2- 553/2021
56RS0030-01-2021-000062-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 18 февраля 2021 годаПромышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Парфеновой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Губайдуллина РХ к администрации г.Оренбурга о прекращении права собственности, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском указав, что емуна праве собственности принадлежит помещение №, назначение: нежилое, общей площадью 512,9 кв.м., кадастровый №. Указанный объект расположен по адресу: <адрес>.
Фактически указанное помещение № всегда являлось и является самостоятельным изолированным зданием.
Реконструкция в помещении им не производилась, что подтверждается точным соответствием площади помещения и здания.
Никакие работы в отношении спорного помещения не проводились (реконструкция, перепланировка, пристрои и т.д.) он не обращался в администрациюг. Оренбурга за выдачей разрешения на реконструкцию и соответственно на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с Экспертным заключением ЗАО «Научно-производственное предприятие «Энергоаудит» по результатам обследования нежилого помещения № выявлено, что помещение отделено от остальной части здания литер Б52 торцевой самонесущей стеной из керамзитоблоков, опертой на собственный монолитный фундамент. Толщина стены составляет 400 мм. В свою очередь соседнее помещение в здании имеет свою торцевую стену на отдельном фундаменте, выполненную смежно со стеной помещения №.
Помещение № имеет собственные коммуникации и автономные узлы управления и учета.
Исходя из вышеперечисленного, следует, что помещение № является полностью автономным и эксплуатируется независимо от остальной части здания.
Сособственники остальных помещений в указанном строении не возражают в выделении помещений в виде здания, что подтверждается письменными согласиями.
На основании вышеизложенного просит суд прекратить право собственности Губайдуллина Р.Х. на помещение № с кадастровым номером № общей площадью 512,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за Губайдуллиным Р.Х. право собственности на 1-этажное нежилое здание общей площадью 512,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В судебное заседание не явился представитель истца, представитель ответчика администрации г.Оренбурга, третьи лица АО «Строительно-инвестиционный холдинг «Ликос», ООО «Авента», Усачева Н.М., Шевелева О.Н., ООО «РиэлтЦентр», надлежащим образом извещены. Третьи лица не возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
Суд исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Помещение как самостоятельный объект капитального строительства Градостроительным кодексом не поименовано. Вместе с тем, Градостроительный кодекс РФ исходит из существования такого самостоятельного объекта недвижимости, как жилые и нежилые помещения, являющиеся частью объекта капитального строительства. Аналогичным образом складывается и правоприменительная, в том числе судебная практика, признающая нежилые помещения в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
В то же время, нежилые помещения, на которые можно было бы зарегистрировать право собственности как на самостоятельные объекты гражданских прав, должны обладать признаками недвижимого имущества, установленными законом: должны быть изолированы, то есть иметь внешние стены, отделяющие указанные помещения от остальных помещений в здании, которые не могут быть демонтированы без несоразмерного ущерба их назначению.
Таким образом, зарегистрированное право может существовать только на реальный объект, который обладает индивидуально-определенными признаками и характеристиками, необходимыми для его описания в государственном реестре согласно ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч.1 и 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, отдаваясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог.
В соответствии с ч.2 ст.244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности.
Согласно ст.247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех участников, а при не достижении согласия в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
На основании ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Материалами дела установлено, что Губайдуллин Р.Х. является собственником нежилого помещения № по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН здание имеет назначение нежилое.
Согласно ответу генерального директора строительно-инвестиционного холдинга ЛИКОС Куниловского А.А. на имя Губайдуллина Р.Р. в литере В21В52 помещение, принадлежащее АО Строительно-инвестиционный холдинг «Ликос» было выделено в самостоятельный объект ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим согласование процедуры признания нежилого помещения отдельно стоящим зданием не требуется.
Из согласия от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ООО «Авента», являющееся собственником помещения, расположенного в здании литер В57 В21 В52 В51 В6 В7 В54 В60 В59 В56 В44 В53 В58 по адресу: <адрес> проведении процедуры признания функционального нежилого помещения с кадастровым номером №174, общей площадью 512,9 кв.м., расположенного в здании по адресу: <адрес> литер В57 В21 В52 В51 В6 В7 В54 В60 В59 В56 В44 В58, принадлежащего ООО «Пригородное строительное управление» отдельно стоящим здание с выделением его в натуре возражений не имеет.
