Дело № Д2-627/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Североморск 15 апреля 2015 г.
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Загорского А.Ю., при секретаре судебного заседания Зинченко Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> ИВАНОВА А. А. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных со снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника отдела № ЗРУЖО, связанные со снятием его с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, незаконными, обязать данное должностное лицо отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ № и восстановить его на указанном учете военнослужащих.
Иванов и начальник отдела № ЗРУЖО, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.
В обоснование своих требований Иванов в своем заявлении в суд указал, что с доводами ответчика о снятии его с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, не согласен, поскольку общая продолжительность его выслуги лет составляет более 25 лет, жилья для постоянного проживания он не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ оставил своей семье, распределенную ему по месту прохождения военной службы квартиру, однако предпринял всей действия для сдачи своей части жилого помещения государству, а именно обращался в Североморский городской суд с исковым заявлением об изменении договора социального найма.
Исследовав материалы дела, военный суд считает установленными следующие обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что Иванов в ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы в войсковой части № был обеспечен на состав семьи 3 человека (супруга и сын) двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ заявитель расторг брак с бывшей супругой И. (свидетельство о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ).
Из копии паспорта И., справки МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск» от ДД.ММ.ГГГГ, справок командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что Иванов проходит военную службу в войсковой части №; подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ДД.ММ.ГГГГ; выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 25 лет 9 месяцев 13 дней; совместно с бывшей супругой и сыном был зарегистрирован и проживал по месту прохождения военной службы <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета, зарегистрировавшись при войсковой части №, лицевой счет переоформлен на К.; в настоящее время проживает в муниципальной квартире по адресу <адрес>; за время прохождения военной службы безвозмездная финансовая помощь на строительство жилья Иванову не выдавалась.
Решением врио начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 1 человек.
В соответствии со статьей 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, и выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Аналогичные изложенным выше положения, в части снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, содержит «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, пунктами 4, 5 и 10 которой также установлено, что решения о принятии военнослужащих на учет, об отказе в принятии на учет или о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом, а учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.
Согласно ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, и должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Решением начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов снят с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, в качестве основания для снятия Иванова с учета нуждающихся в обеспечении жильем ответчик в оспоренном решении указал основание, предусмотренное п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
В основу приведенного решения о снятии с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, легло то обстоятельство, что Иванов не сдал, ранее предоставленное ему в период прохождения военной службы, жилое помещение по адресу: <адрес> и распорядился им по своему усмотрению, оставив бывшим родственникам.
Решением Североморского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в требованиях заявителя об изменении договора жилищного найма квартиры по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при реализации военнослужащими права на жилье как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь – пункт 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья – пункты 5 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство, на Министерство обороны Российской Федерации, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Таким образом, особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в порядке жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, указывает на необходимость введения специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений, в частности, в избранном после увольнения месте жительства после сдачи предоставленного по месту службы жилья.
Как установлено в судебном заседании, в период военной службы Иванову, в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ, было предоставлено жилое помещение, которое впоследствии было оставлено им бывшим членам его семьи, а он добровольно выехал из него в ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение в последующем было переоформлено на иное лицо, то есть основания для его сдачи уполномоченному органу Минобороны РФ или органу местного самоуправления утрачены.
Указанные действия заявителя привели к состоянию, не позволяющему сдать ранее предоставленное ему в связи с прохождением военной службы в Министерстве обороны РФ жилье. При этом доказательств того, что им предприняты все необходимые и достаточные меры, направленные на выделение причитающейся ему доли жилого помещения, в том числе посредством обмена или замены занимаемого жилого помещения, не представлено.
Сам по себе факт его обращения в суд с иском к бывшим членам его семьи об изменении договора найма вышеуказанной квартиры такой исчерпывающей мерой признано быть не может.
При таких данных суд считает, что решение начальника отдела № ЗРУЖО ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Иванова с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений является законным, в связи с чем в удовлетворении его заявления полагает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░