего времени вопрос о предоставлении Федоровой О.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда не разрешен.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
По смыслу данной правовой нормы права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, должны иметь реальное обеспечение, а не носить декларативный характер.
Таким образом, поскольку право Федоровой О.С. на обеспечение жилым помещением фактически не реализовано, суд находит заявленные требования обоснованными и возлагает на Администрацию г. Пскова обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. в черте муниципального образования «Город Псков».
Оценивая доводы сторон, суд также полагает, что наличие иных лиц, включенных в Список ранее и имеющих аналогичное право, не может служить основанием для ограничения прав истца, так как граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 25 ░░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.