Аналогичное прежнему в материалах дела имеется согласие Усачевой Н.М., согласно которому она, являясь правообладателем помещения в здании литер В57 В21 В51 В6 В7 В 54 В60 В59 В56 В44 В53 В58, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем ей на праве собственности о проведении процедуры признания функционального нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 512,9 кв.м., расположенного в здании по адресу: <адрес> литер В57 В21 В52 В51 В6 В7 В54 В60 В59 В56 В44 В58, принадлежащего ООО «Пригородное строительное управление» отдельно стоящим здание с выделением его в натуре возражений не имеет.
Шевелева О.Н., ООО «Риэлт Центр» являются правообладателями помещении в здании литер В57 В21 В51 В6 В54 В60 В59 В56 В44 В53 В58 и соответственно литер В57 В21 В52 В51 В6 В7 В54 В60 В59 В56 В44 В53 В58, расположенного по адресу: <адрес> проведении процедуры признания функционального нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 512,9 кв.м., расположенного в здании по адресу: <адрес> литер В57 В21 В52 В51 В6 В7 В54 В60 В59 В56 В44 В58, принадлежащего ООО «Пригородное строительное управление» отдельно стоящим здание с выделением его в натуре возражений не имеют.
Из заключения кадастрового инженера Алибаева А.Г. следует, что в ходе проведения кадастровых работ в отношении помещения №, назначение нежилое, общей площадью 512,9 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> было выявлено, что конструктивные элементы указанного объекта позволяют считать его зданием. Площадь здания полностью соответствует площади помещения с кадастровым номером 56:44:0304014:174, что подтверждает отсутствие перепланировок и реконструкций. Год постройки указанного объекта 1959.
В соответствии с Экспертным заключением ЗАО «Научно-производственное предприятие «Энергоаудит» по результатам обследования нежилого помещения № литер В21В52 следует, что помещение № в здании литер В21В52, расположенным по адресу: <адрес> является полностью автономным и эксплуатируется независимо от остальной части здания. Помещение № имеет собственные коммуникации и автономные узлы и приборы учета.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В соответствии со словарем строительных терминов здание - это строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для пребывания или проживания людей и для выполнения разных производственных процессов.
Здание характеризуется следующими основными чертами: во-первых, это результат строительства; во-вторых, оно имеет определенный объем (объемную строительную систему), который может располагаться как над землей, так и под землей, или же иметь и надземную и подземную части.
Анализ действующего законодательства, объектом правового регулирования которого являются различные здания и сооружения, также позволяет сделать вывод, что оно должно включать в себя помещения (части объема здания, имеющие определенное назначение и ограниченные строительными конструкциями), сети инженерно-технического обеспечения, то есть совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий, и системы инженерно-технического обеспечения (системы здания, предназначенные для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности); в-четвертых, иметь специальное предназначение, а именно использоваться для проживания людей и деятельности людей.
В судебном заседании материалами дела установлено, что ответчикам также на праве собственности принадлежат нежилые помещения, которые по техническим характеристикам являются изолированными. Реконструкция в помещении истца не производилась, что подтверждается точным соответствием площадей.
В силу п.4 ч.17 ст.51 ГК РФ разрешение на строительство не требуется в случаях изменения объектов капитального строительства и их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что принадлежащее истцу помещение является зданием с отдельным фундаментом и стенами, обладает параметрами, позволяющими признать его самостоятельным объектом, ответчики и третьи лица против удовлетворения исковых требований не возражают.
Вместе с тем, согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, требования истца о прекращении за ним права собственности на помещение № с кадастровым номером № по <адрес> подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Губайдуллина РХ к администрации г.Оренбурга о прекращении права собственности, признании права собственности удовлетворить.
Прекратить право собственности Губайдуллина РХ на помещение № с кадастровым номером № общей площадью 512,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за Губайдуллиным РХ право собственности на одноэтажное нежилое здание общей площадью 512,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный райсуд г.Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Решение изготовлено в окончательной форме 26 февраля 2021 года.
Судья Бураченок Н.Ю.